Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)


Введение

Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя в том числе и информационно – коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение.

Краеведением всерьёз я начал заниматься с того момента, когда перешагнул порог Преображенской средней школы в роли учителя. Вначале вёл историко – краеведческий кружок. С ребятами собирали воспоминания старожилов села, очевидцев значимых в истории села и района событий. Постепенно стали накапливаться вещественные памятники по истории родного края. Начали создавать на базе школы историко – краеведческий музей. Не последнюю роль сыграла и исследовательская деятельность самих учащихся. Результаты исследовательской работы со временем мной стали применяться не только на занятиях кружка и воспитательных мероприятиях, но и непосредственно на уроках истории и обществознания.

Когда в урок включаются элементы из прошлого и настоящего родного края, вещественные памятники истории и культуры родного села, исторический материал для учеников становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в каком – то смысле становятся создателями истории. Будь это история семьи, своего рода, или история того места, где они родились.

В ходе своей работы с учащимися стараюсь научить их добывать знания путём исследовательского поиска. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных умозаключений, выводов, обычно самые прочные. Как правило, такие знания прочнее и глубже, чем сведения, добытые путём выучивания. Краеведческая работа сложна, требует времени и опыта. Но работа эта очень интересная, увлекательная и результативная. Эта работа не только указывает нам пути к обогащению знаний, но и как всякая разумная работа, даёт чувство человеческого достоинства. Внушает нам веру в творческие силы нашего разума, повышает самооценку учащихся, учит их преодолевать трудности.

Опыт, приобретённый в ходе краеведческой работы, помогает учащимся в их социализации, в дальнейшей учёбе в высших и средних специальных учебных заведениях. Там они уже без значительных трудностей пишут исследовательские работы, рефераты, работают над созданием проектных работ.

Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на уроках звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.

Краеведческая деятельность не теряет своей актуальности и в современных условиях информатизации российского образования. Компьютер, интернет здесь используются как активное средство познания родной истории. В подготовке уроков, основанных на краеведческом материале, где нужно привлекать максимально возможные источники информации, роль всемирной паутины – интернета трудно переоценить. Учащиеся не просто скачивают из интернета информацию, но они её перерабатывают, адаптируют, выбирают наиболее яркий и значимый материал.

Особую роль в применении краеведческого материала непосредственно на уроках истории выполняет созданный нами на базе школы историко – краеведческий музей. Музей является большим подспорьем в этом деле. Музейный предмет воспринимается детьми как некая ценность, весточка из прошлого. С помощью музейных предметов учащиеся не только погружаются в мир представлений о прошлых эпохах, но и формируют систему ценностей своего мира.

Всё это позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в образовательном процессе.

Роль исторического краеведения в преподавании истории и обществознания

Начало моей трудовой деятельности совпало с политическими и экономическими изменениями в нашей стране – ушли в прошлое пионерские сборы, комсомольские собрания, традиционные формы патриотического воспитания, а на их месте образовалась пустота. Тогда учителя истории обратились к краеведению, и я не исключение. Изучил огромное количество краеведческой литературы, познакомился с новыми учебными планами и пособиями по краеведению. И понял, что огромную роль на уроках истории и обществознания может играть краеведческий материал, который позволяет современному ученику познакомиться со своим краем, узнать его историю, духовно – нравственные традиции. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

Краеведение во все времена оказывало большое влияние на судьбу человеческой цивилизации. Оно, прежде всего, воспитывает любовь к родной земле. С. О. Шмидт, учёный – историк, возглавляющий союз краеведов России, так раскрывает это положение: “Краеведение возбуждает интерес к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов”.

Часто при изучении истории нам буквально не хватает воздуха эпохи, мы не видим самого главного – человека, не ощущаем его дух, не знаем о нём почти ничего: что с ним происходило, как он выглядел, чем отличался от нас, как и о чём думал; что чувствовал, чего стыдился, что презирал. Нам всегда интересно, как складывался и как менялся его уклад жизни, образ мысли. Только тогда история становится объёмной, стереоскопичной, когда мы обращаемся к краеведению. И тогда легче понимать людей другой эпохи и иных, не похожих на нашу, культур, а, следовательно, понимать себя.

Конечно, не бывает стерильной, дистиллированной истории, состоящей только из духовной, интеллектуальной жизни людей и истории культуры. Без крови и нелицеприятной действительности. Но всё же история- не только арена страстей, мод, желаний, насилия, войн и разрушенных городов. Мы слишком легко забываем, что это лишь один из многих его аспектов. И, прежде всего, забываем, что сами мы – часть истории, нечто постепенно возникшее и осуждённое умереть, если потеряем способность к дальнейшему становлению и изменению. Мы тоже несём ответственность за историю и свою позицию в ней. Именно к личной ответственности и саморефлексии призывает историческое краеведение.

Уроки истории и обществознания с использованием краеведческого материала являются учебным процессом, во время которого учащиеся узнают для себя что – то новое о своей малой Родине. Познавательное содержание здесь всегда неотделимо от нравственно – воспитательного воздействия. И потому такие занятия – это одна из форм воспитания.

