Урок-путешествие "Афины в V в. до н. э". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели урока:

создать педагогические условия, при которых:

  • ученик сможет дать определения таким понятиям, как «триера», «амфора», «пифос», «Акрополь», «Пирей», «ионическая колонна», «дорическая колонна»; назвать известные архитектурные сооружения Древних Афин;
  • ученик сможет проанализировать карту и текст учебника, сравнить различные виды керамических изделий, колонн того времени, назвать их отличительные особенности;
  • ученик сможет задуматься и высказать соё мнение о культуре Древних Афин, об их роли в мировой истории.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний

Форма урока: урок-путешествие

Авторский медиапродукт: презентация.

Оборудование урока: настенная историческая карта, проектор, компьютер, экран, учебники по истории, дидактический и раздаточный материал

Ход урока

1. Организация начала урока

Слайд1-2. Звучит греческая музыка, на экране появляется изображение одного из древних мест в Афинах

- Хайре. Так здоровались древние греки, что значит «возрадуйся», «здравствуй». Так сегодня с вами здороваюсь и я. Итак, ребята, хайре. Садитесь. Сегодня я пришла, чтобы пригласить вас в необычное путешествие – в путешествие по древним Афинам. Давайте отсчитаем время назад и побываем в Афинах эдак в V в. до н.э. (По щелчку на слайде появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в свои тетради. В это время учитель переключает слайд 2, где остаётся тема урока, а музыка стихает)

2. Актуализация знаний

- Для того, чтобы путешествовать, нужен транспорт. Предлагаю путешествовать морем вот на этом судне.

(Рисунок на обычной доске. Такой корабль можно нарисовать, а можно распечатать на принтере частями, на бумаге формата А4, приклеить на картон. Под парусами сделать прорези. Размер корабля зависит от пожеланий учителя. Лучше корабль сделать большим, чтобы он был хорошо виден всем обучающимся)

- Скажите, как называется такое судно?

- Это триера.

- Верно. Но чтобы триера поплыла, нужны вёсла, а у нас их нет. Не беда! Мы их раздобудем! Для этого выполним задание. Мы с вами будем задание выполнять вместе, а _________ (назвать имя того ребёнка, который смог дать правильное название судну) получает своё задание, для этого ему нужно выйти к доске, к карте. <Приложение1> (Ребёнку вручается конверт с заданием расставить цифры на карте согласно указанным историческим событиям. Желательно, чтобы цифры были разных цветов, на них лучше заранее прикрепить кусочки скотча)

Слайд 3. - Итак, задание. Сейчас перед вами будут появляться строчки из рассказа, который называется «Фермопильское сражение» (название появляется на слайде), этот рассказ когда-то написал один грек, но он немного что-то перепутал. Нам нужно исправить ошибки. Если в предложении всё правильно – вы хлопаете, если – нет, то вы топаете. (Задание появляется на слайде,

после того как обучающиеся исправили ошибку, по щелчку исчезает неверное высказывание, и появляется верное. Если у детей возникают сложности при выполнении этого задания, можно задавать им наводящие вопросы)

  • В V в. до н.э. Греция вела борьбу с персами. [1] (хлопают)
  • Во главе персов стояли братья Чжан (топают – царь Ксеркс), а во главе греков – Тутмос III (топают – царь Леонид).
  • Греки сражались мужественно, персы не могли их сломить. (хлопают)
  • Тогда по приказу царя Хаммурапи предатель повёл войска в обход по горам и вышел в тыл грекам. (топают – царь Ксеркс)
  • Битва закончилась поражением греков. (хлопают)

Проверка и обсуждение индивидуального задания. После этого учитель отмечает некоторых учеников и вручает им по тетрадрахме – древнегреческая монета.

Слайд 4. Такие монеты нужно приготовить заранее. Для этого можно распечатать рисунок 2 в нескольких экземплярах, затем вырезать и склеить части монет.

- Те, кто за урок соберут несколько таких монет, получат хорошие оценки.

3. Основной этап. Повторение и обобщение знаний по теме

Слайды 5-19.На экране появляется плывущая триера, слышен шум моря

- Вёсла раздобыли. В путь! Ребята, мы приближаемся к какому-то очень интересному месту, Слайд 20. У него очень интересное название (появляется по щелчку) «Пирей», что с древнегреческого означает «переплывать, проходить, переходить через что-то, переправлять напротив». Я предлагаю вам сейчас побыть экскурсоводами или гидами. Сейчас в течение трёх минут составьте и запишите три предложения в своих тетрадях о Пиреях. Вы можете пользоваться учебником. Когда услышите вот такой сигнал (сделать щелчок, будет слышан звук гонга), вы должны закончить выполнять задание. (Учитель делает щелчок, на экране появляются песочные часы, которые через три минуты пропадут автоматически, и прозвучит сигнал. Если обучающиеся выполнят задание раньше, учитель может сам сделать щелчок и остановить время)

- А пока все выполняют это задание, __________ (назвать имена двух учеников, можно и больше) подойдите к кораблю и заберите задания, которые ждут вас, они спрятаны под парусами. <Приложение2> Эти обучающиеся выполняют тестовые задания, которые учитель проверяет во время выполнения следующего задания. По истечению трёх минут, учитель выслушивает ответы учеников. За лучшие рассказы выдаёт монеты.

Слайды 21-32. - Ну, а нам пора плыть дальше. (шум моря, плывущий корабль) Мы подплываем к следующему древнеафинскому месту.

