Аннотация: интеграция методов, средств обучения с элементами творческого, проблемного подходов по учебной дисциплине, развивает интерес к учебному материалу и активизирует познавательный процесс, формирует умение и навыки, которые трудно сформировать в рамках традиционного подхода к обучению. Особенностью подобной интерактивной организации занятия является то, что студент активно погружен в процесс анализа, систематизации материала, а также его преобразование к современной действительности.
"Что может дать один человек другому, кроме капли тепла и что может быть больше этого?"
Ремарк
Тип урока: общение и систематизация знаний
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания об этапах философии (античности, средних веков, Нового времени и ХХ века), формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах “того” времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу.
- Развивающая: развитие аналитического мышления, умения работать в группах, отстаивать и аргументировать собственную точку зрения.
- Воспитательная: воспитание сознательности, нравственности.
Оснащение рабочего места:
Оборудование и материалы: ватманы, фломастеры и другие канцелярские принадлежности для творческой работы;
Методические материалы: учебники, хрестоматии, тексты, карточки с кейсами, таблицы, экспертные листы.
Ход занятия
1. Организационный этап
Здравствуйте, уважаемые студенты. Рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит сложная работа, мы будем анализировать, искать проблемы и пути их решения. Будем по-настоящему философствовать. Ведь в каждом из нас, пусть даже очень глубоко живет философ. Ведь “философия – это естественная потребность души”. Так говорил еще И. Кант. Предлагаю вам настроиться на это и желаю вам удачи в этом нелегком, но интересном деле.
2. Этап “Актуализации и мотивации знаний”.
Цель: вовлечение студентов в процесс осмысления изученного материала, мотивация степени участия каждого, создание ситуации успеха.
На данном этапе студентам предлагается выполнить упражнение “Приведите в соответствие”: распределить изображения философов (Приложение №1) и их крылатых выражений (Приложение № 2) по этапам философии. Изображения размещаются на доске в хаотичном порядке, обучающиеся по желанию подходят и прикрепляют высказывания и портрету философа. В ходе работы изображения философов классифицируются и на этапы, педагог организует обсуждение главных моментов философии каждого мыслителя, определяется проблемное поле каждого этапа философии и, частично, проблемы философских взглядов предложенных мыслителей.
3. Этап “Формулировка темы, целей и задач занятия”.
Выполнение предыдущего упражнения позволяет сформулировать цели и задачи урока совместно со студентами. Правильная организация позволяет организовать рабочие пространство, ввести правила работы в группах и критерии оценивания. Для поддержания постоянной мотивации обучающихся выполнению заданий, формируется экспертная группа из числа студентов разного уровня успешности.
4. Этап “Самостоятельная работа в группах”
На данном этапе организуется работа с источниками (учебниками, хрестоматиями, текстами) по предложенному заданию:
- Проведите анализа этапа философии (указать),
- Выделите характерные особенности этапа
- Выделите проблемные вопросы этапа философии и соотнесите их с современной действительностью.
- Предложите пути решения существующих проблем этапа философии в настоящее время.
Целью данного задания является анализ источников, структурирование знаний о различных этапах, которые были получены на предыдущих занятиях, более глубокая проработка проблем, которые выносились в определенную эпоху, понимания, как эти проблемы существуют в современности. В ходе обсуждения необходимо выработать пути решения этих проблем.
Результатом самостоятельной работы группы должна стать мини-газеты об этапе философии, по которому она работала. В газету должны обязательно войти портреты философов и их крылатые выражения, которые уже были проработаны на первом этапе занятия.
5. Этап “Анализ и систематизация материала в группах”
Студенты высказывают свои суждения, делают выводы, по каждому этапу философии. Анализируют и комментируют свои выводы, представляя оформленные мини-газеты. Кроме того, студентам предоставляется возможность самим рассказать друг другу о своем этапе с более интересной стороны: привести интересные факты, события. Защита результата работы позволяет и студентам и педагогу оценить глубину понимания философии того или иного этапа, а также увидеть слабые стороны в проработке каждого вопроса задания.
