«Приемы формирования смыслового чтения сплошных и не сплошных текстов на уроках истории и обществознания».

Разделы: История и обществознание

Классы: 5, 6, 10, 11

Ключевые слова: смысловое чтение, синергия, техники чтения


В современном обществе умение школьников читать, не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее, чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Такой подход нашел отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Неслучайно Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе.

Понимание необходимости повышения ценности чтения взрослым сообществом привело к тому, что сегодня во многих развитых и развивающихся странах осуществляется политика поддержки и продвижения чтения в первую очередь среди детей и подростков.

Подобное отношение складывается не только к сплошному тексту, но и к иным видам текста. Так учащиеся не понимают текст, изложенный в схемах и таблицах, не могут сосредоточится на «длинном» видеотексте, не «видят» на внешним изображением замысла автора.

Современный мир столкнулся с новыми культурными и социальными вызовами. «Клиповое» (визуализированное и дискретное) мышление современных подростков не приспособлено для смыслового чтения. Дети перестают читать и понимать тексты, размышлять над ними. Следовательно, школа должна целенаправленно создавать образовательное пространство, формирующее метапредметное умение смыслового чтения, как привычных текстов, так и умение воспринимать, критически относиться к иным текстам (схемы, изображения, музыка, видео и т.п.), т.е. текстов несплошных. Особое место в чтении не сплошных текстов занимают карты и планы местности (эти виды текста играют значительную роль в изучении истории). Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру. Примером передачи сути художественного произведения может служить следующий ответ ученика, пересказывающего "Одиссею" Гомера несколькими фразами.

Одиссей десять лет не может попасть домой после Троянской воны, находясь под бдительным надзором Нептуна. Тем временем его дом находится в плачевном состоянии, враги пользуются его имуществом и строят козни против его сына. Наконец сквозь бури и штормы он прибывает на родину и расправляется с врагами.

Обучая учеников умению постигать суть произведения, разумно обращаться к предисловию и оглавлению, если таковые имеются.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе играют предметы истории и обществознания.

Ежедневно педагоги сталкиваются с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в экзаменационном тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д.

Согласно результатам исследования PISA в нашей стране существует тенденция увеличения разрыва в понимании сплошных и не сплошных текстов [10].

Работа с не сплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков в отличии от работы с текстами сплошными, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи.

Педагогам, есть над чем работать в этом направлении: необходимо сокращать разрыв в понимании сплошных и не сплошных текстов, и в первую очередь за счет основных составляющих умения смыслового чтения: поиск информации в тексте, ее интерпретация и ее осмысление и оценка, ее применение для решения прикладных задач.

Следовательно, проблема, которая требует решения, состоит в поиске механизмов, технологий и организационных условий, обеспечивающих формирование данного умения.

В своей педагогической практике для формирования и развития умений смыслового чтения я исполsьзую различные приемы и формы работы. Часть из них это разработки коллег, которые можно найти в современной методической литературе, в сети интернет. Часть это традиционные формы работы с учащимися.

Мною были обобщены те приемы и формы работы, которые я использую на уроках в приведенной ниже таблице:

Смысловое чтение как метапредметный результат.

Смысловое чтение – вид чтения, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Сплошные тексты.

Текст как система смысловых элементов (взаимосвязь, иерархичность, синергия)

Несплошные тексты:

  1. таблицы и графики;
  2. диаграммы;
  3. таблицы и матрицы;
  4. списки;
  5. схемы, кластеры;
  6. карты, плакаты;
  7. тексты-символы;
  8. тесты.

Проблемы учащихся в поиске, оценке, интерпретации информации всех видов текстов.

Как создать учебные ситуации для решения этой проблемы?

  • Задания ЕГЭ и ОГЭ
  • Подбор текстов и заданий по разным темам и т.п.
  • Составление кластеров с «этикетками».
  • Мини-проекты – постеры ( например, «Бородино»)
  • Фильмы со стопами.
  • Обсуждение картинок (что-то с чем-то).
  • Реальное обществознание (договоры, заявления и т.п.)
  • Рисуем значки, символы (кодируем текст).

Синерги́я — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Приведу ниже описание некоторых приемов и форм работы с не сплошными текстами на уроках истории и обществознания.

Так, например, для структурирования информации, выявления причинно-следственных связей главных и второстепенных мыслей текста, возможно использовать составление учениками кластеров.

Кластер – это «пучок», «созвездие». Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо. Я использую эту технологию следующим образом: к уроку готовятся так называемые «этикетки» с названиями, терминами и др. элементами текста. Учащимся дается задание составить схему (кластер) из предложенных этикеток и дополнить эту схему при помощи маркеров. Такое задание хорошо использовать в тех темах, где необходимо понять структуру: «Система права», «Общество как система», «Обществоведческие науки» и д.р. Так же интересна такая технология как создание постеров (мини-проектов). Главным достоинством постера является то, что на одном листе можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты, хронологию, тексты и т.д. Например, создавая такую работу по теме «Бородинское сражение» восьмиклассники рисуют карту-схему, описывают сражение, приводят мнения участников и историков и т.д.

Составление кодированных текстов является не менее интересной работой для учащихся особенно 5-х, 6-х, 7-х, классов. Здесь учащимся можно предложить преобразовать сплошной текст в не сплошной, с последующей защитой. Моделирование и рисунок, помогают учащимся, представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.

Переводя текст, в другую символическую систему, ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию произведения.

Учащимся старших классов может быть представлен не сплошной текст в любом виде, который они могут попытаться преобразовать в сплошной для определения темы и цели урока. Не маловажной, познавательной и интересной является работа с историческими цитатами и документами.

Главной задачей для учителя становится создание или подбор интересного и значимого для ребенка задания, качественная подготовка к уроку, регулярность использования этих приемов.

Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.

Список литературы:

  1. Проблемы методики обучения. Под ред. Колоскова А.Г. М.: 1984.
  2. Андреев И. Раскаты Смуты // Знание – сила., 1994. – № 2.
  3. Алексашкина Л.Н. Примерная программа. История. // Примерные программы основного общего образования. М.; 1999.
  4. Шаталов В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1954г..
  5. Ваганов Ю.В. Памятки на уроках истории // ПИШ, 1989. № 4
  6. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М.: 1959.
  7. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории., М.: 2003.
  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М.: 2000.
  9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: 1988.
  10. http://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf