Повторительно-обобщающий бинарный урок в форме круглого стола
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках,
- функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания;
- использовать материал о государственном устройстве стран мира, полученный на других уроках.
Обучающая цель:
- отрабатывать умение выделять существенные признаки,
- ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках.
Воспитательная цель:
- воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Человек - существо биосоциальное. Представить его вне общества сложно, но общество - это сложная система, влияние которой на человека разнообразно. 4 года вы изучаете это взаимодействие, и сегодня мы попытаемся с вами заполнить только одну страницу этого процесса.
? Но для этого вспомните, какие вы знаете основные сферы общества?
- Это экономическая, политическая, социальная, духовная сферы.
? Какая из этих сфер является, по вашему мнению, определяющей и почему?
- Политическая сфера, т. к. от того кому принадлежит власть, зависит и развитие всех остальных сфер жизнедеятельности общества.
? Что такое политическая система?
- Политическая система - это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
? Что, по вашему мнению, является основным институтом политической системы?
- Государство.
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать те сведения о государстве, которые вы получили в течение всего периода обучения на всех уроках. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе мы пригласили гостей из Великобритании мисс Анн Беннет, из Соединенных Штатов Америки мисс Анастасия Браун, из Германии мисс Катарина Лакманн, мисс Ерика Шлиманн, мисс Сабина Зальцманн и представителя Российской Федерации Екатерину Катеву.
1. Государство, его признаки.
? Что такое государство?
- Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
? Каковы признаки государства?
Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).
Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления).
Суверенный характер власти (главенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях).
Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).
Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию.
Обязательность членства в государстве.
претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
2. Функции государства.
? Что такое функции государства?
- Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.
? Какие функции государства вы можете выделить?
- Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри общества и страны.
- Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами.
К внешним функциям относятся:
- защита общества, государства от внешней угрозы;
- взаимодействие с другими государствами и международными организациями.
- Охранительные функции - это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих направлений общественных отношений 9охрана прав и свобод граждан, экологическая безопасность, защита государства от внешней угрозы).
- Регулятивная функция - это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами).
Самыми многочисленными функциями государства являются внутренние функции, которые условно можно объединить в 4 группы. ? Какие?
1. Политическая - государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов.
2. Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные отношения в экономике (национализация, приватизация и др.)
3. Социальная - осуществление государством программ развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.
4. Идеологическая - воспитание граждан общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации.
3. Форма государства.
? Что такое форма государства?
- Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют. Условно форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.
? Что представляет форма правления?
- Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.
? Что такое форма государственного устройства?
- Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей.
? Что такое политический режим?
- Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
? Какие формы государственного устройства вы знаете?
- Унитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. (Великобритания, Швеция, Дания, Франция, Испания, Италия).
- Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).
- Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.( Швейцария, СНГ).
? Какие формы правления вы знаете?
- Монархия. В монархиях (от греч. единовластие) формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Монархическая форма правления сохранилась сегодня в 1/3 стран мира, в которых проживают примерно 459 млн. человек. К европейским странам. В которых существует монархия, относятся Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; Конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной. А о парламентской монархии нам расскажет наша гостья мисс Анн Беннет.
Переводчик: монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично - исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решений парламента, которым практически не пользуется.
- Республика. В республиках (лат. общее дело) источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. В современном мире существуют парламентская, президентская республики. Слово предоставляется представителям Германии мисс Шлиманн, мисс Лакманн, мисс Зальцманн. В Германии президент - глава государства, исполнительная власть принадлежит главе правительства. Правительство ответственно только перед парламентом.
Слово предоставляется мисс Браун - представительнице США. В США президентская республика, в которой президент - глава государства и правительства. Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом.
А теперь послушаем о форме правления в нашем государстве. Слово предоставляется представителю РФ Екатерине Катевой (работа с Конституцией РФ).
? В каком государстве вы бы хотели жить, от чего это зависит: от формы правления, от формы государственного устройства?
- Это зависит от политического режима.
? Какие политические режимы вы знаете?
- Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства
Признаки тоталитарного режима:
- наличие единственной массовой партии;
- наличие официальной господствующей идеологии;
- наличие мощного аппарата контроля и принуждения, репрессии;
- подчинение экономики государству;
- внеэкономическое принуждение к труду;
- фиктивность законодательства.
- Авторитарный режим - политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
Признаки авторитарного режима:
- носителем власти является один человек или группа лиц, народ отчужден от власти;
- централизация власти и ее неподконтрольность гражданам;
- запрещение политической оппозиции;
- потенциальная опора на силу, которая, правда, не всегда используется;
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы жизни.
- Демократический режим - политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Признаки демократического государства:
- признание народа единственным источником власти;
- признание прав и свобод граждан в равной мере за всеми гражданами государства;
- правовой характер деятельности государственных органов;
- обязательное участие в осуществлении государственной власти выборных представительных органов.
Итак, правовое государство является основой демократического государства. Основными признаками правового государства являются:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
- реальное разделение властей на три ветви;
- взаимная ответственность личности и государства;
- реальность прав и свобод человека и гражданина, признание их высшей ценностью;
- равенство всех перед законом;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Домашнее задание: опираясь на эти признаки, 1 ряд доказывает наличие признаков правового государства в нашей стране, 2 ряд - отсутствие этих признаков.
Итог урока: мы с вами систематизировали тот материал о государстве: его признаках, функциях, формах, с которым познакомились на разных уроках.