“Первые шаги всегда самые трудные”
Рабиндранат Тагор
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. [1]
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка”. [6]
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”. [6]
Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 70-80-х годах было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером, формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя. Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы, которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и провести урок – презентацию, состоящую из слайдов. [8]
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.[3]
Несмотря на то, что в учебном заведении имеются условия для использования сети Интернет, копирования, обработки текстов, создания разработок уроков с использованием возможностей компьютерного кабинета, различные обстоятельства делают эти возможности ограниченными. Работа с применением информационных технологий чаще всего осуществляется учителями без специально организованной подготовки, без соответствующих курсов, без помощи тех, кто владеет компьютером: программистов, преподавателей информатики. Без их помощи приобретение такого опыта для меня было бы очень затруднено. Особую благодарность хочется выразить учителю информатики нашего корпуса Костаревой И.Г и инженеру – программисту Кислову С. В.
Участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2004 – 2005 предоставило дополнительные возможности использования ценных методических разработок коллег - историков, а также необходимых материалов в разделе “Преподавание информатики”. Гораздо успешнее осуществляется работа по разработке уроков – презентаций, факультативных, индивидуальных занятий с использованием информационных технологий при наличии персонального компьютера.
Хотелось бы остановиться на уже имеющихся результатах применения новых информационных технологий в преподавании истории, обществознания. Многие учителя,
которые уже применяют в преподавании предмета информационные технологии, отмечают, что наиболее удобным является использование мультимедийных технологий, уроков- презентаций. В этом случае компьютер на уроке заменяет всю совокупность средств обучения.
Одно из направлений применения новых компьютерных технологий - работа с сильными учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним повышенный интерес. Мною разработаны программы и преподаются в 2005 – 2006 учебном году факультативные курсы с применением информационных технологий.
- факультативный курс по обществознанию в 8 классе “ Мы, природа и общество” дает большие возможности для привлечения к занятиям, как учителем, так и учащимися дополнительной информации, которая добывается при помощи сети Интернет. Так, были использованы при изучении темы “ Что такое человек” следующие разработки: “ Можно ли продлить молодость?” Анкудиновой И.А., Семкина А.Г.; “ Дороги, которые мы выбираем…” Ждановой В.С. По теме “ Человек и природа” были привлечены материалы обобщающего урока “ Глобальные проблемы” Мясниковой С.С., Фоминых Е.С., найденные по сети Интернет данные о глобальном потеплении на Земле. [Приложение 1]
Позволяют разнообразить факультативные занятия, сделать их более интересными и яркими компьютерные презентации, разработанные учителем информатики и истории А. И. Черновым школы № 49 г. Москвы. Использовать их в своей работе я смогла только после освоения механизма поиска информации в сети Интернет, копирования и сохранения в своих документах необходимых презентаций.[2] Каждая презентация содержит план урока, проблемное задание, тестовый и иллюстративный материал. Применение презентаций целесообразно, как при углубленном изучении новых тем, так и для закрепления и обобщения темы. Просто замечательно, что автором были разработаны такие яркие, зрелищные презентации, содержащие также логические схемы.
- факультатив по курсу “ История Древнего мира” “ Загадки Сфинкса” в 5 классе разработан с опорой на материалы сайта Чернова А.И., диска “ Загадки Сфинкса”, а так же “ Всемирной истории в лицах” (Интернет).
Методика заключается в следующем: после завершения изучения той или иной темы учащиеся, посещающие факультатив, в компьютерном классе просматривают соответствующие презентации, делают необходимые записи в тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем приступают к работе с диском (индивидуально). Эта работа может занять целый урок, либо часть его, что позволит детям успешнее осуществить решение поисковых, исследовательских задач, предлагаемых программой “ Загадки Сфинкса”. [см. фото] [Приложение 2]
Другое направление использования ресурсов компьютерного кабинета – занятия со слабоуспевающими учениками. Так, ребята 6 класса на индивидуальных занятиях работали с материалами уроков – презентаций по разделу “ Раннее средневековье”, что помогло ликвидировать пробелы в знаниях, повысить успеваемость и интерес к изучению предмета. Поскольку на таких уроках включается зрительная память, яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение, запоминание и понимание отдельных тем.
Большие возможности открываются перед учителем для проведения уроков истории, обществознания с использованием современных компьютерных технологий. В фонде библиотеки Лесосибирского кадетского казачьего корпуса имеются ряд компакт -дисков, которые можно использовать при разработке отдельных уроков. Один из них – “ Энциклопедия истории России 862 – 1917”. Информация, помещенная на нем, помогает узнать о тех, кто на протяжении одиннадцати веков держал в руках судьбы страны: князьях, царях, императорах, военачальниках, политических деятелях и ученых.
Но хочется отметить, что проведение занятия с использованием этого компакт - диска, требует достаточно длительного времени, т. к. в нем содержится более 1000 статей, множество иллюстраций, схем сражений, карт, хронология событий. Учителю необходимо тщательно спланировать ход деятельности детей в течение 40 минут, чтобы не возникли трудности. Эти трудности неизбежны, т. к. далеко не все учащиеся 7 класса имеют опыт работы с подобными дисками. Навык быстрого переключения на гипертекстовые ссылки, генеалогическое древо правителей, либо на соответствующую статью вырабатывается далеко не сразу.
