Тип урока: закрепление и систематизация пройденного материала.
Цели урока:
- -закрепить и систематизировать знания учащихся о родном городе;
- продолжить знакомство учащихся с поэзией о родном городе (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.И.Цветаевой, В.Я.Брюсова);
- продолжить процесс формирования связной речи учащихся с использованием терминологии, соответствующей теме урока;
- способствовать развитию умения работать как индивидуально с заданием, так в паре и в группе;
- способствовать развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление, речь, воображение и т.д.;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к родной культуре и ее достоянию.
Оборудование:
- микрофильм «Город чудный, город древний!» (приложение 1);
- микрофильм «Ария Кутузова из оперы С.Прокофьева «Война и мир» (приложение 6);
- презентация к уроку (приложение 4);
- раздаточный материал для работы в парах и групповой работы;
- иллюстративный материал для творческой работы (моделирования).
Ход урока |
Примечания |
||||
1. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! В поисках мудрости вновь и вновь обращаемся к нашим истокам, к нашим корням. Наши корни здесь, в прекрасном и, как сказал поэт, «чудном и древнем» городе – в Москве. Но что же стоит у истоков процветания нашего города? Каким мы видим свой город, как относимся к нему? Об этом нам предстоит сегодня поразмышлять. Возможно, то, о чем будем говорить, поможет нам на жизненном пути. Итак, мы начинаем! |
Учащиеся разбиты на 4 группы по 4-5 человек (группы смешанные: девочки и мальчики) |
||||
2. Эпиграф к уроку (чтение стихотворения учащимся наизусть).
|
Приложение 1 (презентация) |
||||
3. Вступительная беседа - Фильм, который вы сейчас увидели, предваряет тему нашего урока (эпиграф), которая звучит очень поэтично «Москва. Образ города». - Как вы понимаете, что такое образ? (результат художественного обобщения, способствующий объективному восприятию картины мира; образ – это совокупность нескольких составляющих) - С понятием «образ» мы часто сталкиваемся на уроках литературы. Из чего складывается образ героя художественного произведения? (характер, поступки, отношение к окружающим и т.п.) - Как вы думаете, что станет предметом обсуждения на уроке? Из чего может складываться образ Москвы? (какой мы видим Москву, какой ее видели до нас, люди и их отношение к городу) - Можно ли считать актуальным обращение к теме «Образ Москвы» (образ – это также отражение внутреннего, духовного мира человека, у каждого жителя города складывается свой образ Москвы) - Значит, жители, т.е. мы с вами, являемся неотъемлемой составляющей образа Москвы. Наш урок пройдет в форме размышления. Мы задумаемся над тем, какой видели Москву наши предки и какой мы видим ее сейчас. Результатом размышления станут постеры «Моя Москва», которые к концу урока оформит каждая группа. Здесь вы сможете отразить свое видение города, оценить качества, присущие москвичам. |
Приложение 2 (постер) |
||||
4. Групповое задание №1 «Москва в произведениях русских поэтов и писателей» - Не случайно в начале урока мы отметили, что тема звучит поэтично. Почему? Москва воспета в произведениях русских поэтов и писателей. Москва всегда служила и будет служить неиссякаемым источником вдохновения. Какой видели и любили Москву русские поэты? - Возьмите карточки с заданием №1. Сейчас каждый из вас должен внимательно изучить и проработать карточку со своим заданием. |
(задание №1) |
||||
Самостоятельная работа: учащиеся выполняют задания на своих бланках. Группа 1: Москва в творчестве А.С.Пушкина. Группа 2: Москва в творчестве М.Ю.Лермонтова. Группа 3: Москва в творчестве М.И.Цветаевой. Группа 4: Москва в творчестве В.Я.Брюсова. - Итак, каждый из вас выписал из стихотворений русских поэтов слова и словосочетания, олицетворяющие наш город. Теперь обсудите в группе и выберите три основных составляющих образа города в стихотворениях Пушкина, Лермонтова. Цветаевой и Брюсова. Выпишите их на командный листок, а затем на доску. Оформление доски: Москва. Образ города.
