Подготовка к домашнему сочинению "Судьба Муму"

Разделы: Литература


Цели:

  • Систематизация знаний учащихся о судьбе Муму в виде логической схемы.
  • Формирование умения выбирать из произведения необходимый материал, определять взаимосвязь и причины событий, поступков героев; формирование навыка логического мышления при составлении логической схемы.
  • Воспитание бережного отношения к животным, чувства ответственности за их судьбу.

Опорные знания: вступление сочинения, заключение сочинения, основная часть сочинения.

Виды работ: ответы на вопросы, раскрывающие знания и понимание текста рассказа; отработка пошаговых умений составления логической схемы вместе с учителем, установочная работа (установочные реплики), построение устных и письменных высказываний, выражение отношения к прочитанному.

Тип урока: развитие речи.

Вид урока: беседа, практикум по составлению схемы.

Метод преподавания: побуждающий, репродуктивный.

Метод учения: поисковый, исполнительский.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Актуализация знаний учащихся.

На прошлом уроке мы с вами закончили изучение рассказа И.С. Тургенева “Муму”

1. Как выдумаете, кто главный герой рассказа?

2. Почему вы так думаете?

 

 

 

3. Почему рассказ называется “Муму”?

 

 

4. Как повлияла она на жизнь Герасима?

 

 

5. Почему Герасим её убивает? Почему не ушёл от барыни вместе с собакой?

6. Чья судьба у вас вызывает больше сочувствия: Герасима или Муму?

Сообщение учителем цели урока.

Почему вы так думаете, вы должны будете написать в домашнем сочинении “Судьба Муму”. Сегодня на уроке мы подготовимся к нему. Помощником в написании сочинения будет логическая схема, которую мы сегодня на уроке составим. Она послужит планом вашего сочинения. В ней мы отразим героев, которые сыграли важную роль в жизни Муму, и их поступки по отношению к ней.

Беседа. Составление логической схемы вместе с учителем.

1. Когда мы впервые встречаемся с Муму?

- Ответ на этот вопрос будет вступлением к вашему сочинению. Занесём этот эпизод в схему и обозначим его “Вступление. Встреча с Муму”.

 

- Проговорите ещё раз, как вы начнёте ваше сочинение и запишите вступление в свои тетради.

Все ответы на остальные вопросы составят основное содержание вашего сочинения. План ответов мы запишем с вами в логической схеме.

2. Как относился Герасим к Муму?

 

 

Отразим это в схеме.

 

 

 

 

 

 

3. Как вы думает, почему автор назвал эти дни жизни Муму счастливыми?

 

 

4. Кто и как помешал счастливой жизни Муму? Занесём этот персонаж и его поступки в схему. Перелом в судьбе Муму изобразим в виде зигзага на схеме.

 

 

5. Кто выполнил приказ барыни? Что он сделал?

 

6.Почему Муму вернулась? Как ей это удалось?

7. Как Герасим защищал свою любимицу?

Занесём это зигзаг в судьбе собаки в схему.

 

8. Как барыня узнала, что Муму вернулась?

 

9. Кто и как успокаивает её?

Занесём это изменение в судьбе Муму в схему.

 

 

10. Кто и как скрасил последние часы жизни Муму? Занесём это в схему

 

11. Как ведёт себя Муму в лодке и почему?

12. Какие чувства вызывает у вас сцена гибели Муму? Ваши рассуждения будут заключением сочинения. Занесите это в схему. Попробуем письменно оформить ваши рассуждения.

 

 

 

 

 

Учитель обращает внимание учащихся на схему. Как в ней передана трагическая судьба Муму?

Д/з: написать сочинение “Судьба Муму”, опираясь на логическую схему.

 

Ученики называют Герасима.

Ученики рассуждают.

На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь Герасима, его переживания, трагические изменения в его судьбе.

Ответ учеников.

Она сыграла важную роль в судьбе Герасима.

Ученики отвечают. Она украсила его жизнь после расставания с Татьяной, помогла пережить ему эту потерю.

Ученики рассуждают

Не мог ослушаться барыни.

Ответ учеников.

Судьба Муму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

После проводов Татьяны Герасим, возвращаясь домой, на берегу реки нашёл Муму и принёс домой.

 

Учащиеся заносят эпизод в схему.

 

 

 

 

Учащиеся проговаривают вслух начало сочинения и записывают его в своих тетрадях.

 

Ответ учащихся.

Накормил, приютил, полюбил, ревновал к другим.

Учащиеся заносят в схему данный этап жизни Муму.

Учащиеся рассуждают.

Чувствовала любовь Герасима, отвечала преданностью: сторожила дом, отпугивала воров.

Ответ учащихся.

Барыня рассердилась на Муму за то, что та оскалила на неё зубы, и приказала убрать Муму из дома.

Учащиеся изображают это на схему.

Степан относит и продаёт её.

В схеме учащиеся отображают этот эпизод.

Любила Герасима, перегрызла верёвку и убежала.

Спрятал от барыни вернувшуюся Муму, держал взаперти в каморке весь день, выпускал только ночью.

Учащиеся добавляют в схему новый эпизод.

Муму залаяла на пьяного прохожего, а барыня проснулась и прикинулась умирающей.

Гаврила, стараясь угодить барыне, пообещал, что завтра же собаки не будет в живых.

Учащиеся заносят этот эпизод в схему.

Герасим ведёт в трактир, вкусно кормит.

Учащиеся отражают этот эпизод в схему.

Виляет хвостом, доверчиво смотрит на него.

Учащиеся заносят в схему последний эпизод “Заключение. Трагическая гибель Муму?”

Учащиеся записывают и зачитывают вариант заключения.

Сцена гибели Муму вызывает у меня чувство жалости. Когда я читала эту сцену, я плакала над судьбой собачки. Я никак не могу понять, почему Герасим её утопил, ведь он мог взять её в деревню.

Учащиеся говорят о том, что трагедия жизни Муму передана с помощью зигзагов, ломаных линий.