Применение интерактивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла

Разделы: История и обществознание


Аннотация: интеграция методов, средств обучения с элементами творческого, проблемного подходов по учебной дисциплине, развивает интерес к учебному материалу и активизирует познавательный процесс, формирует умение и навыки, которые трудно сформировать в рамках традиционного подхода к обучению. Особенностью подобной интерактивной организации занятия является то, что студент активно погружен в процесс анализа, систематизации материала, а также его преобразование к современной действительности.

"Что может дать один человек другому, кроме капли тепла и что может быть больше этого?"
Ремарк

Тип урока: общение и систематизация знаний

Цели урока:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания об этапах философии (античности, средних веков, Нового времени и ХХ века), формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах “того” времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать знания; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу.
  • Развивающая: развитие аналитического мышления, умения работать в группах, отстаивать и аргументировать собственную точку зрения.
  • Воспитательная: воспитание сознательности, нравственности.

Оснащение рабочего места:

Оборудование и материалы: ватманы, фломастеры и другие канцелярские принадлежности для творческой работы;

Методические материалы: учебники, хрестоматии, тексты, карточки с кейсами, таблицы, экспертные листы.

Ход занятия

1. Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые студенты. Рада вас видеть. Сегодня нам с вами предстоит сложная работа, мы будем анализировать, искать проблемы и пути их решения. Будем по-настоящему философствовать. Ведь в каждом из нас, пусть даже очень глубоко живет философ. Ведь “философия – это естественная потребность души”. Так говорил еще И. Кант. Предлагаю вам настроиться на это и желаю вам удачи в этом нелегком, но интересном деле.

2. Этап “Актуализации и мотивации знаний”.

Цель: вовлечение студентов в процесс осмысления изученного материала, мотивация степени участия каждого, создание ситуации успеха.

На данном этапе студентам предлагается выполнить упражнение “Приведите в соответствие”: распределить изображения философов (Приложение №1) и их крылатых выражений (Приложение № 2) по этапам философии. Изображения размещаются на доске в хаотичном порядке, обучающиеся по желанию подходят и прикрепляют высказывания и портрету философа. В ходе работы изображения философов классифицируются и на этапы, педагог организует обсуждение главных моментов философии каждого мыслителя, определяется проблемное поле каждого этапа философии и, частично, проблемы философских взглядов предложенных мыслителей.

3. Этап “Формулировка темы, целей и задач занятия”.

Выполнение предыдущего упражнения позволяет сформулировать цели и задачи урока совместно со студентами. Правильная организация позволяет организовать рабочие пространство, ввести правила работы в группах и критерии оценивания. Для поддержания постоянной мотивации обучающихся выполнению заданий, формируется экспертная группа из числа студентов разного уровня успешности.

4. Этап “Самостоятельная работа в группах”

На данном этапе организуется работа с источниками (учебниками, хрестоматиями, текстами) по предложенному заданию:

  1. Проведите анализа этапа философии (указать),
  2. Выделите характерные особенности этапа
  3. Выделите проблемные вопросы этапа философии и соотнесите их с современной действительностью.
  4. Предложите пути решения существующих проблем этапа философии в настоящее время.

Целью данного задания является анализ источников, структурирование знаний о различных этапах, которые были получены на предыдущих занятиях, более глубокая проработка проблем, которые выносились в определенную эпоху, понимания, как эти проблемы существуют в современности. В ходе обсуждения необходимо выработать пути решения этих проблем.

Результатом самостоятельной работы группы должна стать мини-газеты об этапе философии, по которому она работала. В газету должны обязательно войти портреты философов и их крылатые выражения, которые уже были проработаны на первом этапе занятия.

5. Этап “Анализ и систематизация материала в группах”

Студенты высказывают свои суждения, делают выводы, по каждому этапу философии. Анализируют и комментируют свои выводы, представляя оформленные мини-газеты. Кроме того, студентам предоставляется возможность самим рассказать друг другу о своем этапе с более интересной стороны: привести интересные факты, события. Защита результата работы позволяет и студентам и педагогу оценить глубину понимания философии того или иного этапа, а также увидеть слабые стороны в проработке каждого вопроса задания.

