Цели:
- Образовательная
Форма: Комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование:
- Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков. 6 класс. М., 2010.
- Историческая карта “Первый крестовый поход”, “Образование новых государств”
- Раздаточный материал ( отрывки из речи Урбана Второго на Клермонском Соборе, фрагмент песни о Крестовом походе. Тибо, граф Шампанский; таблица “Основные крестовые походы”).
- Слайдовая презентация.
- Мел и указка.
Литература к уроку:
- С.Г. Смирнов Задачник по истории Средних веков. – М., 1995.
- Мишо Г. История крестовых походов. – М.: Алетейа, 2001.
- М. Вазольд. Крестоносцы.– М., 1994.
- В.А. Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс. – М., 2008 (для учителя).
- А.А. Васильев. История Средних веков. М.,1992.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин)
“Здравствуйте, дети!”. Проверить готовность к уроку (на столе должны у в всех лежать учебник, тетрадь, ручки, дневник, раздаточный материал)
2. Проверка знаний и умений учащихся на ранее пройденную тему (4 минуты)
С помощью фронтального опроса попытаться определить знания учащихся на ранее пройденную тему. Итак, повторим тему нашего прошлого урока.
а) Фронтальный опрос:
- Объясните причину раскола христианской церкви на католическую и православную?
- Охарактеризуйте основные различия между католической и православной церковью?
- Охарактеризуйте причины борьбы католической церкви с еретиками?
- Раскройте формы борьбы католической церкви с еретиками?
b) До начала фронтального опроса.
- Напишите на доске схему источников богатства церкви.
c) Работа с одаренными детьми (усложненные задания).
“Заполните пропуски в таблице”
Орден францисканцев | Орден доминиканцев |
Основатель: Проповедовал: |
Основатель: Главная цель: Функции: |
Приложение 1. Ответы учащихся.
2. Переход к новому материалу (1 минута)
Итак, сегодня на уроке, мы продолжим изучать Католическую церковь в 11–13 вв. И познакомимся с периодом крестовых походов в Западной Европе. А именно с Первым крестовым походом. Слайд 1.
Изучение нового материала (29 минут).
В середине 9 века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии.
Давайте вспомним кто такие турки-сельджуки? (Турки-сельджуки жители Средней Азии, служили халифу в гвардии, но позднее приобрели большую власть и стали независимыми правителями. В 1055 году захватили Багдад – султан).
После захвата туркими-сельджуками христианской святыни– “гроба Господня” – в Западной Европе распространяются слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме.
18 ноября 1095 года во французском городе Клермоне папа Урбан Второй созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.
Учитель зачитывает речь (дубликат у учащихся) Приложение 2.
Задает вопросы:
- К кому была обращена речь папы?
- К чему призывал папа?
- Что обещал папа?
А теперь давайте запишем в тетрадь, когда, где и кем была произнесена речь о начале крестового похода. Что такое крестовый поход?
Крестовый поход – военная экспедиция западноевропейских феодалов против противников христианской веры.
Какова же была причина Первого крестового похода? Слайд 2, Приложение 6
В 9 веке в Западной Европе не было свободных земель со свободными крестьянами. А феодалы стремились к захвату владений. С чем это было связано?
В к.10– н.11 века появилось много безземельных рыцарей – “голяков”, как их нередко называли. В основном это были младшие сыновья феодалов, не получившие в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Эта нестабильная масса людей была большой проблемой властей, поскольку их за денежную плату нанимали крупные феодалы при междуусобицах.
Что же привлекло феодалов на Востоке?
В это время расширяются связи со странами Востока, купцы привозят оттуда предметы роскоши, новые ремесленные товары. А в Европе же с 987: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, феодальные междоусобицы. Этот период характеризуется как “смутное время” в Европе. Естественно, что феодалов привлекала возможность обогатиться и предметами роскоши и землей. А церковь этот поход санкционировала, т.е. разрешила.
Следовательно, основной причиной крестового похода – стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные земли.
Запишем причину первого крестового похода.