Надо понимать, что историческое краеведение представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными свойствами: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры, и деятельным характером. Иными словами, это не только область исторического познания (изучает историю края, отражённую в её памятниках, и опирается на принципы и методы исследования), но и сфера активной практической деятельности учителя и учащихся. Деятельность эта позволяет выстраивать между учителем и учеником новые, субъектно – субъектные отношения. Эти стороны применения краеведческого материала на уроках истории и обществознания образуют не просто сумму слагаемых, а нечто качественно новое – стройную систему различных видов деятельности. Познавательной, ценностно – ориентационной, коммуникативной и, наконец, преобразовательной.

Применение краеведческого материала в нашей работе способствует более углубленному изучению истории, познанию и пониманию процессов, происходящих в обществе, их реального проявления в истории края. В любом случае изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, формирует систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияет на формирование мышления учащихся, их гражданской идентичности, активной жизненной позиции. Воспитательный потенциал занятий с применением фактов родной истории заложен в самом материале. И нам надо понимать, какой материал отбирать для таких занятий, и какие факты использовать при работе с учащимися.

Формы и методы краеведческой работы с учащимися

Пути изучения родного края разнообразны. Следует выделить два уровня познавательной краеведческой работы с учащимися. Первый уровень- это изучение уже имеющихся знаний о крае со слов учителя или из учебных пособий. Такая методика подходит для учащихся 5 – 7 классов.

Наши и близлежащие сёла имеют богатую историю, уходящую в 18 век, поэтому на первых уроках в 5 классе, хотя там изучается история Древнего Мира, несколько минут я рассказываю ребятам о крае, в котором они родились. Рассказываю об археологических находках близ села Ивановки, о Турганикской стоянке первобытного человека. Показываю фотографии артефактов, которые были найдены в результате археологической экспедиции нашего Оренбургского Педагогического Университета в 80-е годы 20 века. Все эти находки хранятся сейчас в музее при университете. В кабинете истории нашей школы мы с ребятами сделали стенд по истории Красногвардейского района, где разместили небольшой фотоматериал, в том числе и с фотографиями из музея университета, краеведческого музея города Оренбурга. Вызывает неподдельный интерес у пятиклассников и демонстрация кусочка окаменевшего дерева, шлаков с медных рудников первобытных людей, которые хранятся в нашем школьном музее. Их я привез, будучи ещё студентом и участником на 3 курсе археологической экспедиции у села Каргала Оренбургской области. Рассказываю ребятам и о том, как добываются знания о первобытном человеке, в том числе и об археологических методах исследования.

В 6 классе на уроке истории, посвящённом культуре Руси, мы пишем гусиным пером. Ребята получают представления о том, каким трудом создавались письменные памятники истории нашей страны. На уроке, где в курсе истории России изучается материал о скифах и сарматах, демонстрирую шестиклассникам остатки железного оружия 3 – 2 веков до нашей эры, найденные на территории нашего сельского совета одним из местных жителей на распаханном поле. В начале, когда этот артефакт попал в наш школьный музей, мы не придали ему большого значения. Потом у нас появилась книга моей преподавательницы археологии по университету Нины Леонидовны Моргуновой “Археология Южного Урала”. Там увидели и изображение такого оружия и обнаружили с удивлением идентификацию его историческому периоду. Сейчас этот экспонат является самым древним в нашем музее.

Уже в младших классах на уроках обществознания мы с учащимися создаём свои маленькие проекты, связанные с семьёй, домом, районом. Например: “Моя родословная”, “Мой дом”, “Моя школа” и другие. Особенно нравится ребятам деятельность по созданию своего родословного древа. Они с удовольствием защищают свои работы перед классом. Целью таких занятий является ознакомление учащихся с понятиями “генеалогия”, “родословная”, “предок”, “потомок”, “поколение”, “семья”, формирование у них умений в составлении родословных разными способами. Зная, кто твои деды, прадеды, в каком родстве находишься с другими людьми, каждый из нас обретает как бы живую связь с историей. История – прежде всего наука о людях. Поэтому столь значима та её отрасль, которую называют генеалогией, то есть изучением родословий. К тому же, на таких уроках осуществляются межпредметные связи истории, обществознания и краеведения. Вначале разъясняю ученикам принцип построения родословной (генеалогического древа). Ребята, выполняя домашнее задание, чертят родословную своей семьи и обозначают на нём родовые корни и ветви. Они описывают родословную своей семьи, связанную с Преображенкой, близлежащими сёлами. Дети оформляют свои работы в альбомах и рефератах. У многих возникает желание узнать историю своего рода. Ученики включают в свои работы фотоматериалы, что вызывает живой интерес и у ребят и у их родителей. Бывает, родители говорят, что им тоже было интересно помогать детям в составлении родословных. Порой в подобных работах всплывают ранее неизвестные факты истории нашего края. Попутно обогащается краеведческий материал школьного музея. А некоторая информация становится источниковедческой базой для создания исследовательских краеведческих работ уже в старших классах. Для меня каждая родословная – это и заочное знакомство с семьями ребят, это и проникновение в их семейную атмосферу и взаимоотношения. Можно сказать, что появился ещё один из педагогических приёмов изучения семьи ребёнка.