6. Этап “Организация работы сменных групп методом “Зигзага”.

Метод “Зигзаг” основан на принципе проработки учебной группой материала по конкретному вопросу и организации взаимообучению. В организации выделяется несколько этапов:

1 этапформирование “экспертных” групп. Учащиеся делятся на группы и их количество определяется учебными задачами;

2 этапсмена состава групп. Деление на группы, по одному человеку из каждой “экспертной” группы определенной учебной задачи (этапа философии), по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

7. Этап “Работа с карточками”

После проведенного анализа источников и защиты мини-газет, группам в новом составе выдается задание по проработке ситуационных задач в карточках. Данные ситуации необходимо проанализировать и определить в них проблему, которую они ставят. Спроецировать проблему на современное время с целью понимания, насколько далеко современное общество ушло в нравственном развитии, либо наоборот находится на том же этапе морали человеческой жизни.

Карточка № 1

  1. Как вы понимаете слова Диогена: “Людей много, а человека найти трудно”?
  2. Ф.Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?

Карточка № 2

  1. Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и четко зная, что хорошо, а что плохо? Или высказывание Сократа не столь однозначно и подразумевает более глубокий смысл?
  2. Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?

Карточка № 3

  1. В Саксонском Средневековом законоуложении написано: “Кто лишит жизни знатного, повинен уплатить 1400 солидов... За раба, убитого знатным, 36 солидов платы”. Считаете ли вы, что мы стали более нравственными, поскольку у нас сейчас нет таких законов? Считаете ли вы, что мы стали более нравственными по сравнению с прошлым поколением, например, нашими родителями?
  2. Часто говорят о фанатиках веры, но можно ли говорить о фанатиках разума?

Карточка № 4

  1. Можно ли сказать, что наука развивалась из религии, ибо она родилась в монастырях, в диспутах, где оттачивались вопросы логики, доказательства, аргументирования? Ведь принято считать, что наука и религия всегда и во всем противоречат друг другу.
  2. Считаете ли вы, что человечество после 2 мировых войн, после ужасов массового уничтожения людей чему-нибудь научилось? Или же в случае жестокого кризиса (экономического или социального) все может повториться снова?

На данном этапе составляется сравнительная таблица, в которую студенты вносят проблемы, выделенные в ходе анализа, а также предложенные студентами пути решения данных проблем.

Таблица для оформления результатов работы групп

Этап Проблема Путь решения
Античность    
Средние века    
Новое время    
ХХ век    

8. Этап “Анализ личного опыта”

Совместный анализ, через личный взгляд или позицию является условием для присвоения знания и наглядно показывает, что все этапы философии напрямую связаны с современным временем, что помогает полностью актуализировать тему занятия.

Вопросы для анализа:

  1. Можно ли сказать, что современное поколение стало наиболее нравственным по сравнению с предыдущим?
  2. Какую роль в жизни человека вера и почему вообще возникло данное явление?
  3. Какую роль в жизни человека играет воспитание?
  4. Дает ли воспитание свободу ребенку или же наоборот закрепощает его в определенные рамки?

9. Этап “Подведение итогов занятия”

На протяжении всего занятия работает экспертная группа, которая оценивает работу групп и фиксирует работу каждого студента в составе разных групп (эксперты работают в режиме наблюдения в процессе работы групп). Результаты экспертами заносятся в экспертные листы, в которых обозначены основные критерии оценивания. На этапе “Подведение итогов занятия” выступает экспертная группа, с оценкой работы групп.

Преподаватель анализирует достижение поставленных целей, подводит общие итоги занятия, выставляет оценки, учитывая мнение и оценку экспертов о работе групп.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Губин В.Д. “Основы философии” / М., 2011., 288 с.
  2. Ф. Ницше “Так говорил Заратустра” / Мн.: ООО “Попурри”, 2997., 624 с.
  3. Алексеев П.В. “Хрестоматия по философии” / М., 1999, 576 с.
  4. Яковлев В.П. “Хрестоматия по философии” / Ростов-на-Дону, 2007, 544 с.
  5. Р. Хесс “25 ключевых книг по философии” / Челябинск, 1999, 366 с.
  6. Шаповалов В.Ф. “Основы философии от классика к современности” / М. 2009, 576 с.