Урок-путешествие "В галерее басен"

Разделы: Литература


Цель урока:
Развитие познавательных способностей в процессе  изучения басен И.А.Крылова с использованием инновационных методов обучения и ИКТ. Познакомить с историей басен. Учить выразительному чтению, артистичности и коммуникативным качествам общения.
Формирование навыков чтения, используя различные виды чтения,  развитие словарного запаса, используя литературные понятия, развитие связной речи.
Воспитание нравственных качеств через понимание басен, воспитание культуры речи, коммуникативных качеств ребят.

Ход урока

Сообщение темы урока                                                                                                                                                                     
Ребята, нас сегодня ждет удивительное виртуальное путешествие в галерею басен. Я попробую сегодня быть вашим экскурсоводом, а вы будете экскурсантами. Но экскурсантами необычными, а творческими. Разделим класс по интересам на 3 секции: теоретики- литературоведы, художники – иллюстраторы, артисты- театралы. Но все вместе вы - активные экскурсанты.

Перед входом в виртуальный музей скажите мне, а что значит «виртуальный»   (нереальный, выдуманный). В нашем музее несколько залов

Исторический зал

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
«Кукушка и Петух»
«Лиса и виноград»
«Квартет»
«Свинья под дубом»
«Ворона и Лиса»

ЭЗОП
«Ворон и лисица»
«Голубка и муравей»
«Лисица и виноград»
«Лошадь и осел»
«Обезьяна и кот»

ЛАФОНТЕН
«Кук«Ягненок и Волк»
«Кабан и Лиса»
«Волк и Журавль»
«Орел и Лисица»
«Лиса и виноград»

Здесь мы с вами познакомимся с историей басни. Басня является одним из    старейших жанров мировой литературы. Она широко использовалась в литературе разных стран и народов.

В Древней Греции басенным творчеством занимался Эзоп. Слово литературоведам. Как они справились с домашним заданием?               
Кто из теоретиков хочет добавить к сообщению?                                                                                                                  

Много лет позже во Франции появился острослов Лафонтен, который хорошо знал все пороки французского общества. А власть за «колкие» произведения преследовала его. Лафонтен хорошо знал басни Эзопа и многие из них перевел на французский язык.   Посмотрите портрет                                         

Выступают теоретики

Помощь других литературоведов                   
В России в жанре басни писали М.В.Ломоносов, Александр Петрович Сумароков и И.А.Крылов. Работали в этом жанре  и другие русские писатели: Л.Н.Толстой, С.Михалков. Об их творчестве вы узнаете в других классах.

А что вы знаете о И.А.Крылове?

Презентация о И.А.Крылове и о баснях И.А.Крылова – теоретик

Героический зал

Вспомним героев басен И.Крылова. Кто чаще всего был героем в баснях? (животные) Назовите этих животных

Как называется прием «очеловечевания» животных в литературе – олицетворение.

Автор ведет свой сказ в прямом смысле или в переносном? Как называется этот прием? Аллегория или иносказание. А что такое  «Эзопов язык»?

Почему И.Крылов использовал такой прием? (Чтобы власти не наказывали его за изображение правды жизни).

Зеркальный зал

Ребята, что мы видим в зеркале обычно? (свое отражение).
Найдите в новом зале в «Зеркальном» отражение тех пороков, какие эти животные олицетворяют. Как соединить название пороков и героев басен?
Какие ассоциации у вас возникают? (сходство)

 (Показ слайдов со словами и рисунками животных).

ВОРОНА

ЛЕВ

ЗАЯЦ

СВИНЬЯ

МУРАВЕЙ 

СТРЕКОЗА

ВОЛК

ЯГНЕНОК

ЛИСА

ОСЕЛ

   

УПРЯМСТВО

НЕВЕЖЕСТВО

ТРУДОЛЮБИЕ

ХРАБРОСТЬ

ТРУСЛИВОСТЬ

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ

ХИТРОСТЬ

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

ЗЛОБНОСТЬ

РОТОЗЕЙСТВО

Сравнить с правильным ответом

 

ВОРОНА

ЛЕВ

ЗАЯЦ

СВИНЬЯ

МУРАВЕЙ

СТРЕКОЗА

ВОЛК

ЯГНЕНОК

ЛИСА

ОСЕЛ

   

 

РОТОЗЕЙСТВО

ХРАБРОСТЬ

ТРУСЛИВОСТЬ

НЕВЕЖЕСТВО

ТРУДОЛЮБИЕ

ЛЕГКОМЫСЛИЕ

ЗЛОБНОСТЬ

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ

ХИТРОСТЬ

УПРЯМСТВО

Кто согласен с правильным вариантом? Поднимают руки.

