Применение игровых элементов на повторительно-обобщающих уроках истории

Разделы: История и обществознание


Повторительно-обобщающий урок завершает изучение темы из 6-8 параграфов. Учителю необходимо отобрать для урока наиболее важные факты, события даты персонажи. Он продумывает структуру урока, формы и виды деятельности учащихся. На уроке проверяются и обобщаются знания по теме (в виде игры, контрольных, тестов, работы по карточкам и др.). Отрабатывается и закрепляется умение систематизировать материал, делать выводы, оперировать понятиями, применять полученные знания на практике.

Применение элементов игры в организации учебного процесса на уроках истории.

Игра школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, преподавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние, используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих (взрослых) соображений удобства и порядка. Учитель использует в каждом классе определенную систему игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Он продолжает учебную работу в игровой форме, добивается прочных знаний, обучение в игре происходит незаметно для ребёнка, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

Однако во всех случаях главным должно быть стремление учителя подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учащихся, обогащает впечатлениями, помогает педагогам избежать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться её богатствами.

Игра – это метод, это форма содержания, форма, наиболее приемлемая для младших подростков 10–12 лет. Усложняя и развивая игру, учителю необходимо создавать и подготавливать у учащихся V–VIII классов основу обучения в старших классах, где методика обязательно будет меняться, учитывая уже психологические особенности и интересы старших подростков и школьников юношеского возраста, когда идет формирование мировоззрения, умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные теоретические знания.

Таким образом, принимаемая во внимание всё вышесказанное, можно выделить следующие требования к организации игр в процессе обучения:

  1. Игра должна быть увлекательна и интересна.
  2. Игра должна вызывать у детей только положительные эмоции.
  3. Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся.
  4. Игра должна развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности.
  5. игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения.
  6. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными учениками.
  7. Учитель – активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.1

_________________________
1 Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории, Феникс, 2005г.

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе на тему «Древний Восток»

Цель: контроль и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

  • развивать умения анализировать и обобщать знания, работать с разными типами заданий, способствовать развитию, коммуникативных умений (работать в группе, высказывать    свою точку зрения и др.)
  • способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать к культурному наследию прошлого.

Оборудование: карта государства в древности, карточки, классная доска, значки-сигналы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим интересное путешествие по древним государствам Востока. Для этого у нас есть карта. Мы создадим команды – караваны, которые будут двигаться по определенному маршруту, выполняя различные задания. Вам надо будет воспользоваться знаниями, полученными на уроках истории. Если вы не сможете ответить на поставленный вопрос, то ваш караван останется на привале. Итак, в путь.

2. Работа в группах-командах. (Каждая команда выполняет как можно быстрее данное задание и сдаёт учителю, после проверки на карте по маршруту каравана ставятся значки.)

Карточки-задания. (За каждый правильный ответ даётся по одному баллу.)

1. В каких странах протекают эти реки?

Тигр_________________

Ганг_________________

Иордан______________

Хуанхэ______________

Нил_________________

2. В каких древних странах существовали эти города?

Ахетатон____________

Библ________________

Сарды_______________

Ниневия_____________

Ур__________________

Сарнатх_____________

Иерихон____________

Персеполь___________

3. В каких древних странах правили эти цари?

Кир_________________

Хаммурапи__________

Ашока______________

Хеопс______________

Цинь Шихуан_______

Соломон____________

Тутмос_____________

Ашшурбанапал______

4. В каких древних странах было сделано каждое из этих изобретений?

Письмо_____________

Алфавит____________

Арабские цифры_____

Монета____________

Бумага _____________

Шахматы__________

Компас____________

5. Задание. Исторический диктант

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попадал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру самую известную книгу всех времен и народов — Библию.

Государства на Древнем Востоке возникали и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до н.э.. а распавшейся в 512 г. до н.э. Но больше всего загадок таят древние Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле «Сыном Неба» последний китайский император из династии Цинь Шихуанди. (122 слова.)

Задание. В тексте диктанта допущено семь исторических ошибок. Найти и подчеркнуть их.

(Море—Красное; река— Евфрат, вместо Джамны; царь Хаммурапи — вместо Кира, финикийцы вместо шумеров; еврейский народ жил только в Передней Азии, город Мохенджо-Даро, Хуанди — первый император из династии Цин,а не последний.)

МИРОВЫЕ ДЕРЖАВЫ

На юге Иранского нагорья в древности располагалась Ассирия, а в Северном Двуречье — Персия. В обоих государствах раньше других стран был открыт способ получения и обработки железа. Царь ассирийцев Кир покорил мидийцев, а затем в 548 г. завоевал Малую Азию и Вавилон. Его сын Камбиз разрешил евреям вернуться на историческую родину и строить храмы в честь своего бога Иисуса. Персидская держава тянулась от реки Амур на востоке до Средиземного моря на западе. Она погибло под натиском войск Александра Македонского в 331 г. н.э. (89 слов.)