Интерактивный мультимедиакурс “ Защита прав ребенка” был использован мною при проведении спецкурса “ Основы правовых знаний” по теме “ Права ребенка”. Содержание диска “ Репетитор по истории Кирилла и Мефодия” открывает широкие возможности для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий. Работа с диском помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕГЭ и вступительного экзамена в ВУЗ. Так же успешно отрабатываются навыки прохождения тестирования, тем более, что задания предложены трех уровней. Справочные статьи, видеофрагменты способствуют более успешному и глубокому изучению истории. Но, получившие наибольшее распространение в учебном процессе “ …компьютерные программы на компакт – дисках имеют универсальный характер и плохо приспособлены для применения в учебном процессе”.[4]
Мультимедийный альбом “ Санкт- Петербург” был использован по теме “ Эпоха Петра Великого” (раздел “ Петропавловская крепость”). Разделы альбома “ Государственный Эрмитаж” и “ Русский музей” в красочной и яркой форме дали представление о развитии культуры России во второй половине XVIII века. Компакт – диск “ Шедевры русской живописи”, содержащий 33 интерактивных урока, был применен при изучении русской живописи XVII –XVIII веков.
Мною был разработан и проведен в 8 классе урок – презентация по теме “ Гражданская война в США”. На этом уроке учащиеся должны были, как устно, так и письменно, показать свои знания по этой теме. Урок – зачет включал обсуждение важнейших проблем и вопросов темы, выполнение письменных заданий. Компьютер на уроке заменил доску, учебник, карточки для индивидуальной работы. Слайды содержат фотодокументы, карты, репродукции.[3] Задача заключалась не только в подборе и оформлении на слайдах иллюстраций, карт, схем и вопросов, но и в выборе эпиграфа к уроку, проблемных задач, используемых между слайдами. Успех такого занятия во многом зависит от качества подготовки учащихся, как по истории, так и по информатике. [Приложение 3]
Многие учителя информатики, физики считают, что компьютер сегодня как инструмент необходим и вполне доступен обычному учителю. Несмотря на полное согласие с ними, хочется остановиться на определенных трудностях в осуществлении этого:
- компьютерный кабинет рассчитан на 10- 11 человек,
- содержание и структура помещенных на компакт - дисках материалов чаще всего не рассчитана на учителя- предметника, у которого несколько подготовок на учебный день;
- чрезмерные затраты времени и усилий для подготовки одного урока, большие затраты личного времени учителя.
Н.Х. Розов в своей статье “Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы” совершенно справедливо отмечает недостаточное внимание, которое уделяется важнейшей задаче – разработке общей методики применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля. [9]
Хочется выразить свое согласие благодарность за понимание проблем учителей, работающих в этом направлении, с мнением академика Арнольда В.И., которое приведено в названной статье. Совершенно очевидно, что “ прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является “компьютерщиком – профессионалом”. [9]
Хотя сегодня имеются определенные трудности для учителя – предметника в широком применении компьютерных, информационных технологий хочется продолжить свою работу в этом направлении. Задачу вижу для себя в использовании возможностей компьютера в проведении тестирования, подготовки домашнего задания и углубленного изучения истории (Интернет), учета знаний учащихся, проведении предметной исторической недели, в ходе школьной лекции. При этом можно опираться на разработанную методику использования ресурсов Интернета в школьном курсе.[5] Отдельной темой является применение информационных технологий в профильных классах. Здесь для этого открываются еще более широкие возможности.
Информационные технологии незаменимы:
- на факультативных, индивидуальных занятиях;
- для организации проверочных уроков, тестирования;
- при проведении вводных лекций;
- в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;
- при написании, оформлении и представлении исследовательской работы. [9]
Еще в начале 90-х годов подчеркивалось, что “ …в дальнейшем возможности средств получения самой различной информации как основы новых технологий обучения и новых технологий накопления и передачи информации могут быть перенесены и в другие учебные курсы и предметы” [6]. Сегодня это стало реальностью. Идти в ногу со временем - веление времени.
Список использованной литературы:
- Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире. // Преподавание истории в школе 2004 № 4, (с. 10- 18.)
- Гейн А.Г. Информатика: Учеб. Для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 4-е изд. –М.: Просвещение, 2003, ( с. 67 -68)
- Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика 1996 № 39, (с. 4.)
- Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете, как средство поддержки школьного учебника истории.// Преподавания истории в школе 2005 № 2, (с. 19)
- Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИШ 2002 № 5.
- Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, (с. 11)
- Кайман В.А. Научные основы и методика преподавания информатики для учителей и студентов педвузов: Псков 1992 г. (с. 9)
- Кузнецова О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву. // Преподавание истории в школе 2004 № 6. (с. 76 – 77)
- Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, (с. 26)
- Самылкина Н.Н. Методика преподавания темы “Технология обработки текстовой информации”// Информатика 2005 № 6, (с.18)