В 7 классе в рамках изучения истории восстания под предводительством Емельяна Пугачёва мы с учениками смотрим исторический фильм “Русский бунт”. Фильм этот был снят на территории нашего края по произведениям Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” и “История Пугачёва”. При создании фильма привлекались клубы реконструкции исторической эпохи 18 века. Фильм достоверно передаёт и этапы восстания, и тогдашнее отношение правительства к пугачёвцам, и положение народа до и во время восстания.

При изучении темы о культуре России 18 века в качестве дополнительного материала рассказываю семиклассникам о Владимире Ивановиче Дале, о его произведениях, созданных в Оренбурге и написанных на восточные темы. При изучении темы о преобразованиях Петра 1 не упускаю возможность упомянуть о заводчиках Демидовых, их жизни и деятельности на территории Урала. А десятиклассникам по этой теме рекомендую прочесть книгу Евгения Фёдорова “Каменный пояс”. Это произведение хорошо передаёт дух эпохи, даёт представление о трудностях жизни простого народа на демидовских заводах.

В 8 классе при изучении темы о культуре России второй половины 19 века провожу урок с использованием экспозиции нашего школьного музея “Быт российской деревни конца 19 – начала 20 века”. Обычно такие уроки вызывают неподдельный интерес у ребят. Через музейные экспонаты они как бы погружаются в эпоху. Предметы быта, утварь, старинные вещи дают учащимся представление о жизни людей уже далёкой для них эпохи. Стараюсь построить подобные занятия так, чтобы они приносили наибольшую пользу в познании учениками истории. Здесь важны выявление логики рассматриваемых объектов, последовательность изложения материала, его систематичность, ясность и доступность. Музейная педагогика – это целая наука. И здесь главное – через музейные экспонаты заинтересовать детей историей. Через вещественные памятники истории, когда ребёнок может их потрогать, воспринять зрительно, легче передать атмосферу изучаемой эпохи, её значение для тех людей, которые жили до нас. Музейная педагогика помогает формировать систему ценностей учащихся, учит их ценить документальные свидетельства, беречь реликвии времени, понимать их историко – культурное значение.

Использую экспонаты школьного музея и при изучении темы о реформах С.Ю. Витте в 9 классе. В нашем музее создана и постоянно пополняется музейная экспозиция “Человек в мире экономических отношений”. Там собрана небольшая коллекция денежных купюр начала и середины 20 века. Есть бумажный эквивалент золотого червонца, введённого Витте. С ребятами сравниваем эту денежную купюру с современными. Ученики обнаруживают одну интересную деталь. На купюре номиналом в 10 рублей имеется надпись, информирующая о том, что данная купюра может обмениваться в любом государственном банке на золото. В этом и состояла суть введения “золотого червонца”. На современных купюрах ребята такой надписи не обнаруживают. Обычно они самостоятельно приходят к выводу об укреплении финансовой системы в эпоху Витте. В монетах вообще живёт история. Данную музейную экспозицию использую и при изучении советского периода в дальнейшем.

Отдельно хочу упомянуть занятия с применением краеведческого материала, посвящённые Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Данные уроки призваны наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта нашего села военных лет, его жителей в условиях военного времени, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; продолжить формирование у школьников представления, что война – это не набор каких- то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны; воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Не так давно, когда ещё были живы на территории нашего сельского совета участники Великой Отечественной войны, приглашал их в школу на уроки, посвященные войне. Частым гостем на таких занятиях был ветеран войны Умерников Иван Павлович. Он очень эмоционально рассказывал о войне, хотя не любил вспоминать подробности. Ребята задавали ему вопросы. Сейчас на территории нашего Преображенского сельского совета, к сожалению, уже не осталось живых свидетелей боевых действий. Последний ветеран войны, Школьников Николай Григорьевич ушёл из жизни в 2012 году. Но живы ещё те, кто трудился в военные годы в тылу, чьё детство пришлось на военное лихолетье. Они для нас сейчас являются живыми свидетелями истории.

