При подготовке к ГИА, ВПР по учебному предмету «История» у обучающихся возникают сложности в усвоении информации о культурных объектах, авторах этих объектов, исторических деятелях, деталях их биографии.
Наиболее распространенные трудности, возникающие у обучающихся:
- распознавание внешнего вида памятников культуры;
- распознавание личности создателей объектов культуры;
- определение временного промежутка создания конкретного объекта;
- распознавание исторических деятелей, которым посвящен памятник культуры.
В качестве способа решения данной проблемы мы разработали и внедрили в учебный процесс игру «Историческое лото».
«Историческое лото» может быть использовано как во время урока, так и в рамках внеурочных занятий, может применяться:
- для повторения ранее изученного материала в начале урока,
- для закрепления изученного материала,
- для тематического контроля,
- организации работы в группах,
- проведения соревнования между командами или отдельными игроками.
Применение «Исторического лото» служит популяризации исторических знаний, способом разнообразить формы работы на уроках и во внеурочной деятельности, возможностью расширить кругозор учащихся, формировать патриотизм, уважение к Отечеству, гордости за свою страну.
Игра представляет собой несколько видов наборов карт формата А4 (Приложение 1). На листе содержится краткая информация, представленная в виде таблицы, об авторстве работы/ биографических данных авторов/ времени создания памятника/ биографических данных исторического деятеля/дат наиболее важных событий отечественной истории.
К картам прилагается набор маленьких карточек (Приложение 2) содержащих иллюстративный материал - изображение исторических памятников/ портретов авторов работ/ портретов исторических лиц/ фото или иллюстративный материал с наиболее важными событиями отечественной истории.
Суть игры состоит в том, что бы подобрать карточку с изображением к соответствующему полю в таблице на карте. Возможны следующие варианты применения игры на уроке и вне его.
Вариант 1
При проведении «Исторического лото» во время урока класс делится на группы по 5 человек. На каждую группу выдается один лист с «полем»-таблицей и набор из 25 карточек. Группа заполняет поле под наблюдением учителя или ученика, исполняющего роль арбитра. Затем участники группы осуществляют самопроверку по ключам и выставляют себе баллы за работу. По окончании игры набранные баллы переводятся в 5-балльную отметку.
Такой вариант может подойти для работы как в начале урока - для повторения материала или актуализации знаний, так и в конце - для закрепления изученного материала.
Вариант 2
Другой способ проведения игры - в виде соревнования между командами, при котором отметки выставляются по результатам преодоления командами определенного порога баллов или по занятому командой месту в соревновании.