Групповая работа: представитель от каждой группы выписывает на доску три составляющих образа города, олицетворяющих Москву в произведениях русских поэтов. |
Музыкальное сопровождение |
||||
Обсуждение: Группа 1: Москва в творчестве А.С.Пушкина (чтение стихотворения учащимся): Москва белокаменная, златоглавая, церкви, колокольни, кресты золотые, сады и чертоги, уже само имя города вызывает в душе трепет и т.п. Напомнить: Пушкин родился в Москве (ныне Бауманская улица), а стихотворение «Воспоминание в Царском селе» он читал на экзамене в Лицее перед Г.Р.Державиным. Москва - город, где забываются горести и печали, отдыхает душа, город, в котором чувствуешь себя всегда юным и беспечным. Почему последние строки выделены красным? Как вы понимаете их смысл. Произнести строки хором. Группа 2: Москва в творчестве М.Ю.Лермонтова (чтение стихотворения учащимся): Москва великая, златоглавая, белокаменная, прекрасно наблюдать зарю в городе, Москву невозможно описать, ее можно чувствовать и т.п. Напомнить: Лермонтов родился в Москве (недалеко от Красных ворот). Группа 3: Москва в творчестве М.И.Цветаевой (прочитать стихотворения вслух). Какой видит Москву поэтесса? (купола на фоне голубого неба, православная Москва, необъятная; облака - стремление вверх, ввысь, восторженность, восхищение). Напомнить: Цветаева родилась в Москве. Группа 4: Москва в творчестве В.Я.Брюсова. - В.Я.Брюсов (чтение стихотворения учащимся): Какой предстает Москва в строках Валерия Брюсова? (святая, величественная, в золоте куполов, над городом раздается колокольный звон). Напомнить: Брюсов родился в Москве. Вывод: Как вы думаете, почему под каждым портретом подписаны годы жизни поэта? ( Пушкин и Лермонтов – это поэты 19 века – «Золотого» века русской поэзии, а Цветаева и Брюсов – 20 век, который называли «Серебряным»). Что объединяет поэтов? Без чего поэты не представляют себе Москву? (Поэты видят Москву православной, украшенной куполами, над городом раздается колокольный звон) Ключевыми можно считать слова Брюсова о Москве: «Москва святая». |
Приложение 4 (презентация) |
||||
5. Групповое задание №2 «Московский Кремль». - Какой мы видим Москву? Что в первую очередь мы себе представляем, когда говорим о Москве? (Кремль) - Почему Кремль можно считать символом Москвы? (Кремль – это сердце города, его сила, мощь и красота). Напомнить: Каким был Кремль на протяжении многовековой истории Москвы? Чтение учащимся стихотворение М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…» Анализ стихотворения: - Как вы понимаете смысл строк «люблю тебя как сын», «как русский, - сильно, пламенно и нежно»? - Что имеет в виду поэт, когда говорит о «священном блеске седин»? - Кто этот «чуждый властелин»? |
Приложение 4 (презентация) |
||||
Групповая работа: учащиеся в группе выполняют задание на карточках самостоятельно, затем заполняют командный листок. Обсуждение и выводы: Чувство патриотизма должно быть присуще не только Москвичу, но и вообще русскому человеку, человеку, для которого Россия - Родина. Вспомним годы ВОВ и 1812 года и 1941, когда русский народ, сплотясь, одолел врага, во много раз превышающего его в силе. Вспомним строки Лермонтова о Москве «…люблю тебя, как сын». Если человек относится к своему городу как сын к матери, если считает себя неотъемлемой его частью, какое чувство движет им? (любовь) Чувством глубокого патриотизма и любви проникнута ария Кутузова из оперы С. Прокофьева «Война и мир».
- Как Кутузов называет свою столицу? (величавая, матерь, матушка, белокаменная) - Какими он видит москвичей? (храбрые и вольные люди, великий народ) |
(задания) Приложение 6 (презентация) |
||||
6. Групповое задание №3 «Москва и москвичи» А вот слова главного летописца быта и нравов Москвы Владимира Алексеевича Гиляровского: «Я - москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я - москвич!». Какие слова являются ключевыми в этом высказывании? («…вкладывая в него себя»). Как вы понимаете эти слова? - Из приложенных качеств выберите положительные и отрицательные. Затем подумайте, обсудите и выберите пять основных, на ваш взгляд, положительных и отрицательных качеств, присущих москвичам. Качества: Пытливый ум, радушие, предприимчивость, верность традициям, любовь к деньгам, энергичность, любовь к отечеству, решительность, миролюбие, целеустремлённость, религиозность, образованность, уважение к другим народам, информированность, воспитанность, трудолюбие, приветливость, интеллигентность, отзывчивость, высокая приспособляемость, доброжелательность, высокомерие, корыстность, жадность, завистливость, наглость, грубость, эгоизм, равнодушие, хамство, суетливость, привередливость в выборе работы, лень, нервозность, бездуховность, нетерпимость к приезжим. Обсуждение: какие качества выбрала каждая группа и почему. Комментарий: Опрос в Интернет: Москвичи высокомерные, но порядочные. |
Приложение 4 (презентация) |
||||
7. Групповая работа. Оформление постера «Моя Москва» - Запишите слова или словосочетания, составляющие образ Москвы. Дополните постер фотографиями с видами Москвы, подписать их. Добавьте высказывания о Москве. Высказывания: «Как не любить родной Москвы?» Неподражаемой России В каком ты блеске ныне зрима, Нет тебе на свете равных, Москва-третий Рим Москва-сердце православия Москва-храм под открытым небом Москва-собор земли русской Представление постеров представителями каждой группы. |
Музыкальное сопровождение |
||||
9. Подведение итогов. Рефлексия. - Совпадает ли представление о Москве наших предков с нашим видением города? Что изменилось? - Что значит любить свой город? - Что каждый из нас может сделать, чтобы город процветал? (ценит то прекрасное, что есть в нашем городе, видеть это прекрасное, не ругать, не клеветать на него, не потворствовать тем, кто это делает, бороться с равнодушием и эгоизмом) |
|
||||
10. Домашнее задание Написать сочинение на тему «Моя любимая улица Москвы» |
|
||||
11. Заключительное стихотворение (учащийся читает наизусть) *** Ночь морозная. Иней укутал траву. Долговязые краны над старой
Москвой. Я давно уже истиной этой живу. За грядою домов начинает светать. Гербовский Г.Я. |
|