В нашем школьном историко – краеведческом музее создана музейная экспозиция “Ветеран Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.”. Данную экспозицию также использую на уроках, посвящённых войне как дополнительный источник знаний. В музее хранятся воспоминания участников войны, тружеников тыла. Привлекаю и фотографии, сделанные мной в музее под открытым небом “Салют Победы!” города Оренбурга. Созданы исследовательские работы самими учащимися: “Школа в предвоенные, военные и послевоенные годы”, “И в тылу ковалась Победа!”, “Жизнь прожита не зря!” и другие. Сегодня с момента окончания Великой Отечественной войны прошло довольно много времени. Уходят очевидцы тех событий. Что знают о них молодые? Знают ли они о маршале Жукове, смогут ли рассказать о Сталинградской битве? Как сделать так, чтобы помнили? Стараюсь не обрушивать на детей массу непосредственных военных подробностей. За их незапоминающимся валом остаются скрытыми и узловые вехи, и главные события, и основные эмоции. Подробности заинтересовавшиеся учащиеся могут изучать самостоятельно. Материал о войне преподаю в большей степени проблемно, в том числе и с применением краеведческого материала. Войну следует анализировать – в первую очередь её причины, характер. Ибо война – всегда хирургическая операция без наркоза, максимальное напряжение народных сил. И краеведческий материал играет здесь не последнюю роль.

Не менее важна интонация, с которой мы ведём рассказ о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Она не должна быть слишком пафосной. Современные дети это не приемлют. Не нужно героизировать войну. Война проявляет всё самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть и подвиг, и жертвенность, и предательство. И в этом случае лучше краеведческого материала ничего не найти. Без него просто не обойтись в изучении сложных тем о Великой Отечественной войне. История войны, в случае применения краеведческого материала, становится близкой, осязаемой, подлинной.

Краеведческий материал обладает большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании учащихся. Тематику занятий выстраиваю так, чтобы она давала представления о системе ценностей людей. Например, темы: “Уроки трудных дней”, “Исповедь опалённой души” проникают в мир переживаний участников событий, в трудную обстановку в которой находились люди. С помощью таких занятий учащиеся начинают понимать, насколько важно человеку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной. Кроме того, у учащихся складываются определённые жизненные позиции, миропонимание. И, раз пробудив в ребёнке интерес к истории родного края, следует его постоянно поддерживать, расширять и углублять работу по изучению родной истории.

Исследовательская работа с учащимися

Второй уровень изучения краеведческого материала – это изучение истории родного края через поисково – исследовательскую деятельность. Эта форма работы больше подходит для старшеклассников. Она формирует систему научных навыков и знаний, повышает мотивацию к учению, раскрывает индивидуальные способности, обучает информационным технологиям, развивает умение работать в коллективе.

Применению краеведческого материала на уроках истории и обществознания предшествует большая работа по исследованию родной истории, созданию источниковедческой базы, работа по созданию исследовательских краеведческих работ.

Краеведческая исследовательская работа в разы умножает знания учащихся истории своей Родины, истории родного государства.

Главную задачу любого исследования вижу как учитель в поиске чего- то необычного в обычном. Стараюсь, чтобы ученик увидел сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Чтобы развить в учащихся умения видеть проблемы, стоит научить их смотреть на одни и те же исторические события, явления с разных точек зрения. При этом развивается и критическое мышление учащихся.

Темы исследований выбираем с ребятами, учитывая наличие необходимой литературы, собственных материалов и наработок, значимые события в истории родного края. Отрадно, что в сельскую и школьную библиотеки последнее время поступают новые книги по родной истории, исторические энциклопедии, монографии. Сам формирую личную библиотеку, которая оказывает немалую помощь в исследовательской работе с учащимися. С 1994 года выписываю российский исторический журнал “Родина”, последние 8 лет выписываю приложение к газете “1 сентября” - журнал “История”, в котором публикуют качественные материалы по методике, краеведению, исследовательской деятельности. Выписываю и приложение к журналу “Родина” - журнал “Источник”, в котором порой встречаются любопытные документы по отечественной истории. Используем в своей исследовательской работе и материалы интернета, районного и областного архивов. Не следует забывать и о воспоминаниях очевидцев значимых событий в истории родного края, старожилов села. Вполне возможно, что кто – то из них знает что – то важное о том, что исследуется.

Начиналась серьёзная исследовательская деятельность с учащимися с исследования истории исчезнувшего села Александровки, когда – то располагавшейся на территории нашего Преображенского сельского совета. Это была увлекательная деятельность, длившаяся на протяжении нескольких лет. Изучение истории исчезнувшего села Александровки началось с того, что двое учеников нашей школы, после посещения занятий историко – краеведческого кружка, отправились вдвоём на лошади в один из осенних погожих деньков на территорию исчезнувшего села за 12 километров от Преображенки. Вернулись они с поразительными для их возраста результатами. Им удалось найти там зуб от конной бороны и остатки керосиновой лампы. Их поход и натолкнул на мысль более детального и вдумчивого изучения истории этого исчезнувшего села. Благо, остались очевидцы, бывшие жители села Александровки, которые проживают ныне в Преображенке. А с одним из бывших жителей села Александровки, ныне проживающем в Томске, удалось наладить переписку. Он сообщил много новых для нас фактов из истории Александровки. Очень нам помогли при составлении истории Александровки бывшие её жители Филиппов Василий Михайлович и Тюрин Николай Дмитриевич. По истории исчезнувшего села кое – какой материал накопился, а вот вещественных памятников истории села для создания музейной экспозиции нам не хватало. И мы вместе с ребятами организовали поисковую экспедицию на территорию Александровки. Экспедиция носила разведывательный характер. Тогда нами были найдены колесо от конной сеялки, молотильный камень, старинный угольный утюг. Стало ясно, что если хорошо поискать, можно ожидать более весомых результатов. Осенью следующего года мы организовали поисковую экспедицию уже с применением археологических методов исследования. К тому времени у нас на руках был план села, воссозданный по воспоминаниям очевидцев. Он то и помог нам более детально разобраться на месте. В этот раз было сделано значительно больше открытий, найдено много интересных экспонатов для нашего школьного музея. Мы поработали с материалами архива Красногвардейского района, с “Книгой Памяти”. В результате наш музей пополнился списком погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., призванных на фронт из Александровки. Удалось отыскать несколько фотографий погибших. В этом нам помогли бывшие жители села. Постепенно накопился хороший материал по истории исчезнувшего села, который мы оформили в исследовательскую работу “Очерк истории исчезнувшего села Александровки”. Отправили эту работу на районный конкурс в номинации “Исчезнувшие сёла”, заняли 1 место. Наша работа вышла в финал областного этапа конкурса исследовательских краеведческих работ “Отечество” - “Растим патриотов”, где мы заняли 4 место из 68 работ в нашей номинации.

