История и обществознание
-
Внеклассное мероприятие по теме "Частушка – зеркало жизни" 2012
В статье представлена разработка внеклассного занятия, где в форме посиделок происходит знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой, обращается внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества. Мероприятие способствует развитию интереса, любви и уважения к музыкальной культуре русского народа.
-
Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция" 2012
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия.
-
Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом" 2012
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории.
-
Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в." 2012
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире.
-
Социальная структура общества 2012
Разработка первого из трех уроков обществознания по теме (глава 5 «Социальная сфера») по программе Л.Н. Боголюбова в 10-м классе на базовом уровне. Тип урока – урок изучения нового материала. Занятие построено с использованием технологии критического мышления, в частности таких ее приемов, как кластер, ИНСЕРТ, таблица З-У-Х. В процессе урока формируются умения самостоятельно работать с текстом, структурировать информацию, решать проблемные ситуации. Приложена презентация.
-
Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века" 2012
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.).
-
Театр исторических миниатюр 2012
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху.
-
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы 2012
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений.
-
Внутрипредметная интеграция на уроке истории "Прощай, Древний Восток!" 2012
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана.
-
Урок истории России "Внешняя политика Николая I" 2012
Урок в 8-м классе призван способствовать формированию понимания учащимися необходимости реформ в России, используя методические приёмы проблемного урока.
-
Интегрированный урок (история + география) по теме "Взаимоотношения между Китаем и Россией" 2012
Китай древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня и создало атмосферу перемен, которую мы наблюдаем. Соседство - важный фактор географического положения и от того "кто" тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель урока - создать образ страны-соседа.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Овеянные славою флаг наш и герб" 2012
Урок призван расширить исторические и литературные знания у учащихся о государственных символах Российской Федерации и Республики Адыгея. Возраст учащихся для проведения урока – 6–11-й класс. Для более успешного проведения урока необходимо оборудование для использования презентации и прослушивания музыкальных файлов. Разработку можно использовать и как внеклассное мероприятие с привлечением помощи учителей истории и литературы.
-
Толерантность – путь к миру 2012
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
-
Дом, в котором мы живем. 6-й класс 2012
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены практические задания для обобщения и закрепления материала.
-
Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне" 2012
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»).
-
Урок в 5-м классе "Жизнь египетского вельможи" 2012
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы.
-
Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов 2012
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.
-
Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов 2012
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности.
-
Урок "Из истории российской почты" 2012
Цель урока – проследить историю развития российской почты на примере почты Тверской земли.
-
Нетрадиционная форма урока в 5-м классе "Законы Хаммурапи" 2012
Законы Хаммурапи – первые записанные на земле законы. Необходимым условием существования любого государства является наличие законов в соответствии с представлениями о справедливости и в интересах его граждан. Цель урока: закрепление знаний о законах Хаммурапи; формирование представлений о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона; раскрытие понятия «закон»; выявить содержание и роль законов в Вавилонском царстве.
-
Сценарий урока по теме "Куликовская битва". 6-й класс 2012
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России.
-
Конституция – этапы становления и ее задачи 2012
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса.
-
Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс 2012
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интерактивной доски.
-
Тематический классный час "Путешествие по страницам истории России "Отчизны славные сыны" (посвящается героям Отечественной войны 1812 года) 2012
Классный час проводится в рамках традиционного школьного творческого дня "Россия, судьбы, имена" и посвящается героям Отечественной войны 1812 года. Материал можно использовать во внеурочной деятельности классным руководителям и учителям истории.
-
Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя" 2012
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала.
-
Урок истории. Мастер-класс по теме "Россия в глобальном мире" 2012
Представлен опыт работы по использованию групповых технологий обучения в рамках апробации учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Л.В. Полякова. Урок служит обеспечению понимания ключевых понятий темы, формированию целостного представления России в глобальном мире, развитию мыслительной деятельности учащихся, с учетом критического мышления.
-
Урок истории в 5-м классе по теме «Троянская война и поэма Гомера "Илиада"» 2012
Урок ставит своей целью формирование у учащихся представления о Троянской войне как историческом событии, знакомит учащихся с выдающимся произведением Гомера - поэмой "Илиада". Основу урока составляет беседа преподавателя с использованием ИКТ и работа учащихся в малых группах с различными источниками информации.
-
"Все мы разные – все мы равные". Об истоках и противодействии межнациональному экстремизму 2012
Проблема экстремизма проявляется в существовании терроризма, распространении случаев социальной, расовой, национальной или религиозной. Занятие способствует формированию активной жизненной позиции старшеклассников через рассмотрение проблемы межнационального экстремизма на современном этапе как одной из глобальных проблем человечества.
-
Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад" 2012
Цели и задачи урока: охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.
-
Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы" 2012
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интерактивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы".