Первый крестовый поход. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представления об явлении крестовых походов, причинах и предпосылках Первого крестового похода; отметить цели его участников, процессе образования крестоносных государств на Востоке; о роли католической церкви как вдохновителя и организатора этого похода; усвоение учащимися новых терминов и понятий. Формирование умений и отработка навыков работы с исторической картой и ориентированием в исторической хронологии (работа с лентой времени) и работа с историческими источниками.
  • Воспитательная: усвоение представлений о том, что вера имеет огромную побудительную силу, которая может проявляться, как мощный мотив созидания с одной стороны и превращать действия масс в разрушительную силу с другой стороны.
  • Развивающая: развитие логического мышления (работа с исторической таблицей “Основные крестовые походы”), пространственно-временных представлений (организовать самостоятельную работу учащихся по карте Первого крестового похода), эстетического восприятия и этических представлений (на основе исторических источников).

Форма: Комбинированный с использованием ИКТ

Оборудование:

  • Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков. 6 класс. М., 2010.
  • Историческая карта “Первый крестовый поход”, “Образование новых государств”
  • Раздаточный материал ( отрывки из речи Урбана Второго на Клермонском Соборе, фрагмент песни о Крестовом походе. Тибо, граф Шампанский; таблица “Основные крестовые походы”).
  • Слайдовая презентация.
  • Мел и указка.

Литература к уроку:

  • С.Г. Смирнов Задачник по истории Средних веков. – М., 1995.
  • Мишо Г. История крестовых походов. – М.: Алетейа, 2001.
  • М. Вазольд. Крестоносцы.– М., 1994.
  • В.А. Ведюшкин. История Средних веков. 6 класс. – М., 2008 (для учителя).
  • А.А. Васильев. История Средних веков. М.,1992.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин)

“Здравствуйте, дети!”. Проверить готовность к уроку (на столе должны у в всех лежать учебник, тетрадь, ручки, дневник, раздаточный материал)

2. Проверка знаний и умений учащихся на ранее пройденную тему (4 минуты)

С помощью фронтального опроса попытаться определить знания учащихся на ранее пройденную тему. Итак, повторим тему нашего прошлого урока.

а) Фронтальный опрос:

  1. Объясните причину раскола христианской церкви на католическую и православную?
  2. Охарактеризуйте основные различия между католической и православной церковью?
  3. Охарактеризуйте причины борьбы католической церкви с еретиками?
  4. Раскройте формы борьбы католической церкви с еретиками?

b) До начала фронтального опроса.

  1. Напишите на доске схему источников богатства церкви.

c) Работа с одаренными детьми (усложненные задания).

“Заполните пропуски в таблице”

Орден францисканцев Орден доминиканцев
Основатель:

Проповедовал:

Основатель:

Главная цель:

Функции:

Приложение 1. Ответы учащихся.

2. Переход к новому материалу (1 минута)

Итак, сегодня на уроке, мы продолжим изучать Католическую церковь в 11–13 вв. И познакомимся с периодом крестовых походов в Западной Европе. А именно с Первым крестовым походом. Слайд 1.

Изучение нового материала (29 минут).

В середине 9 века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии.

Давайте вспомним кто такие турки-сельджуки? (Турки-сельджуки жители Средней Азии, служили халифу в гвардии, но позднее приобрели большую власть и стали независимыми правителями. В 1055 году захватили Багдад – султан).

После захвата туркими-сельджуками христианской святыни– “гроба Господня” – в Западной Европе распространяются слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме.

18 ноября 1095 года во французском городе Клермоне папа Урбан Второй созвал церковный Собор и произнес речь на открытой равнине за городом.

Учитель зачитывает речь (дубликат у учащихся) Приложение 2.

Задает вопросы:

  1. К кому была обращена речь папы?
  2. К чему призывал папа?
  3. Что обещал папа?

А теперь давайте запишем в тетрадь, когда, где и кем была произнесена речь о начале крестового похода. Что такое крестовый поход?

Крестовый поход – военная экспедиция западноевропейских феодалов против противников христианской веры.

Какова же была причина Первого крестового похода? Слайд 2, Приложение 6

В 9 веке в Западной Европе не было свободных земель со свободными крестьянами. А феодалы стремились к захвату владений. С чем это было связано?

В к.10– н.11 века появилось много безземельных рыцарей – “голяков”, как их нередко называли. В основном это были младшие сыновья феодалов, не получившие в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Эта нестабильная масса людей была большой проблемой властей, поскольку их за денежную плату нанимали крупные феодалы при междуусобицах.

Что же привлекло феодалов на Востоке?