Не менее интересной была исследовательская деятельность Тулаева Николая, ныне курсанта екатеринбургского учебного заведения МЧС России, которая впоследствии вылилась в исследование о тогда старейшей жительнице нашего села Майоровой Елизавете Михайловне под названием “Жизнь прожита не зря!”. На одном из уроков, посвященных Великой Отечественной войне, я рассказывал о её тяжёлой судьбе. Николай заинтересовался и захотел узнать о ней более подробно. Работал Николай над своим исследованием два года. Перелопатил огромное количество материала о войне, расспрашивал саму Елизавету Михайловну. Поработал в районном архиве, собрал интересный иллюстративный ряд. Исследование Николая получилось ярким и содержательным. Его работу “Жизнь прожита не зря!” мы решили отправить на районный конкурс “Отечество” в Дом Детского творчества в номинации “Земляки”. Николай занял там 2 место. А уже когда он закончил 11 классов, пришло известие, что его работу выбрали для участия в областном этапе конкурса “Отечество” - “Растим патриотов”. Посовещавшись с педколлективом, мы решили попросить защищать работу его младшего брата, ученика 9 класса, Алексея. Отрепетировали вместе с Алексеем процедуру защиты исследовательской работы. Перед жюри областного этапа Алексей заранее оговорил, что не он является автором работы по уважительным обстоятельствам. Выступил он достойно, порадовав нас дипломом участника конкурса.

Алексея заинтересовала работа над исследованием. Он обратился ко мне с просьбой предложить ему тему уже своей собственной исследовательской работы. Было это накануне 90-летия пионерской организации. Предвидя, что дата эта будет широко отмечаться в нашей стране, я предложил Алексею заняться исследованием истории создания и развития пионерской организации нашей Преображенской средней школы. У нас с Алексеем работа над данным исследованием вылилась в совместное сотворчество. Я предложил в его распоряжение материалы архива нашего школьного музея, который содержит много источников по истории и пионерской организации в том числе. Алексей занимался самостоятельно поиском материала в интернете, расспрашивал жителей села, которые раньше были пионерами в разные годы. Как он сам признался в части “Заключение” своей исследовательской работы “Клич пионеров – всегда будь готов!”, что не совсем разобрался в идеалах пионерской организации, но пришёл к выводу, что: “Нашему молодому поколению сейчас не хватает тех высоких идеалов, которые были тогда”. В архиве школьного музея Алексей нашёл сведения о первых пионерах нашего села далёкого 1933 года. У старожилов села им были обнаружены фотодокументы, так или иначе отражающие времена пионерии нашего села. Они составили основу иллюстративной части его исследования. С результатами своих изысканий Алексей выступал на общешкольном воспитательном мероприятии, посвящённом празднованию годовщины создания пионерской организации, на которое были приглашены и жители Преображенки. Как говорила Сошникова Нина Павловна, ныне находящаяся на заслуженном отдыхе, а раньше работавшая в администрации сельского совета, им было приятно, что и в нынешнее время мы вспоминаем о пионерах. Для них это была не просто история, а сама жизнь.

Исследовательскую работу Алексея мы отправили на районный конкурс исследовательских краеведческих работ “Отечество” - “Растим патриотов” в номинации “История детского движения”, где он в научно практической конференции занял 2 место. А на районной конференции исследовательских и проектных работ “Науки юношей питают!” Алексей занял 3 место в номинации “Краеведение” из 16 представленных работ. На следующий учебный год пришло известие, что исследовательская работа “Кличь пионеров – всегда будь готов!” вышла в финал областного этапа конкурса “Отечество”. Здесь мы с Алексеем отрабатывали процедуру защиты более основательно. Наши усилия не пропали даром. На областном этапе он занял 4 место. Привёз диплом с подписью министра образования Оренбургской области.

