История и обществознание
-
«Приемы формирования смыслового чтения сплошных и не сплошных текстов на уроках истории и обществознания». 2020
В современном обществе умение школьников читать, не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
-
Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг. 2009
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
-
Приемы запоминания слов, хронологии и текстов при изучении истории 2009
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки.
-
Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания 2012
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели.
-
Приемы и методы самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории 2019
Изучение истории по новым образовательным стандартам ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации школьников, формирования их мировоззрения и ценностных ориентаций. В основе ФГОС лежит и системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Кроме того, актуальными являются ориентация на результаты образования, разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
-
Приемы повторения материала на уроках истории и не только (методические рекомендации) 2025
В статье автор дает рекомендации мотивированного повторения материала, рассказывает, как возможно совместить повторение и контроль.
-
Приемы работы с иллюстративным материалом на уроках истории 2019
С принятием Историко-культурного стандарта и переходом на ФГОС в курсе истории увеличилось внимание к историческим персоналиям, деятелям культуры и темам культуры в целом. Однако практика ГИА по истории убедительно показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с иллюстративным и картографическим материалом у выпускников не на высоком уровне. В этих условиях учителю на уроке приходится использовать разнообразные приемы и методы работы с визуальным материалом. Мне хочется поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках истории в среднем и старшем звене, продуктивность которых выражается в повышении качества обучения и результатах ГИА.
-
Приемы работы с информационным текстом. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания 2008
В число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций школьников должны войти информационная и коммуникативная компетенции. Ученики работают с различными источниками информации, коммуникативные качества развиваются через парную, групповую, коллективную деятельность.
-
Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене 2010
Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Приемы формирования исторической эмпатии 2008
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека.
-
Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи 2009
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение.
-
Признаки, функции и формы государства 2010
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира.
-
Приложение к авторской программе "История в лицах" 2005
Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения. Тезисы могут быть использованы преподавателями для организации обсуждений, дискуссий, причём в большинстве своём они не предполагают однозначных ответов, многие тезисы ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса, плюралистичность в оценке событий, явлений тех или иных деятелей. Поскольку тезисы не привязаны конкретным урокам и характеризуют различные стороны одной и той же личности, они могут использоваться избирательно. Эти материалы могут быть применены в ходе лекционного изложения или для других форм урока.
-
Приложение к авторской программе "История в лицах" (частично) 2003
Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задание на уровне анализа, сопоставление, обобщение, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, способствующей пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению истории.
-
Применение "Теории и технологии Способа диалектического обучения" при реализации общеобразовательной учебной дисциплины "История" в среднем профессиональном образовании 2021
Данная статья направлена на то, чтобы поделиться педагогическим опытом применения в своей профессиональной деятельности такой образовательной технологии, как «Теория и технология Способа диалектического обучения», которую я использую в своей практике для реализации познавательной и творческой активности обучающихся на учебных занятиях по курсу общеобразовательной дисциплины «История». В статье предлагается фрагмент учебного занятия по истории в группе студентов 1 курса (АК 1-20) по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773–1775 гг.)».
-
Применение «Исторического лото» на уроках истории при подготовке к ГИА 2025
Статья посвящена одному их возможных вариантов решения проблемы, которая возникает при подготовке к ГИА, ВПР по учебному предмету «История» – сложности усвоения обучающимися информации о культурных объектах, авторах этих объектах, исторических деятелях и основных деталях их биографии. В качестве способа решения данной проблемы мы разработали и внедрили в учебный процесс игру «Историческое лото».
-
Применение активных форм обучения с использованием технологии критического мышления на уроках истории 2010
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником.
-
Применение дидактических игр при изучении хронологии 2008
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми.
-
Применение игровых элементов на повторительно-обобщающих уроках истории 2010
В статье представлен пример обобщающего урока с использованием игр.
-
Применение ИКТ на уроках истории 2010
Непременным условием социального и личностного становления современного школьника является формирование уважения к символам Российского государства, Удмуртской республики, родного города и к атрибутам государственности - наградам. Изучение государственной символики начинается с детского сада, а на бытовом уровне ещё раньше. К 9–11-м классам учащиеся имеют довольно объёмные, но не систематические, фрагментарные знания по данному вопросу.
-
Применение интерактивных технологий на уроках истории и обществознания. Конспект урока по обществознанию по теме "Конституция. Основной закон страны"в 8-м классе 2009
В разработке представлены методические инновации, связанные с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которую можно успешно применять в основной и старшей школе.
-
Применение интерактивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла 2013
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу.
-
Применение информационных технологий на уроках истории, факультативных и индивидуальных занятиях 2006
Творчески работать и не опираться на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии, сегодня невозможно. Вошедший в мою жизнь компьютер действительно превратился в орудие педагогического труда. Формируя компьютерную грамотность, я проделала большую самостоятельную работу, также опиралась на знания и опыт специалистов. В статье содержится обобщение опыта по использованию новых информационных технологий в учебном процессе. Обозначены имеющиеся проблемы для учителей-предметников, работающих в этом направлении. В приложениях содержатся фрагменты презентации повторительного урока по теме "Гражданская война в США".
-
Применение исторических источников на уроках истории 2025
Современные уроки истории важны и потому, что обращают внимание на неотчуждаемость судьбы Отечества от жизни каждого человека. Такой подход заставляет учеников задуматься о том, что, если прошлое и не изменить, но каждый гражданин несет ответственность за настоящее и будущее своей страны. Построение уроков истории при таком обили задач для учителя, является довольно трудоемким процессом. И большую роль в нем играет использование исторических источников. Прежде всего, стоит обратить внимание на умение учеников работать с историческими документами
-
Применение кейс-технологии на уроках истории и обществознания в средней и старшей школе 2025
В современном образовательном процессе одним из наиболее эффективных методов обучения является кейс-технология. Она позволяет развивать у учащихся критическое мышление, аналитические способности и умение применять теоретические знания на практике. В контексте преподавания истории и обществознания кейс-технология становится незаменимым инструментом, способствующим глубокому пониманию материала и подготовке к экзаменам. Кейс-технология предоставляет учащимся возможность работать с реальными или смоделированными ситуациями, требующими анализа и принятия решений.
-
Применение компьютера на уроках истории 2010
Одним из способов применения информационных технологий на уроках истории является создание учениками презентаций. Учащиеся в группах анализируют информацию в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Преимущество подобного подхода - самостоятельная творческо-поисковая работа учащихся.
-
Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании 2016
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.
-
Применение личностно ориентированных технологий образования на уроках истории и обществознания 2015
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.
-
Применение методов развивающего обучения на уроках истории 2010
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения.