Цели:
- Познакомить учащихся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг; Выяснить ее основные цели и направления;
- Сформировать у учащихся представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР;
- Способствовать развитию навыков работы с источниками, дополнительной литературой, исторической картой, умение обобщать и систематизировать материалы.
Оборудование:
- Данилов А.А.; Косулина Н.Г. История России 20 век учебник для 9-го класса;
- Интерактивная доска.
План изучения материала:
- Итоги второй мировой войны. Территориальные изменения на карте мира.
- Атомный проект СССР и США
- Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока.
- СССР и страны восточного Средиземноморья.
- Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. План Маршала. Берлинский кризис 1948 года.
- Отношение СССР со странами Западной Европы и США. Война в Корее.
Ход урока
Стадия вызова. Учитель предлагает учащимся начать заполнение таблицы из двух колонок:
Итоги: Второй мировой войны:
Знал | Узнал на уроке |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
На интерактивной доске карта “Мир после Второй Мировой войны”. Учитель объясняет какие территориальные изменения произошли после войны. Учащиеся приходят к выводу, что у каждой из стран участниц антигитлеровской коалиции было свое видение послевоенного устройства мира; В 1945–1947 гг произошел отход от принципов сотрудничества, сформировалась новая система международных отношений, главными чертами которой были гонка вооружений, ядерное устрашение, информационная война.
В ходе объяснения учителя в процессе всего урока, учащиеся заполняют правую колонку “Знал”.
Стадия разрыва. По словам А.А. Данилова, “Причины быстрого расхождения вчерашних союзников, а затем и начала “холодной войны” заключалось не в коварных замыслах Трумена или Сталина, а главным образом, в конфликте интересов СССР и Запада. Не менее важным было и взаимное недоверие. СССР, внесший основной вклад в разгром фашисткой Германии, превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой стало невозможно решать проблемы практически ни в одном регионе мира. Противостояние СССР и США стало носить глобальный характер”.
Учитель вводит понятие “холодная война” и предлагает выделить основные направления внешней политики СССР в послевоенный период.
- Создание стратегически важных зон или пояса безопасности;
- Подписание двусторонних договоров о взаимопомощи с союзниками (страны Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы).
- Ограничения внешнеполитической самостоятельности стран, вошедших в зону влияния СССР;
- Военно-политическое соперничество со странами запада.
Стадия деконструкции и реконструкции.
Учитель предлагает обсудить в парах и выявить объективные и субъективные факторы, определившие политику СССР после второй мировой войны.
Стадии социализации. Учащиеся делятся результатами своей работы.
Организуется работа с источниками, учащимся предлагаются фрагменты из статьи Б. Рассел, из речи У. Черчилля в Фултоне, из интервью И. Сталина корреспонденту “Правды”.каждый ряд работает с одним из документов.
Вопросы для обсуждения:
- Какие перспективы по мнению Рассела, открывались в отношениях СССР и стран Запада после войны, с какими факторами ученый связывал реализацию этих перспектив?
- Оцените прогноз Рассела. Какие обстоятельства с вашей точки зрения, он не учитывал?
- Какие обвинения в адрес СССР выдвинул в знаменитой фултонской речи Черчилль? В каком смысле употреблен термин “железный занавес”.
- К чему он призывал лидеров западных стран?
- Какие обвинения в адрес стран запада выдвинул Сталин в интервью в “Правде”? Какие аргументы в обосновании позиции СССР он привел? Учитывалась ли, по вашему мнению, позиция стран, освобожденных СССР, при выработке советской внешней политики.
Смысловая стадия.
Атомный проект СССР и США
Этот опрос рассматривается в форме школьной лекции.
- Манхэттенский проект США.
- Цель проекта – создание атомного оружия, способного обеспечить победу в войне в сжатые сроки, с опережением СССР и Германии, где аналогичные работы уже шли.
- 16 июля 1945 г, испытание первой в мире атомной бомбы США в городе Аломогорда, штат Нью Мексико. 6 и 9 августа над японскими городами Хиросима и Нагасаки были сброшены урановая и плутониевая бомбы.
- Атомное оружие сразу же стало инструментом шантажа и давления, оно разрушило доверие между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.