Исследовательская деятельность Тюриной Лены привела её к написанию исследовательской работы под названием “Самородок земли Красногвардейской”. Лена исследовала жизненный путь и творчество нашего земляка, поэта, музыканта, автора гимна Красногвардейского района Филатова Анатолия Сергеевича. Она, по сути, стала первым биографом Анатолия Сергеевича. Лена изучала материалы и публикации районной газеты “Красногвардеец” с 1976 года, с того времени, когда начинался творческий путь Филатова А. С. Она работала с материалами семейного архива Филатовых, брала интервью у коллег Анатолия Сергеевича по работе в школе и Доме культуры, у его бывших учеников. Исследовала материалы архива музея Преображенской средней школы, также знакомилась с очерком учителя русского языка и литературы Мастеровой В. А. о творчестве Анатолия Сергеевича. А учитель русского языка и литературы Филиппова С.Н. помогла Лене в литературной обработке воспоминаний о Филатове односельчан. В заключении своего исследования Лена пришла к выводу, что создать гимн района мог только человек, беззаветно преданный родному краю, любящий свою родину, что жизненный путь Анатолия Сергеевича может служить примером для молодого поколения.

Лена выступала с результатами своего исследования на районной конференции исследовательских краеведческих работ “Отечество” “Растим патриотов”, где заняла 1 место. На научно - практической конференции исследовательских и проектных работ “Науки юношей питают” она заняла 2 место. Жюри отметили её исследование. В нынешнем учебном году работа Лены направлена для участи в областном конкурсе исследовательских краеведческих работ всероссийского движения “Отечество”.

Учащиеся, принимающие активное участие в исследовательской деятельности, сами характеризуют свою работу как увлекательный период их школьной жизни. Они приобретают опыт не только в самой исследовательской работе, но и в публичном выступлении на научно – практических конференциях, в работе с архивными материалами, историческими документами. Учатся анализировать исторический материал, прослеживать причинно – следственные связи исторических явлений, событий, переносить прежние знания в новые ситуации. Они учатся ставить перед собой цель и находить пути её достижения. При работе над исследованием ребята приобретают навыки сравнения и сопоставления научной информации с информацией, полученных из других источников; формулирования критической оценки своей деятельности; обоснованно отвечать на вопросы во время выступления. Да и сами этапы исследования оказывают воздействие на формирование личности учащихся. Они учатся сопереживать и критически мыслить, ощущают себя творцами истории.

Внеклассная работа с применением краеведческого материала

С самого начала моей педагогической деятельности мной на базе Преображенской средней школы был организован историко – краеведческий кружок. Кружок стал своеобразным подспорьем в привлечении учащихся к краеведческой деятельности, в формировании у них познавательного интереса к истории. Мы посещали музеи разных школ района, Подольский народный музей. Начали вести летопись школы. Собирали воспоминания старожилов села, ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, тружеников тыла. Составляли тематические альбомы, оформляли стенды по истории родного края. Постепенно накапливались и вещественные памятники истории села Преображенки. Появилась идея создания в школе своего музея.

Видя старания ребят, администрация школы в лице её директора Юдиной Натальи Александровны, выделила в 2001 году помещение под музей. Так началась деятельность по оформлению историко – краеведческого музея нашей школы. С 2002 года школьный музей принял первых посетителей.

На занятиях кружка, который теперь называется “Активисты музейного дела”, мы с ребятами занимаемся исследовательской и поисковой деятельностью. Собираем материалы по истории села Преображенки, сёл Утеево, Ибряево. В последние годы исследуем историю уже исчезающего села Покровки. Продолжаем исследовать прошлое и настоящее Красногвардейского района и Оренбургской области.

С учащимися кружка формируем источниковедческую базу музея. Ищем ценные с исторической точки зрения фотодокументы, документы, свидетельствующие об истории жизни и деятельности жителей нашего села, внёсших определённый вклад в его развитие. Ведём переписку с бывшими жителями села, проживающими ныне в других регионах страны.

Занимаемся также экскурсоводческой деятельностью. Готовим и проводим музейные экскурсии для учащихся начальных классов, жителей села, желающих посетить наш музей. Бывают в нашем музее и гости из Германии.

Интересной в познавательном этапе родной истории является деятельность по изготовлению макетов и моделей для различных экспозиций нашего школьного музея. Так мы с учащимися изготовили макет Спасо – Преображенского церковного прихода. Помогли нам в создании макета воспоминания старейших жителей Преображенки, которые помнили, как в далёкие годы выглядела церковь. По воспоминаниям мы сделали чертежи церковного прихода, разрушенного в 1937 году. Изготовив макет, показали его внуку последнего священника церкви. По его воспоминаниям внесли коррективы. Ребята начали задавать вопросы: “Почему была разрушена церковь в нашем селе?”, “Почему большевики не хотели, чтобы люди верили в Бога?”. Чтобы ответить на эти непростые вопросы, мы на занятиях кружка начали изучать доступную нам информацию об истории Спасо-Преображенского церковного прихода. Вели переписку с потомками священнослужителей церкви, собирали воспоминания очевидцев. В результате в нашем музее накопился небольшой материал по истории церкви.