В это время расширяются связи со странами Востока, купцы привозят оттуда предметы роскоши, новые ремесленные товары. А в Европе же с 987: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, феодальные междоусобицы. Этот период характеризуется как “смутное время” в Европе. Естественно, что феодалов привлекала возможность обогатиться и предметами роскоши и землей. А церковь этот поход санкционировала, т.е. разрешила.

Следовательно, основной причиной крестового похода – стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные земли.

Запишем причину первого крестового похода.

Поводом к началу крестового похода послужили два события:

Захват Малой Азии и Палестины турками-сельджуками. В 1071 году они захватили Иерусалим; прекратился доступ паломников к святым местам.

Обращение императора Византии Алексея к папе Римскому с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.

Изучение Первого крестового похода мы продолжим с помощью заполнения таблицы.

Заполнение таблицы сопровождается рассказам учителя.

Дата Участники похода Цели Направление Результаты
         

Приложение 3

После речи Урбана Второго весной 1096 года раньше всех в Иерусалим двинулись крестьяне. Слайд 3. Отряд бедняков насчитывал 60–70 тыс.человек. Правда, отряд возглавляли рыцари – “голяки” (младшие сыновья феодалов) опытные в военном деле. В дороге участники похода занимались разбоем и грабежом. Плохо вооруженные и без припасов, бедняки добрались до Константинополя, а затем они переправились в Малую Азию. Суровый климат, болезни привели к большому числу погибших. Турки-сельджуки заманили участников в засаду и разбили их в первом бою. Лишь немногим удалось спастись бегством. Слайд 4.

Осенью 1096 г. Из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. С какими чувствами отправлялись феодалы в крестовый поход. Об этом нам расскажет “Песнь о крестовом походе” графа Тибо. Приложение 3

Теперь познакомимся с участниками крестового похода, которые делились на 4 группы: Слайд 5.

  1. Готфрид Бульонский, герцог Лотарингии
  2. Гуго Вермандуа, брат французского короля
  3. Раймунд, граф тулузский
  4. Князь тарентский Боэмунд.

Первая группа двинулась через Венгрию и Болгарию, а остальные через Италию, а там на кораблях до Византийской империи. Встретившись в Константинополе, они выдвинулись в Малую Азию. Преодолевая трудности, связанные с засушливостью климата и с частыми нападениями турков-сельджуков крестоносцы продвигались к Иерусалиму по пути занимая города у турков– сельджуков. Слайд 6.

  • 1097 г. – взяли город Никею;
  • 1098 г. – захватили город Эдессу;
  • 1099 г. – овладели Иерусалимом. Слайд 7.

Правда, к Иерусалиму подошли лишь третья часть крестоносцев. С чем же это было связано?

Дело в том, что многие крестоносцы возвращались обратно или погибали в сражениях, а многие оставались в завоеванных города, где создавали свои новые государства. Так было создано 4 государства крестоносцев.

Иерусалимского королевство– оно было самым главным другие находились в вассальной зависимости от него.

Гравство Триполи; княжество Антиохское; графство Эдесское.

В государства крестоносцев были принесены феодальные порядки Западной Европы, католическая церковь получила здесь большое влияние и территории.

Первый крестовый поход в целом завершился удачно – цели похода были достигнуты. В результате этого похода был взят Иерусалим образовались государства крестоносцев, участники похода и церковь получили новые земли и доходы.

2. Духовно-рыцарские ордена. Слайд 8.

На смену погибшим в боях или возвратившимся на родину крестоносцам из Европы на Восток прибывали все новые толпы рыцарей. Многие из них для более успешных действий (оборона и расширение границ крестоносцев) объединялись в общества и принимали монашеские обеты, что делало их более дисциплинированными и сильными. Эти общества получили название духовно-рыцарские ордена.

Как они назывались.

Давайте подробно познакомимся с их деятельностью.

Несколько ваших одноклассников подготовили сообщения об этих орденах

Выступление 3-х учащихся. Слайд 9.

После выступления учитель останавливается на нескольких важных моментах, учащиеся задают вопросы к выступающим.

5. Закрепление нового материала 5 минут – итоговое повторение. Учащиеся заполняют карту Приложение 4.

6. Инструктаж домашнего задания.

Откройте дневники и запишите себе домашние задание: параграф 22 читать, пересказ; ответить устно на вопросы после параграфа. Составить рассказ участника Первого крестового похода (графа, рыцаря или простолюдина) о его делах и подвигах. Рассказ вы пишите в тетради, но для его оформления я вам раздам небольшую картинку; вы сложите ее раскрасить или нарисовать свою. Приложение 5.