Приемы повторения материала на уроках истории и не только (методические рекомендации)

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: оценивание


Каждому учителю хочется, чтобы материал урока усвоился, запомнился учениками надолго, стал ступенькой для понимания следующих тем. Как добиться высоких результатов усвоения материала на уроках истории, которые информационно перегружены, а часам на повторение в годовом планировании практически нет места? Как совместить приоритетные развивающие проектные технологии и усвоение фактического материала и, тем более, повторение его? Сейчас эта тема востребована в 10-11 классах, где приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты.

Эпиграфом к этой статье можно взять суждения –

«Учеба как спорт, в котором только ежедневные тренировки могут дать положительный результат!»

или не заслуженно забытое, -

«Повторенье – мать ученья».

Я остановлюсь в этой статье на одном эффективном приеме - на групповом зачете. Для зачета дается ряд сложных терминов (оцениваются их определения и правильное понимание) или один проблемный вопрос (оценивается аргументация), или работа с картами, целиком вся тема или ее часть (структура зачета подходит абсолютно ко всем предметам, модулям).

Учащимся необходимо выбрать капитана, который записывает всех членов команды (эффективнее 4 человека). Все слушают определения терминов каждого члена команды, или всю тему и пр. - ставят оценку общим решением. После выставления оценок, капитан отдает листочек учителю и вытягивает карточку из набора (карточки перевернуты лицом вниз, всего их четыре штуки). Среди карточек, имеющихся у учителя есть варианты:

«ВЫБОР» - если дети достали такую карточку - учитель выбирает любого члена команды, если оценка учителя совпадает с оценкой команды, все оценки сохраняются и выставляются в журнал (без ответов остальных). Если команда поставила «4», а ученик отвечает на «3», значит всем членам команды оценка снижается на один балл и ставится в журнал. Таким образом, учитель и экономит время, и застрахован от завышения оценок группой. Группа обычно не ставит плохие оценки, а начинает объяснять неуспевающему члену команды – все, что он не понял. Но и не завышает оценки, потому что их оценки зависят от выступающего, а кого выберет учитель для представления группы неизвестно.

«ДОВЕРИЕ» - если дети вытащили такую карточку – то оценки всем членам команды выставляются без проверки сразу в журнал; это самая любимая карточка, является хорошим мотиватором работы;

«ДЕЛЕГАТ» - работает также как карточка «ВЫБОР», только выбирает не учитель то, кто будет отвечать за всю команду, а команда сама делегирует отвечающего (оценки выставляются так же как в «выборе»); если ребенок ответил на «5» и команда поставила пять – всем оценки сохраняются, если на ответили на «Хорошо», а дети выставили «4» - то на бал снижается оценки всей команде.

«ВСЕ» - отвечают все члены команды, каждый сам за себя. Дети часто просят заменить на «Все по очереди», чтобы избежать договоренности, кто что будет отвечать, учитель в случайном порядке может спрашивать материал.

Таким образом, органическое сочетание традиционных и новых методов и средств обучения позволяют создавать и атмосферу творчества, способствующую общему развитию учащихся, и закреплять фактический материал.

Эффективность зачета проверена 20-летним опытом, если глубже заглянуть в структуру запоминания, то объяснить, эффективное запоминание можно повторяющимся покачиванием. Мозг – тоже мышца и на его развитие давно перенесли способы и методические приемы тренировок из спорта. Значит эффективное запоминание — это то, которое с небольшим интервалом прогоняется не меньше пяти раз. А работа в группе и предполагает такое повторение – сам выступил, потом другого выслушал, потом третьего… исправил, дополнил, сам поправил.

Конечно, необходима предварительная работа по критериям оценивания. Критерии оценивания – обязательно нужно проговорить, можно на весь год, можно перед зачетом по конкретной теме. Знание фактического материала – уровень «тройки», фактического материала и умение выделять причинно-следственные связи - «хорошо», если еще и роль личности в теме умеет отследить – значит, материал усвоен на «отлично». Если идет работа с картами – то уже другие критерии.

Сейчас много онлайн школ, которые придумывают лайфхаки для запоминания. Мы с учениками давно придумали такие «фишки», и участники зачета быстро и легко сами их придумывают – полет на коврике (кофрик) – все события второй русско-турецкой войны: Калиакрия, Очаков, Фокшаны, Рымник, Измаил, Кинбурн. А еще есть такая кулинария: спор из-за супа. СПОР - Спиридов, Потемкин, Орлов, Румянцев – это командующие первой русско-турецкой войны, СУП – Суворов, Ушаков, Потёмкин – второй войны при Екатерине Великой. А варежки как нужны были в битве за Сталинград зимой 1942-1943 года (Ватутин юго-западный фронт, Рокоссовский – Донской и Еременко – Сталинградский фронт) – варежки не очень совпадает, но запомнилось всем и командующие, и сами фронты, и зима 1943 года.

Конечно, здесь прослеживается ассоциативный метод – образное мышление. Образ – это картинка в голове, которое мы представляем, когда слышим слово. Существует несколько правил при составлении образов: образ должен быть ярким и запоминающимся (наши варежки), образ должен быть большим, объёмным и тяжелым – варежки на всю линию фронта. Чем больше деталей – тем лучше закрепляется образ. Представим дырку на большом пальце – в районе города Калач-на-Дону – именно там замкнулось кольцо окружения 6-й армии. Такое запоминание учителя используют на всех учебных предметах.

И другие приемы можно использовать для запоминания, чтобы не подвести себя и своих одноклассников. В целом зачет проходит легко, интересно, весело, оценки есть у всего класса, а самое главное – ликвидированы пробелы в знаниях.

Учитывая психологические особенности различных возрастов, такой зачет возможно проводить в среднем и старшем звене. Учащиеся начальной школы и 5 классов – очень болезненно реагируют на критику, особенно одноклассников и больше доверяют взрослым и учителю. А вот в подростковом возрасте - больше сверстникам. А если подключить фантазию, то можно разделиться на команды кораблей, где есть капитаны и пр. и превратить зачет в интересное приключение. И напоследок о времени. Конечно - сдвоенный урок, если большая тема. Один урок принимают друг у друга темы, второй урок – вытягивание карточек и ответы. Если группа терминов и одна карта (например, «Семилетняя война» - достаточно и одного урока.

Учитель во время урока контролирует работу групп: подходит послушать, помочь, напомнить о выставлении оценок. Именно в такой форме контроля работает весь класс, есть возможность проявить себя хорошо знающему материал. Для меня такие уроки – «праздник души»: весь класс работает, нет отлынивающих.