Также мы с ребятами изготовили модели пушек времён восстания Емельяна Пугачёва, чертежи которых нашли в журнале “Школа и производство”. А когда нами был найден на территории исчезнувшего села Александровки корпус старинного конного плуга, мы сделали его рисунок. Посетили главу администрации сельского совета Скокова А. С., у которого сохранился настоящий конный плуг. По собранной информации сделали модель конного плуга для экспозиции нашего музея. Попутно учащиеся узнавали, как сеяли, пахали, убирали урожай в начале 20 века. Эти модели и макеты сейчас используются мной на уроках истории как наглядные пособия.

В нынешнее время мы с ребятами занимаемся изготовлением макета старинной русской избы. Они познают, в каких условиях жили их прадедушки и прабабушки. Некоторые ученики, заинтересовавшись, ищут информацию о быте своих предков в интернете.

Те учащиеся, которых удаётся увлечь краеведением, проявляют неравнодушие к истории родного края уже будучи выпускниками. При встрече они часто спрашивают, что нового появилось в музее, что исследуем сейчас? Сами часто приносят в музей предметы, имеющие историческую ценность. Да и материалы, собранные в ходе поисковой деятельности, часто используются для написания проектов и курсовых работ в тех учебных заведениях, в которые они поступают учиться.

Роль школьного музея в краеведческой деятельности учащихся

В Конституции нашей страны есть такие слова: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”. В своей работе стараюсь привить в учащихся не обязанность, а потребность в сохранении памяти об ушедших эпохах, в том числе и посредством деятельности по созданию и формированию экспозиций музея нашей школы.

За годы существования музея в нём силами ребят созданы музейные экспозиции, позволяющие проследить историю нашего села на протяжении 19 – 20 веков. Самой ёмкой и содержательной является экспозиция “Быт российской деревни конца 19 – начала 20 века”. А экспозиция “Истрия родной школы” повествует об этапах её развития, начиная с 1933 года, года её основания. Интерес у самих ребят и посетителей музея вызывает экспозиция “Человек в мире экономических отношений”, по которой можно проследить развитие финансовой системы Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации 1990-х годов. Экспозиция “Исчезнувшее село Александровка” даёт представление об исследовательской деятельности учащихся с применением археологических методов. Выпускники, участвующие в поисковой экспедиции, посещающие музей, говорят: “Мы попали в историю”.

Центральное место в музейной экспозиции “Ветеран Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов” отведено стенду с репродукцией плаката времён войны “Родина – Мать зовёт!”. На стенде размещены фотографии ветеранов войны, а также таблички с датами основных событий Второй мировой войны. Имеются в экспозиции “Воспоминания участников Великой Отечественной войны”, “Воспоминания тружеников тыла”. Эти воспоминания были собраны учащимися нашей школы, когда участники тех далёких событий были ещё живы. Большую помощь в формировании экспозиции нам оказал исследователь истории нашего села, наш земляк, ныне проживающий в Нижнем Новгороде, Кирсанов Николай Филиппович. Он привёз и передал в музей штык времён войны, гильзы от патронов с полей сражений. Также он написал труд “Пока я помню, я живу” о поисках места гибели своего отца, который хранится в нашем музее.

Есть в нашем музее выставка тематических альбомов, в которых содержится информация о людях села, о прошлом окрестных сёл, о прошлом Красногвардейского района. Здесь же хранятся исследовательские работы учащихся.

С 2003 года начали с учащимися формировать архив музея. Сюда вошли фотодокументы по истории сёл Преображенского сельского совета, копии удостоверений к наградам участников войны, тружеников тыла, комсомольские и партийные билеты, газеты, на страницах которых в разные годы публиковались материалы о судьбах односельчан.

Доброй традицией в нашей школе стало составление тематических альбомов, посвящённых юбилейным выпускам разных лет. Не остались в стороне от создания музея и педагоги нашей школы. Бараташвили Н. М. передала в музей семейные реликвии. Ежов М. А. обогатил экспозицию множеством фотографий по истории школы, передал в музей подшивки газет и журналов советских времён.

Роль музея в краеведческой работе с учащимися трудно переоценить. Каждый предмет в музее нашей школы – свидетельство какого-либо события, ушедшей эпохи. Каждая вещь – весточка из прошлого. Можно по – разному относиться к историческим событиям, оценивать исторические явления. Ученики верят фактам, если они есть, и не верят ничему, если фактов не оказалось. Посредством краеведческой деятельности они осознают значимость для себя, для общества тех или иных исторических фактов, событий, поступков людей. Краеведческая работа по созданию музея выступает и в форме выработки нравственных ценностей. Примером тому служит процесс передачи традиций посредством их изучения и создания на их основе экспозиций школьного музея. Особое значение краеведческая деятельность приобретает на уровне поиска новых знаний об истории края. Любой найденный факт местной истории, новые сведения о тех или иных событиях, людях могут быть приняты или отвергнуты только в результате тщательного объективного анализа, оценки значимости этого факта с различных позиций, осознания единения истории малой родины с историей страны.

