Урок внеклассного чтения "Свет доброты и человечности" (по роману Альберта Лиханова "Мой генерал"), 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • знакомство с творчеством А. Лиханова;
  • формирование навыков работы с текстом;
  • донести до ребят главные нравственные уроки через обсуждение поступков и слов главных героев;
  • воспитание активной жизненной позиции, доброты, сочувствия, неравнодушия к окружающим людям.

Ход урока

I.Сообщение темы и целей урока.

II.Вступительное слово учителя о писателе.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13.09.1935г. в г. Кирове. После окончания школы он поступает в Уральский государственный университет на отделение журналистики в Свердловске. Затем вернулся в родной город и работал в областной газете “Кировская правда”, редактором молодежной газеты “Комсомольское племя". Позже был корреспондентом “Комсомольской правды”, являлся председателем Детского фонда имени В.И.Ленина.

Первый рассказ был опубликован в журнал “Юность” в 1962 году. Большую роль в его жизни и творчестве сыграла встреча с Л. Кассилем. Он прочно связал свою судьбу с литературой для детей и юношества. Широкую известность получили его книги “Музыка”, “Чистые камушки”, “Магазин наглядных пособий”, “Мой генерал”. Лучшие из них были удостоены премии Ленинского комсомола, Государственной премии им. Н.К.Крупской, Международной премии им. А.М.Горького.

III.Аналитическая беседа.

- О чем прочитанная книга?

От чьего имени ведется повествование?

-Кому автор посвящает свое произведение?

-Расскажите о главном герое романа. (Антон Рыбаков, ученик 4 класса, сибиряк, любит земляничное варенье и кино про шпионов, у него есть друг Кешка).

-В какой семье растет Антон? Расскажите о его родителях. (Отец-Сергей Антонович, Великий Кочевник и Несчастный Скиталец, коренной москвич, который не хочет жить в Москве, любит строить электростанции, заместитель главного инженера.

Мама Ольга- коренная сибирячка, главный санитарный врач района, заправский шофер).

-Как живет семья Белобрысиковых?

-“Боюсь начать о самом главном”. О чем или о ком?(О дедушке)

-Что узнаем от мальчика до встречи с этим героем? (Живет в Москве один, жена умерла, генерал- лейтенант, артиллерист, оптимист, не может оторваться от работы).

-Каково было первое впечатление Антоши от встречи с дедушкой? (Разочарование.)

-Но первое впечатление обманчиво. При более близком знакомстве люди не перестают нас удивлять. Чем же удивил внука и нас генерал в отставке? (Мыл полы и пек пирожки).

-А потом? (Катал коляски, стал кладовщиком.)

-Какое чувство испытал Антон Второй? Можно ли понять мальчика? (Чувство стыда.)

-Как вы к этому относитесь?

-Какие качества характера дедушки вызывают симпатию? (Галантность по отношению к Анне Робертовне, честность и неподкупность. гл. “ Шабашники”).

-Изменилась ли жизнь мальчика после приезда деда? (гл. “Привилегии”)

-“Звездная болезнь”. Чем страшна и чревата она? (Потерей друзей ,угрызениями совести.)

-Расскажите о друзьях Антона.

-Но жизнь полна противоречий. Когда и как Антон осознал, убедился в этом? ( На сборе.)

-Признаться в трусости и даже подлости – уже сила. “ Хватило бы силы вынести эту тишину”. А это о чем?

-Какие нравственные уроки преподал Антон Петрович внуку?

Никогда нельзя быть свадебным генералом.

Чужой славой никогда не пользоваться.

Нет стыдной работы.

У человека должно быт продолженье – это высшее счастье.

Не будь равнодушным

Человек должен быть недоволен собой. Досада – это урок.

-В связи с чем сказаны последние слова?( Встреча на высшем уровне. Полезно посмотреть на себя со стороны)

-Жизнь – великий учитель. Она дарит нам любовь и дружбу дорогих сердцу людей, она знакомит нас с их удивительной судьбой. Назовите их в романе. (История Николая Петровича)

-Военная тайна генерала. Как этот поступок характеризует Антона Петровича? Правильно ли он поступил?

-Почему генерал называет себя Дон Кихотом?

-“Я придумываю эти стихи. А они не выходят. Всё равно я сочиню эти стихи. Всё равно! Всё равно! Всё равно!” Зачем это ему нужно? (Чтобы память не исчезла, чтобы дедушка жил).

IV. Заключительное слово учителя.

А ещё я хочу, чтобы вы, ребята, став взрослыми, не забывали своего детства – самой удивительной поры, когда жизнь чиста и первозданна. И пусть детство иногда несёт нам первые печали, страдания, разочарования, надежды, доброты, тепла в нём, безусловно, больше. Пусть не померкнет этот свет доброты и человечности, потому что, говоря словами Альберта Лиханова, “без детства холодно на душе”. А ещё мне хочется, чтобы вы, не откладывая на потом, окружили теплом и заботой самых близких вам людей, поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам сочинение “Моя бабушка” или “Мой дедушка”.