- Уже через 4 года 29 августа 1949 года на полигоне под Семипалатинском атомная бомба РДС – 1 прошла успешное испытание. Монополия на атомное оружие была ликвидирована.
Учащиеся продолжают заполнение таблицы.
Политика СССР в отношении стран Ближнего и Среднего Востока
- Предложение Сталина о пересмотре режима черноморских проливов, размещение советских гарнизонов на Басфоре и в Дарданеллах, отторжении Турции Карского и Ардаганского округов.
- Проводится беседа с учащимися по вопросам: какие цели ставила перед собой Россия во второй половине 19-го начала 20-го веков в отношениях с Турцией? Какое место занимал в российской внешней политике вопрос о черноморских проливах?
- Конфликт между СССР с одной стороны и США и Великобританией – с другой по иранской проблеме.
- В беседе с учащимися обсуждаются вопросы: почему события в Иране вызвали тревогу британского правительства? Насколько обоснованными были опасения о расчленении Ирана? Чем объясняется активное участие США в решении иранского конфликта?
- Разрешение иранского конфликта. Расторжение советско-иранского соглашения о совместной разработке нефтяных запасов.
СССР и страны Восточного Средиземноморья
В данной части урока целесообразно сосредоточить внимание на анализе политики СССР в отношении Греции, причем это делается без рассмотрения подробного вопроса о советско-югославских и советско-болгарских отношениях.
- Поддержка СССР коммунистического подполья в Греции.
- Реакция США и Великобритании. Учащимся предлагается задание: попытайтесь определить причины столь жесткой реакции Запада на действия антиправительственных сил в Греции.
- Анализ документа (заявление Сталина в беседе с югославскими руководителями в феврале 1948 г. поможет понять почему СССР после долгих колебаний пошел на уступки.
Взаимоотношения СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. План Маршала
Данная часть урока проводится в форме лабораторной работы в группах с текстом учебника и с источниками.
Группа 1: По учебнику (разделы “у истоков холодной войны” и “экспорт советской модели”) охарактеризуйте цели советской внешней политики по отношению к освобожденным Красной Армией странам Центральной и Юго-Восточной Европы.
Группа 2: Прочитайте учебник и фрагмент из речи Трумэна, ответьте на вопросы: Какую роль в охлаждении вежду бывшими союзниками играли события происходившие в Центральной и Юго-Восточной Европе? Какие силы названы в выступлении Трумэне “вооруженными меньшинствами”?
Обобщая доклады представителей групп, подчеркивается, что переломным для стран Центральной и Юго-Восточной Европы стал рубеж 1947 – 1948 гг., когда в основу советской внешней политики был положен курс на строительство “лагеря мира и социализма”.
На интерактивной доске схема №2. Выясняются основные черты внешне политической стратегии СССР в послевоенный период.
Внешнеполитическая ситуация глазами советского руководства
Оформление экономических основ социалистического лагеря произошло в 1949 г, когда был создан СЭВ (совет экономической взаимопомощи.
Вопрос о Берлинском кризисе 1948 г рассматривается в процессе выполнения познавательного задания: прочитайте фрагмент из воспоминаний Молотова. Использую учебник (раздел “апогей холодной войны”), объясните смысл высказанной им позиции.
Отношения со странами Западной Европы и США. Война в Корее
Данная часть урока проводится в форме школьной лекции, обобщающей изученный материал и содержащий информацию о формировании военно-политических блоков.
- Начало формирования военно-политического союза стран Западной Европы и США в марте 1948 г.
- Апрель 1949 г подписание договора 12-ю государствами о создании НАТО.
- Реакция СССР. Создание ОВД как противовеса НАТО.
- Раскол мира и Европы, складывание так называемой биполярной системы международных отношений – факты, определившие ход мировой истории во второй половине 20 века.
С этой точки зрения рассматривается война в Корее. Целесообразно обсудить заранее подготовленное сообщение учащегося.
Стадия рефлексии.
Как изменились ваши знания по изучаемому вопросу? (Обсуждение записей, сделанных учащимися во второй колонке таблицы “ Узнал на уроке”).
Домашнее задание
Параграф №39.