Слайд 33 (звук бьющейся посуды) - Ребята, только вот выйти мы не можем. Кто-то в Пиреях купил какие-то вещи, видимо посуду, но был не аккуратен и разбил их, завалив выход из корабля. Предлагаю разобрать завалы! Для этого нужно выполнить задание.У вас на партах лежат конверты. Откройте их, там находится задание. Выполните это задание вдвоём. У вас две минуты. Учитель делает щелчок, появляются часы. (В конвертах лежат разрезанные на части изображения: у одних учеников – амфора, у других – пифос. Там же находится и текст, разъясняющий, что должны сделать обучающиеся) <Приложение 3>

В это время учитель проверяет тесты и тому, кто правильно выполнил этот тест, выдаёт монету. По истечению времени звучит сигнал, часы исчезают. Начинается обсуждение задания, изображения появляются на слайде.

Слайд 34. Учитель задаёт вопрос:

- Ребята, а в каком месте древних Афин изготавливали такую посуду?

- Это место Керамик. (название появляется на слайде)

- Теперь можем сойти с нашей триеры.

Слайд 35 (появляется изображение) Ребята, посмотрите, какое прекрасное место! Как же оно называется?

- Акрополь.

- Сколько здесь прекрасных зданий! У вас у каждого на парте лежат карточки с изображениями. Послушайте задание: подпишите название под изображением. У вас на это 1 минута.

(после звукового сигнала учитель предлагает обменяться работами и проверить друг друга до звукового сигнала) <Приложение 4>

Пока учащиеся выполняют задание, учитель вызывает двух учеников, предлагает им подойти к последней парте и выполнить задание, которое находится в конвертах. Одному обучающемуся нужно собрать колонну дорическую, другому – ионическую. Такие колонны можно распечатать по частям на бумаге формата А4, а потом вырезать.

Можно нарисовать самостоятельно. Для крепежа частей колонн следует приготовить широкую полоску из плотного картона, на неё приклеить части двустороннего скотча.

Слайды 36-38. При обсуждении заданий, которые ученики выполняли на карточках, изображения появляются на экране. Во время обсуждения данного задания учитель может задать следующие вопросы ученикам:

- В честь кого был построен храм Парфенон?

-Что вы знаете о храме Эрехтейон?

-Покровительницей чего была богиня Афина/Ника?

При обсуждении индивидуального задания «Собери колонну» учитель может задать обучающимся такой вопрос:

- Чем отличается дорическая колонна от ионической?

После обсуждения заданий обучающимся выдаются монеты.

Если позволит время можно предложить (в то время как будет выполняться задание на карточках и задание с колоннами) ещё одно индивидуальное задание, которое находится на доске под исторической картой: написать названия частей здания.

И также проверить его вместе с классом.

4. Итог урока. Рефлексия

Слайды 39-54. (слайды с триерой и шумом моря)

- Наше путешествие подходит к концу. Мы вновь возвращаемся в наше время. Каждый, кто возвращается из путешествия, привозит с собой какие-то впечатления. Задаются общие вопросы по теме урока.

  • Куда сегодня мы совершили путешествие?
  • Какие места древних Афин мы посетили?
  • Какие места этого города вам больше всего понравились? Почему?
  • Какие архитектурные сооружения дрених Афин мы сегодня вспомнили?

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. И я бы хотела наградить тех ребят, кто сегодня принимал активное участие в нашем путешествии. Наградить лавровыми венками, ведь у древних греков такой венок считался символом силы, славы и мудрости (венки получают те, у кого есть монеты) Такие венки можно изготовить из зелёной бумаги, а можно попробовать смастерить их из веточек настоящего лаврового дерева. Основываясь на собственном опыте, могу заверить в том, что ученикам очень нравится, когда на их головы надевают такие венки.

- Все эти дети за сегодняшний урок получают пятёрки. А вы, ребята, дома напишите мини-сочинение о нашем путешествии, где укажите, что вам понравилось, запомнилось. Это ваше домашнее задание.

Сейчас, когда вы будете покидать этот класс, я хочу, чтобы каждый из вас выразил свои впечатления. У вас на партах лежат изображения лавровых венков Если вам понравилось путешествовать – положите красный венок в специальную ячейку, если путешествовать было неочень интересно – положите зелёный венок в нужную ячейку, и если вообще не понравилось – положите чёрно-белый венок в соответствующую ячейку.

(Венки следует приготовить в трёх вариантах для каждого ребёнка: распечатать на листах красной, зелёной и белой бумаги. Распечатать такие же венки, но чуть больше и с надписями, соответствующими цвету. Прикрепить эти венки к файлам. Файлы можно приклеить на стену, рядом с выходом из класса. Желательно закрыть эти файлы перед началом урока)

Слайд 54.Учитель выключает проектор, звучит греческая музыка.

- Я прошу вас встать. Так как приветствовали мы друг друга по-гречески. То и прощаться будем по-гречески. Андио – значит до свидания. Итак, андио, ребята. И эфхаристо - спасибо за урок. (учащиеся уходят и кладут венки)

В данной работе использованы следующие материалы:

  1. Чеброва Р.Н., Бармин А.В. Внеклассная работа по истории. Саратов, 2003
  2. Звуковые файлы, рисунки для презентации взяты из Интернета
  3. Анимация плывущей триеры разработана совместно с учителем информатики МБОУ СОШ № 40 г. Новошахтинска Ростовской области Рамазановой Т.В.