Артистический зал

Здесь я переоблачаюсь в режиссера, а вы становитесь актерами. Наша задача – учиться читать басню, составлять сценарий, разделить роли и играть на сцене.

 У вас было дом. задание – читать по ролям известную вам басню «Ворона и Лиса». Надо было отработать диалог в басне.
Что такое диалог?  А все ли басни пишут в форме диалога?
Что такое монолог?  

Чтение по ролям басни «Ворона и лиса»

А теперь сравним выразительность речи ребят и профессиональных актеров, обратим внимание на повадки животных.  
Просмотр мультфильма.

  Для сегодняшнего сценария возьмем басню «Свинья под дубом».

Сначала познакомимся с басней. Вопросы после чтения.
Так что же такое басня?
Как нужно читать басню? (как сказку сказывать)
Прочитаем про себя
В чем заключается сюжет басни?
Из каких частей состоит басня?
Что такое мораль?

Словарная работа

невежа  и невежда

Проследите  за речью автора, почему он использует разговорный стиль, народные слова? Язык басен близок устному народному творчеству.

Чтение басни вслух по ролям.
(в это время переодеваются артисты)

Инсценирование басни   

Какие чувства вызывает басня после просмотра?

Викторинный зал

В этом зале вы должны двигаться только лишь по отгаданным цитатам. Из каких басен слова? 

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет

Лишь бы были желуди:
Ведь я от них жирею

По улице Слона водили,
Как видно, напоказ

Нечего на зеркало пенять,
Коли рожа крива

Ты все пела – это дело,
Так поди же, попляши

Кукушка хвалит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку…

Анализ лексики басен И.А.Крылова.
..рожа, крива, годитесь, пенять. коли, попляши, катит в глаза, удручена…

О чем говорит лексика басен И.А.Крылова? (о народности).

Художественный зал

Рассматриваем выставку книг И.А.Крылова.

Назовем этот зал художественной галереей.
Посмотрите рисунки известного художника  Евгения Рачева к басням И.Крылова. Перед вами и сборники басен И.Крылова с его иллюстрациями. Художник очень точно изображает нам героев басен, используя сатирическое изображение. Соответствуют ли эти герои вашим представлениям о них из басен.  Охарактеризуйте их.

 Но у нас в классе есть свои юные таланты. У художников- иллюстраторов было домашнее задание нарисовать сюжеты к басням И.А.Крылова. Кто хочет порадовать нас своими рассказами и рисунками?

 Комментарий учащихся о своих рисунках.

Вот и заканчивается наше путешествие. Хочется вспомнить словарь терминов, которые мы использовали на уроке.

Составление словаря урока
Виртуальный музей, сюжет, мораль, композиция, аллегория, иносказание, олицетворение, диалог, монолог, цитата, сценарий, экскурсант, экскурсовод.
ассоциации, инсценирование, перевоплощение
А какие слова мы не успели повторить?   -  композиция (построение)

Обобщение по теме урока

Зачем же И,А,Крылов создавал свои басни? «Мои животные говорят за меня»
Мне хотелось бы, чтобы каждый человек смотрел на себя со стороны и видел свои недостатки, чтобы мы не были похожи на героев басен И.Крылова

Рефлексия

А теперь, используя разноцветные флажки, покажите мне те чувства, которые вы испытали на уроке.

Флажки:
интерес;
радость
творчество

Все ребята получают сегодня оценки отлично за то, что с удовольствием посетили виртуальный музей.         
Домашнее задание  - выучить любимую басню И.Крылова и подготовиться к инсценированию басни, к конкурсу художественной самодеятельности

 Давайте закончим свой урок хорошей песней о добре, о человеческих чувствах, о дружбе.   
Звучит песня «Дорогою добра».