С принятием Историко-культурного стандарта и переходом на ФГОС в курсе истории увеличилось внимание к историческим персоналиям, деятелям культуры и темам культуры в целом. Однако практика ГИА по истории убедительно показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с иллюстративным и картографическим материалом у выпускников не на высоком уровне. В этих условиях учителю на уроке приходится использовать разнообразные приемы и методы работы с визуальным материалом.
Мне хочется поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках истории в среднем и старшем звене, продуктивность которых выражается в повышении качества обучения и результатах ГИА.
1. Подготовка к контрольной работе. По завершении изучения любого раздела ребятам предлагается самим приготовить задания для контрольной работы. В классе формируется несколько групп, каждая получает пакет с одинаковыми изобразительными материалами, используя которые группа должна предложить два задания (тонкий и толстый вопросы), группы представляют свои задания и обязательно сами дают на них примерные ответы. Учитель же включает некоторые из этих заданий в контрольную работу. Такой прием позволяет, с одной стороны, заинтересовать учащихся (на контрольной участники группы, чьи задания включены в контрольно-измерительные материалы, чувствуют себя «победителями», что повышает мотивацию на уроках), с другой стороны, при правильной организации группы слабые ученики имеют возможность повторить, а может быть и впервые познакомиться с визуальными материалами. Например, после изучения темы «Российская империя в начале ХХ века» группы получают пакет документов, в котором находятся: два листа формата А3, маркеры, клей, ножницы и фотографии Николая II, С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпина, С.О.Макарова, Ю.О.Мартова, В.М.Чернова, П.Н.Милюкова, А.И.Гучкова, В.И.Ленина, карта боевых действий русско-японской войны, картины, посвященные первой русской революции, и т.д. После 10 минут работы каждая группа представляет свои задания, а по итогам работы групп в контрольную работу учителем включены следующие задания:
2. Перестрелка. При изучении тем, содержащих визуальную информацию, можно устраивать небольшую работу: класс разделяется на три условные группы по количеству рядов. На проектор выводятся изображения памятников культуры, или картины художников, или портреты исторических деятелей, или все вперемешку. Задача ребят – узнать как можно больше памятников (картин, личностей), отвечать можно как устно, так и письменно (тогда разделяться на группы необязательно). Плюс устных ответов в возможности совместно повторить все памятники, но есть и минусы – слабые или не замотивированные ученики могут «отсидеться» при такой форме работы, а общий шум в классе приветствуется не всеми учителями. Поэтому я чередую устную перестрелку и письменную, которая может выступать своеобразной формой промежуточного контроля.
3. Демонстрационная таблица. Одна из самых простых и доступных форм домашней или проверочной работы может быть представлена в виде информационной таблицы. Традиционно у меня на уроках она называется демонстрационная таблица. Таблица содержит приготовленные учителем наборы изображений и задания к ним на подбор минимальной информации.
Название памятника ____________________ При каком правителе построено___________ Город ___________________ Архитектор ___________________ Назначение _______________________ |
|
|
Название памятника ____________________ При каком правителе построено___________ Город ___________________ Архитектор ___________________ |
|
Название памятника ____________________ При каком правителе построено___________ Город ___________________ Архитектор ___________________ Назначение _______________________ |
Чаще всего такую работу я даю ребятам на дом в электронном виде, что позволяет им при возникновении затруднений осуществить поиск в интернете по картинке. Такие информационные таблицы могут быть составлены по любой теме с использованием самых разнообразных материалов. Требование к такой домашней – она не должна быть перегружена, то есть содержать 4-6 изображений, чтобы во время отработки у учащихся не произошло «перемешивания» информации. И такая домашняя демонстрационная таблица очень легко превращается в небольшую проверочную.
|
Название памятника ____________________ |
|
При каком правителе построено ____________
|
4. Картины на проверочных работах. Картины используются вместо стандартных тестов по истории при текущем урочном контроле, например, вместо заданий на проверку базовых знаний по Дмитрию Донскому можно дать на «летучке» вот такое задание:
Проверка знания терминов по культуре также может быть организована с помощью изобразительного ряда, например:
Соотнесите понятия и соответствующие им изображения:
Понятия | Изображения |
А) Зернь |
1) |
2) |
|
3) |
|
4) |
|
5) |
|
6) |
С помощью картин и карт мы устраиваем проверку знаний хронологии. Например, в итоговую контрольную работу по XVIII веку включается простое задание – расположить исторических деятелей в хронологической последовательности их правления.
5. Подготовка к ЕГЭ. Классические задания, которые я использую, это собственно мною составленные задания 13-16 и 18-19. Начну с представления заданий на работу с иллюстративным материалом.
Так как на экзамене наши выпускники могут столкнуться с разнообразными формами представления задания 18-19, я тоже стараюсь использовать нестандартные изображения - чаще всего это марки, денежные единицы, памятные монеты или медали, плакаты, исторические картины, рекламные афиши. Например, в задании по культуре XI века, используется изображение банкноты Банка России номиналом в 5 рублей.
А при составлении заданий по Петру I можно использовать изображения банкноты номиналом в 500 р.
При этом нужно отметить, что для составления заданий 18-19 учителю не требуется особых навыков активного пользователя – достаточно, что вы умеете составлять таблицы и работать в текстовом редакторе.
Для составления заданий картографического практикума придется освоить Photoshop, так как карты нуждаются в редактировании – нужно «убрать» названия географических объектов, или даты, или легенду, подписать «убранные» элементы. Например, в карте «Битва на Реке Шелони» убираем название Новгорода.
Или на карте русско-японской войны мы «убираем» легенду, название Порт-Артура и Цусимского сражения, наносим на карту цифры 1, 2, 3.
Важно помнить, что какое бы количество заданий с визуальной информацией не использовал учитель на уроках, эффективность будет определяться количеством деятельностных методов работы учащихся. Мало перерисовать карту из атласа в контурные карты, нужно научиться читать всю полноту информации, дающуюся исторической картой, схемой, маркой или картиной.