Поводом к началу крестового похода послужили два события:
Захват Малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 году они захватили Иерусалим; прекратился доступ паломников к святым местам.
Обращение императора Византии Алексея к папе Римскому с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.
Изучение Первого крестового похода мы продолжим с помощью заполнения таблицы.
Заполнение таблицы сопровождается рассказам учителя.
Дата | Участники похода | Цели | Направление | Результаты |
После речи Урбана Второго весной 1096 года раньше всех в Иерусалим двинулись крестьяне. Слайд 3. Отряд бедняков насчитывал 60–70 тыс.человек. Правда, отряд возглавляли рыцари – “голяки” (младшие сыновья феодалов) опытные в военном деле. В дороге участники похода занимались разбоем и грабежом. Плохо вооруженные и без припасов, бедняки добрались до Константинополя, а затем они переправились в Малую Азию. Суровый климат, болезни привели к большому числу погибших. Турки-сельджуки заманили участников в засаду и разбили их в первом бою. Лишь немногим удалось спастись бегством. Слайд 4.
Осенью 1096 г. Из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. С какими чувствами отправлялись феодалы в крестовый поход. Об этом нам расскажет “Песнь о крестовом походе” графа Тибо. Приложение 3
Теперь познакомимся с участниками крестового похода, которые делились на 4 группы: Слайд 5.
- Готфрид Бульонский, герцог Лотарингии
- Гуго Вермандуа, брат французского короля
- Раймунд, граф тулузский
- Князь тарентский Боэмунд.
Первая группа двинулась через Венгрию и Болгарию, а остальные через Италию, а там на кораблях до Византийской империи. Встретившись в Константинополе, они выдвинулись в Малую Азию. Преодолевая трудности, связанные с засушливостью климата и с частыми нападениями турков-сельджуков крестоносцы продвигались к Иерусалиму по пути занимая города у турков– сельджуков. Слайд 6.
- 1097 г. – взяли город Никею;
- 1098 г. – захватили город Эдессу;
- 1099 г. – овладели Иерусалимом. Слайд 7.
Правда, к Иерусалиму подошли лишь третья часть крестоносцев. С чем же это было связано?
Дело в том, что многие крестоносцы возвращались обратно или погибали в сражениях, а многие оставались в завоеванных города, где создавали свои новые государства. Так было создано 4 государства крестоносцев.
Иерусалимского королевство– оно было самым главным другие находились в вассальной зависимости от него.
Гравство Триполи; княжество Антиохское; графство Эдесское.
В государства крестоносцев были принесены феодальные порядки Западной Европы, католическая церковь получила здесь большое влияние и территории.
Первый крестовый поход в целом завершился удачно – цели похода были достигнуты. В результате этого похода был взят Иерусалим образовались государства крестоносцев, участники похода и церковь получили новые земли и доходы.
2. Духовно-рыцарские ордена. Слайд 8.
На смену погибшим в боях или возвратившимся на родину крестоносцам из Европы на Восток прибывали все новые толпы рыцарей. Многие из них для более успешных действий (оборона и расширение границ крестоносцев) объединялись в общества и принимали монашеские обеты, что делало их более дисциплинированными и сильными. Эти общества получили название духовно-рыцарские ордена.
Как они назывались.
Давайте подробно познакомимся с их деятельностью.
Несколько ваших одноклассников подготовили сообщения об этих орденах
Выступление 3-х учащихся. Слайд 9.
После выступления учитель останавливается на нескольких важных моментах, учащиеся задают вопросы к выступающим.
5. Закрепление нового материала 5 минут – итоговое повторение. Учащиеся заполняют карту Приложение 4.
6. Инструктаж домашнего задания.
Откройте дневники и запишите себе домашние задание: параграф 22 читать, пересказ; ответить устно на вопросы после параграфа. Составить рассказ участника Первого крестового похода (графа, рыцаря или простолюдина) о его делах и подвигах. Рассказ вы пишите в тетради, но для его оформления я вам раздам небольшую картинку; вы сложите ее раскрасить или нарисовать свою. Приложение 5.