«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
Человечество сегодня претерпевает глубинные изменения, связанные с переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Масштабы и темпы преобразований общественно-экономических отношений в мире XXI века таковы, что дальнейший прогресс в обществе возможен только на основе знаний. Основоположник теории стоимости, создаваемой знаниями, Т.Сакайя отмечал: «что мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями». Именно по этой причине современное общество называют инновационным: Innovation Driven Society.
В современном историческом образовании можно выделить следующие черты:
- гуманистическая ориентация школьного исторического образования, связанная с учетом и удовлетворением потребностей обучающихся;
- истории, как учебному предмету, принадлежит главная роль в воспитании патриотизма.
- фундаментальность в преподавании истории, выражающаяся в формировании ценностного отношения к историческим фактам;
- ориентация учебного процесса не только на знание программного материала, но и на самопознание.
Инновации в образовании – естественное и необходимое условие развития общества, в соответствии с постоянно меняющимися его потребностями. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, они – с другой - несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего. Особый интерес представляют инновации, связанные с разработкой и внедрением технологий, способствующих реализовывать право учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
Многолетний опыт преподавания истории все более убеждает нас в том, что изучение истории важно осуществлять без навязывания учащимся единственно правильного мировоззрения, избегать монолога и отдавать приоритет диалогу, руководствоваться принципами успешности, избегать формального учета успеваемости, не только преподносить фактические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, доказательства и сопоставления, а также умениям выражать свою оценку событий.
Одним из направлений инновационной работы, наряду с изменением содержания образования и изменением содержания учебно-воспитательного процесса, является изменение технологи обучения.
Технологическая сторона обучения выявляет эффективность системы, выражается в освоении и использовании инновационных технологий в образовательном процессе, направленных, прежде всего, на личностно-ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся, дифференциацию обучения, формирование оценочных суждений школьников, включение отдельных учеников, наиболее подготовленных и мотивированных, в учебно-исследовательскую работу и т.д.
Далее хотелось бы остановиться подробнее на некоторых наиболее эффективных технологиях, которые применимы в преподавании истории. Это технология адаптивной школы, проектная технология, модульная технология, технология формирования понятий, информационные технологии, критическое мышление, интерактивная технология и т.д.
Сегодня определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.
Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации и пр.
Интерактивное обучение – это освоение учеником опыта (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии с областью осваиваемого опыта, с тренером, друг с другом. Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и пр.), необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией.
Ихможно разделить на невербальные и вербальные.
К невербальным относятся:
- акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;
- визуальные: выражение лица (заинтересованное, отстраненное – если в данный момент вы целенаправленно избегаете взаимодействия, желая спровоцировать детей на большую самостоятельность), позы и движения (располагающие к собеседованию), контакт глаз(взгляд на собеседника, уход от прямого взгляда и др.);
- тактильные: расстояние (далекое – близкое, по-разному действующее на интенсивность контакта), прикосновения (одобряющие, успокаивающие, гасящие агрессивность).
Среди вербальных приемов интерактивного обучения психологи выделяют:
- умение задавать открытые вопросы (т.е. такие, которые заранее ориентированы не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
- выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной, что дает возможность учащимся во время занятия высказать и «правильные» и «неправильные» точки зрения, не боясь, что их одернут, остановят и т. д.;
- готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающим понять, что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие прекращалось, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т. д.;
- ведение заметок, помогающих отслеживать ход занятия, его кульминацию, результативность.
Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; развивать общие учебные умения ( анализ, синтез, постановка целей и пр.)
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.
Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания в старших классах:
- В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
- Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
- Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.
- Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
- Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
- Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.
В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока, но наиболее результативными являются семинары, лабораторные и практические работы. Оптимальным способом организации такого урока является пространство тренинга.
Пример занятия
Тема: Конституция. Основной закон страны.
Цели:
- познакомить обучающихся с основным законом страны;
- научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
- работать над формированием понятийного аппарата;
- развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
- продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
ХОД УРОКА
Записывается тема урока.
1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал
2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра«Неизвестная страна».
Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Здание:
- Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
- Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
- Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
- Вопрос учителя:
- «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
- Права выделите зеленым цветом:
- личные
- политические
- социально-экономические
- культурные
- Обязанности выделите красным цветом
- Что бы вы дополнили к перечням?
- Являются ли они всеобщими?
- Другие вопросы.
- Работа с Конституцией.
Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
Вопросы группам:
1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
Ответы обучающихся:
- ст. 57 – платить налоги
- ст. 59 – защита Отечества
- ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
- ст. 44 – забота об охране памятников культуры
- ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
4. Мини-лекция.
1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.
Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.
- На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
- Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.
Условие: обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
- право на жизнь;
- право на свободу мысли;
- право на труд и выбор профессии;
- право на национальный язык;
- тайна переписки;
- право на участие в митингах и собраниях;
- право на отдых;
- выбор места проживания;
- право на образование;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на социальное обеспечение;
- и другие.
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
6. Возвращение к началу урока.
Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.
7. Рефлексия.
Вопросы учителя:
- У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
- Кому было некомфортно на уроке? Почему?
- Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
- Кого можно выделить.
Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:
- 0 градусов;
- 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
- 100 градусов.
Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).
8. Домашнее задание
П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.
По выбору:
1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.
P.S.
1. На данном занятии использованы все стили обучения:
- визуальный (раздаточный материал, схема на доске);
- аудиальный (мини-лекция, комментарии обучающихся);
- кинестический (моделирование страны, активные передвижения);
- эмоциональный (примеры об опыте, полученном ранее, рефлексия).
2. «Лента рефлексии» - это атласная лента любого цвета, на которой отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Я использую ленту красного цвета.