Задание. В тексте диктанта допущено восемь исторических ошибок, найди и подчеркни их.

(В первом предложении перепутано географическое положение обеих стран. Кир был царем персов. Он покорил мидийцев, а Вавилон и Малую Азию завоевал в 538 г. до н.э. Евреям разрешил вернуться на историческую родину сам Кир, а не его сын Камбиз. Евреи поклонялись богу Яхве. Персидская держава раскинулась от реки Инд на Востоке. Погибла персидская держава в 331 г. до н.э.)

6. Задание для капитанов команд.

  1. Где и когда возникла письменность? На чём писали в Египте, Индии, Двуречье и Китае?
  2. Какие мифы и сказания народов Древнего Востока вы знаете?
  3. Каких мудрецов – древних евреев, индийцев, китайцев – вы можете назвать?

7. Что означают слова: Фараон, вельможа, ростовщик, жрец, храм, мумия, саркофаг, гробница, пирамида, папирус, иероглиф, сфинкс, обелиск, каста, отшельник? За каждый правильный ответ – по одному баллу.

8. Задания-задачки.

1) «В наследство завещана дверь…»

В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.

Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?

Эта задача будет решена в том случае, если учащиеся помнят, что в Южном Двуречье нет лесов, поэтому ремесленники использовали дорогую привозную древесину.

2) « Китайская грамота»

По-китайски «человек» будет «жэнь», это слово обозначается особым знаком (см. рис.).

Слово «ограда» по-китайски «вэй» и обозначается другим знаком. Оба эти знака, взятые вместе, означают третье слово, по-китайски ««цю». Подумайте, что означает слово «цю» по-китайски. Обоснуйте свою мысль.

После того как учитель нарисует на доске китайские иероглифы, учащиеся должны дать ответ: «По-китайски «цю» значит «раб».

Кроссворд «Найди слово».

По горизонтали: 5. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. 6.Мастер по выделке глиняной посуды. 10. Главный город государства Урартуг. 11. Каста слуг в Древней Индии. 12. Поэма, памятник древнеиндийской литературы. 15.Древнеегипетский Бог — покровитель мертвых. 16. Устье Нила (или другой реки) с его разветвлениями на отдельные рукава. 17. Русское научное название древнего человека, жившего за сотни тысяч лет до нашего времени. 18. Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского правителя Тутанхамона. 22. Столица Древнего египетского царства. 23. Одно из первых землевладельческих орудий труда — палка с прикупленным к ней наконечником из рога. 27. Речной трос-тик, из стеблей которого в Древнем Египте изготовляли писчий материал. 29. Государство на Древнем Востоке, где я 184 г. н.э. вспыхнуло восстание «Желтых повязок». 30. Земельный участок, предоставлявшийся в пользование семьям из общинной собственности. 31. Коллектив родственников, который имел общее имущество. 32. Прибор, указывающий направление на север, изобретен в Древнем Китае.

По вертикали: 1. Древнеегипетский фараон, для которого построена самая большая пирамида. 2. Одна из двух рек Междуречья. 3. Удлиненная низменная местность вдоль речного русла Нила. 4. Устройство, помогавшее древним египтянам поднимать воду в сады и на высоко расположенные поля. 7. Одно из первых орудий труда древнего чека. 8. Одна из двух главных рек Китая, «река тысячи бедствий». 9. Древнейшее государство в Закавказье, столица Ассирии, «логовище львов». 14. Древнейший к, рассказавший в своих книгах о больших городах, где процветавших в Междуречье. 19. Громадный слой льда, медленно сползавший с севера на юг около 100 тысяч лет назад. 20. Один из материков Земли, считающийся родиной человечества. 21. Государство, где был построен сфинкс. 24. Огромный слон с длинной рыжей шерстью, на которого охотились древние люди. 25. Имя египетского фараона, который около 1500 г. до н.э. завоевал часть Передней Азии. 26. Насыпь в виде вала из глины с тростником, которой в Египте огораживали низины. 28. Один из древнейших городов Междуречья, где была найдена статуя правителя.

3. Подведение итогов.

(Согласно маршруту карты подсчёт баллов, выявление победителей и награждение, выставление оценок.)

- Наша игра сегодня показала не только ваши знания, но и умения применять их на практике. Многие задания носили творческий характер, и вы – молодцы, справились с ними.

Список используемой литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История Древнего мира: учебник для 5 кл., М.: Просвещение, 2008г.
  2. Г.И.Годер Рабочая тетрадь по Истории Древнего мира вып. 1, М.: Просвещение, 2008г.
  3. Г.И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира 5 кл., М.: Просвещение, 1996г.
  4. В.Г.Петрович, Н.М.Петрович Уроки истории 5 кл., М.: Творческий центр, 2003г.
  5. А.И. Скороспелов, Кроссворды для школьников История, Ярославль: Академия развития», 1997г.
  6. Г.Д. Шкарлупина, Преподавание истории, Феникс, 2005г.