С помощью краеведческой деятельности, экспозиций музея, стараюсь, чтобы мои ученики не только узнавали, но и прочувствовали, какой она была - наша подлинная, непридуманная история.

Заключение

Применение краеведческого материала на уроках истории и обществознания, воспитательных мероприятиях, занятиях кружка позволяет в моей практике реализовать несколько современных педагогических технологий. Это и поисково – исследовательские формы и методы обучения, и технология развития критического мышления, и дифференцированное обучение, и информационно – коммуникационные технологии.

Краеведческая деятельность привлекает на только одарённых или просто успешных в учёбе учащихся, которые пишут исследовательские работы, выступают на научно – практических конференциях, но и слабоуспевающих в учёбе детей. Слабоуспевающим учащимся вполне по силам заниматься поисковой работой, создавать макеты и модели, готовить музейные экскурсии, заниматься поиском краеведческого материала в интернете. Что, несомненно, повышает их самооценку, создаёт ситуацию успеха.

Изучение прошлого и настоящего родного края позволяет ввести учащихся в сложный и противоречивый мир общественных отношений и помогает им научиться жить в этом мире, способствует выработке собственной жизненной позиции. Краеведение способствует формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества. При этом учитывается единство научного, дидактического, методического и воспитательного начал. Важно, чтобы ребёнок погрузился не только в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей своего мира.

Краеведческая деятельность позволяет выстраивать новые, субъектно – субъектные отношения учителя и ребёнка. Поисковая, исследовательская работа – это всегда сотворчество педагога и ученика.

Кроме того, в процессе краеведческой работы у детей формируется чувство любви к Родине, родному краю; уважение к своему и другим народам, складывается миропонимание. Развиваются память, внимание, наблюдательность, расширяется кругозор и словарный запас. Развиваются коммуникативные качества личности. При этом надо помнить, что если получилось зародить в ученике интерес к истории родного края, его следует постоянно поддерживать, помогать ребенку в преодолении трудных ступенек, ведущих к знаниям.

Библиография

1.Вернадский В.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., Неродное образование. 2001.

2.Соловьёва Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. М., 2000.

3.Дереклёва Н. И. Научно – исследовательская работа в школе. М., 2001.

4.Масленникова А. В. Научно – практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”. Практика административной работы в школе. № 1, 2002.

5.Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

6. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2007.

7. Дадыкина И. В. Краеведение – путь к успеху. “История” - приложение к “1 сентября”. № 6, 2013.

8.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М., 2012.

9.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2013.

1. Наименование опыта: “Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно – ориентированного подхода в образовании”.

2. Условия возникновения, становления опыта:

а) В связи с низким уровнем познавательной активности учащихся.

б) В связи с обновлением образования подрастающего поколения.

в) Изменения последних лет в историческом и обществоведческом образовании создают базу для новых теоретических исследований, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

3. Актуальность и перспективность опыта:

Проблема умственного и духовно – нравственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании.

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания организует умственную деятельность детей, направленную на получение новых знаний в процессе решения познавательных задач. Исследовательские формы и методы работы с учащимися создают у них положительные мотивы к обучению благодаря новизне содержания организации учебного процесса, занимательности, учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолении познавательных затруднений.

Практическая значимость состоит в том, что краеведческая деятельность позволяет максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучаемых.

Краеведческая деятельность в учебном процессе помогает социализации учащихся.

4. Теоретическая база опыта:

1. Дереклёва Н. И. Научно – исследовательская работа в школе. М., 2001.

2. Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.

3. Соловьёва Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов. М., 2007

4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2013.

5. Новизна опыта:

Способствует развитию в каждом школьнике творческого потенциала и способностей, духовно-нравственного начала.

Краеведческая деятельность позволяет выстраивать образовательный процесс в диалоге учителя и ученика, позволяет удовлетворять потребности учащихся в познании окружающей действительности.

6. Ведущая педагогическая идея:

Применение краеведческого материала в обучении позволяет достичь самое важное – активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника образовательного процесса – обучаемого.

7. Технология опыта:

1. Диагностика индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

2. Выработка алгоритма реализации поставленных целей, использование средств для достижений планируемых результатов.

3. Конструирование учебного курса по предмету с применением краеведческого материала, методов исследовательской деятельности.

8. Результативность:

Рост уровня обученности, качества знаний, приобретение общеучебных и специальных умений и навыков, расширение кругозора и любознательности, положительной мотивации к учению, активизация учебного процесса.

9. Адресная направленность:

Учителям истории и обществознания и смежных дисциплин.

10. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

При условии индивидуального подхода к обучаемым, наличия опыта работы, хорошей базы ресурсов.