6. Этап “Организация работы сменных групп методом “Зигзага”.
Метод “Зигзаг” основан на принципе проработки учебной группой материала по конкретному вопросу и организации взаимообучению. В организации выделяется несколько этапов:
1 этап – формирование “экспертных” групп. Учащиеся делятся на группы и их количество определяется учебными задачами;
2 этап – смена состава групп. Деление на группы, по одному человеку из каждой “экспертной” группы определенной учебной задачи (этапа философии), по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.
7. Этап “Работа с карточками”
После проведенного анализа источников и защиты мини-газет, группам в новом составе выдается задание по проработке ситуационных задач в карточках. Данные ситуации необходимо проанализировать и определить в них проблему, которую они ставят. Спроецировать проблему на современное время с целью понимания, насколько далеко современное общество ушло в нравственном развитии, либо наоборот находится на том же этапе морали человеческой жизни.
Карточка № 1
- Как вы понимаете слова Диогена: “Людей много, а человека найти трудно”?
- Ф.Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?
Карточка № 2
- Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и четко зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокий смысл?
- Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?
Карточка № 3
- В Саксонском Средневековом законоуложении написано: “Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов... За раба, убитого знатным, 36 солидов платы”. Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законов? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, нашими родителями?
- Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума?
Карточка № 4
- Можно ли сказать, что наука развивалась из религии, ибо она родилась в монастырях, в диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства, аргументирования? Ведь принято считать, что наука и религия всегда и во всем противоречат друг другу.
- Считаете ли вы, что человечество после 2 мировых войн, после ужасов массового уничтожения людей чему-нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса (экономического или социального) все может повториться снова?
На данном этапе составляется сравнительная таблица, в которую студенты вносят проблемы, выделенные в ходе анализа, а также предложенные студентами пути решения данных проблем.
Таблица для оформления результатов работы групп
Этап | Проблема | Путь решения |
Античность | ||
Средние века | ||
Новое время | ||
ХХ век |
8. Этап “Анализ личного опыта”
Совместный анализ, через личный взгляд или позицию является условием для присвоения знания и наглядно показывает, что все этапы философии напрямую связаны с современным временем, что помогает полностью актуализировать тему занятия.
Вопросы для анализа:
- Можно ли сказать, что современное поколение стало наиболее нравственным по сравнению с предыдущим?
- Какую роль в жизни человека вера и почему вообще возникло данное явление?
- Какую роль в жизни человека играет воспитание?
- Дает ли воспитание свободу ребенку или же наоборот закрепощает его в определенные рамки?
9. Этап “Подведение итогов занятия”
На протяжении всего занятия работает экспертная группа, которая оценивает работу групп и фиксирует работу каждого студента в составе разных групп (эксперты работают в режиме наблюдения в процессе работы групп). Результаты экспертами заносятся в экспертные листы, в которых обозначены основные критерии оценивания. На этапе “Подведение итогов занятия” выступает экспертная группа, с оценкой работы групп.
Преподаватель анализирует достижение поставленных целей, подводит общие итоги занятия, выставляет оценки, учитывая мнение и оценку экспертов о работе групп.
Литература
- Губин В.Д. “Основы философии” / М., 2011., 288 с.
- Ф. Ницше “Так говорил Заратустра” / Мн.: ООО “Попурри”, 2997., 624 с.
- Алексеев П.В. “Хрестоматия по философии” / М., 1999, 576 с.
- Яковлев В.П. “Хрестоматия по философии” / Ростов-на-Дону, 2007, 544 с.
- Р. Хесс “25 ключевых книг по философии” / Челябинск, 1999, 366 с.
- Шаповалов В.Ф. “Основы философии от классика к современности” / М. 2009, 576 с.