Приемы повторения материала на уроках истории и не только (методические рекомендации)

28.04.2025

Каждому учителю хочется, чтобы материал урока усвоился, запомнился учениками надолго, стал ступенькой для понимания следующих тем. Как добиться высоких результатов усвоения материала на уроках истории, которые информационно перегружены, а часам на повторение в годовом планировании практически нет места? Как совместить приоритетные развивающие проектные технологии и усвоение фактического материала и, тем более, повторение его? Сейчас эта тема востребована в 10-11 классах, где приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты.

Эпиграфом к этой статье можно взять суждения –

«Учеба как спорт, в котором только ежедневные тренировки могут дать положительный результат!»

или не заслуженно забытое, -

«Повторенье – мать ученья».

Я остановлюсь в этой статье на одном эффективном приеме - на групповом зачете. Для зачета дается ряд сложных терминов (оцениваются их определения и правильное понимание) или один проблемный вопрос (оценивается аргументация), или работа с картами, целиком вся тема или ее часть (структура зачета подходит абсолютно ко всем предметам, модулям).

Учащимся необходимо выбрать капитана, который записывает всех членов команды (эффективнее 4 человека). Все слушают определения терминов каждого члена команды, или всю тему и пр. - ставят оценку общим решением. После выставления оценок, капитан отдает листочек учителю и вытягивает карточку из набора (карточки перевернуты лицом вниз, всего их четыре штуки). Среди карточек, имеющихся у учителя есть варианты:

«ВЫБОР» - если дети достали такую карточку - учитель выбирает любого члена команды, если оценка учителя совпадает с оценкой команды, все оценки сохраняются и выставляются в журнал (без ответов остальных). Если команда поставила «4», а ученик отвечает на «3», значит всем членам команды оценка снижается на один балл и ставится в журнал. Таким образом, учитель и экономит время, и застрахован от завышения оценок группой. Группа обычно не ставит плохие оценки, а начинает объяснять неуспевающему члену команды – все, что он не понял. Но и не завышает оценки, потому что их оценки зависят от выступающего, а кого выберет учитель для представления группы неизвестно.

«ДОВЕРИЕ» - если дети вытащили такую карточку – то оценки всем членам команды выставляются без проверки сразу в журнал; это самая любимая карточка, является хорошим мотиватором работы;

«ДЕЛЕГАТ» - работает также как карточка «ВЫБОР», только выбирает не учитель то, кто будет отвечать за всю команду, а команда сама делегирует отвечающего (оценки выставляются так же как в «выборе»); если ребенок ответил на «5» и команда поставила пять – всем оценки сохраняются, если на ответили на «Хорошо», а дети выставили «4» - то на бал снижается оценки всей команде.

«ВСЕ» - отвечают все члены команды, каждый сам за себя. Дети часто просят заменить на «Все по очереди», чтобы избежать договоренности, кто что будет отвечать, учитель в случайном порядке может спрашивать материал.

Таким образом, органическое сочетание традиционных и новых методов и средств обучения позволяют создавать и атмосферу творчества, способствующую общему развитию учащихся, и закреплять фактический материал.

Эффективность зачета проверена 20-летним опытом, если глубже заглянуть в структуру запоминания, то объяснить, эффективное запоминание можно повторяющимся покачиванием. Мозг – тоже мышца и на его развитие давно перенесли способы и методические приемы тренировок из спорта. Значит эффективное запоминание — это то, которое с небольшим интервалом прогоняется не меньше пяти раз. А работа в группе и предполагает такое повторение – сам выступил, потом другого выслушал, потом третьего… исправил, дополнил, сам поправил.

Конечно, необходима предварительная работа по критериям оценивания. Критерии оценивания – обязательно нужно проговорить, можно на весь год, можно перед зачетом по конкретной теме. Знание фактического материала – уровень «тройки», фактического материала и умение выделять причинно-следственные связи - «хорошо», если еще и роль личности в теме умеет отследить – значит, материал усвоен на «отлично». Если идет работа с картами – то уже другие критерии.

Сейчас много онлайн школ, которые придумывают лайфхаки для запоминания. Мы с учениками давно придумали такие «фишки», и участники зачета быстро и легко сами их придумывают – полет на коврике (кофрик) – все события второй русско-турецкой войны: Калиакрия, Очаков, Фокшаны, Рымник, Измаил, Кинбурн. А еще есть такая кулинария: спор из-за супа. СПОР - Спиридов, Потемкин, Орлов, Румянцев – это командующие первой русско-турецкой войны, СУП – Суворов, Ушаков, Потёмкин – второй войны при Екатерине Великой. А варежки как нужны были в битве за Сталинград зимой 1942-1943 года (Ватутин юго-западный фронт, Рокоссовский – Донской и Еременко – Сталинградский фронт) – варежки не очень совпадает, но запомнилось всем и командующие, и сами фронты, и зима 1943 года.

Конечно, здесь прослеживается ассоциативный метод – образное мышление. Образ – это картинка в голове, которое мы представляем, когда слышим слово. Существует несколько правил при составлении образов: образ должен быть ярким и запоминающимся (наши варежки), образ должен быть большим, объёмным и тяжелым – варежки на всю линию фронта. Чем больше деталей – тем лучше закрепляется образ. Представим дырку на большом пальце – в районе города Калач-на-Дону – именно там замкнулось кольцо окружения 6-й армии. Такое запоминание учителя используют на всех учебных предметах.

И другие приемы можно использовать для запоминания, чтобы не подвести себя и своих одноклассников. В целом зачет проходит легко, интересно, весело, оценки есть у всего класса, а самое главное – ликвидированы пробелы в знаниях.

Учитывая психологические особенности различных возрастов, такой зачет возможно проводить в среднем и старшем звене. Учащиеся начальной школы и 5 классов – очень болезненно реагируют на критику, особенно одноклассников и больше доверяют взрослым и учителю. А вот в подростковом возрасте - больше сверстникам. А если подключить фантазию, то можно разделиться на команды кораблей, где есть капитаны и пр. и превратить зачет в интересное приключение. И напоследок о времени. Конечно - сдвоенный урок, если большая тема. Один урок принимают друг у друга темы, второй урок – вытягивание карточек и ответы. Если группа терминов и одна карта (например, «Семилетняя война» - достаточно и одного урока.

Учитель во время урока контролирует работу групп: подходит послушать, помочь, напомнить о выставлении оценок. Именно в такой форме контроля работает весь класс, есть возможность проявить себя хорошо знающему материал. Для меня такие уроки – «праздник души»: весь класс работает, нет отлынивающих.


a_id: 708462