Представленная методическая разработка урока-исследования «Успех – карьера – планирование» может быть использована в работе с учащимися 8-9 классов в следующих номинациях:
- В качестве повторительно-обобщающего урока по теме «Личность и общество». (С)
- Как самостоятельный урок-исследование, соответствующий теме параграфа 1 «Быть личностью» учебника Обществознание 8 класс Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., М. Просвещение 2010. (Р)
- Тематический классный час «Я и моя профессия». (В)
На занятие могут быть приглашены администрация, учителя, родители, выпускники школы прошлых лет, ветераны Великой Отечественной войны, труда, представители попечительского совета школы и т.д., которые в ходе занятия станут его активными его участниками вместе с ребятами.
План-конспект урока-исследования «Успех – планирование – карьера».
Тип урока: урок-исследование с элементами групповой работы.
Основные цели занятия:
- Сформировать знания о понятиях «успех», «карьера», «планирование».
- Развитие навыков работы в группах, умение анализировать и использовать различные источники получения информации.
- Воспитание личностных качеств успешности, активной гражданской позиции.
(Приложение №6 – слайд №2).
Оборудование урока:
- мультимедиа установка,
- раздаточный материал (Приложение №1, Приложение №2),
- рабочие листы для групп (Приложение №3, Приложение №4, Приложение №5),
- презентация (Приложение №6)
Первый этап урока – активизация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя:
– Современные социально-экономические условия требуют от нас быть успешными в жизни. Уметь правильно выбрать профессию, учитывая различные факторы успешности.
А планировать карьеру необходимо уже сейчас (Приложение №6 – слайд 3).
Поэтому предметом нашего исследования сегодня является соотношение понятий «успех – карьера – планирование».
Давая определение понятию «карьера», мы выбрали следующие характеристики:
- личностный успех (Приложение №6 – слайд 4),
- профессиональный успех,
- должностной рост (Приложение №6 – слайд 5).
Второй этап урока – работа по группам.
Класс необходимо разделить на 3 группы, каждая из которых получает раздаточный материал (Приложения №1, 2) и индивидуальный рабочий лист группы (Приложения №3, 4, 5).
Каждая группа выполняет первое задание, определяя соотношение понятий «карьера – профессия – успех», используя для решения поставленной задачи различные источники знаний и формы работы. Затем выполняются задания 2 и 3 из рабочих листов каждой группы.
Третий этап урока – подведение итогов работы в группах
(Приложение №6 – слайд 6).
Выступают представители каждой группы, представляя итоги работы по первым трем вопросам рабочих листов поочередно.
Четвертый этап урока – обобщение полученной информации, представленной каждой из групп.
Учитель: Итак, карьера – это всегда успех в жизни, в профессиональной деятельности, в личностном росте (Приложение №6 – слайд 6).
Что же необходимо для обеспечения данного успеха – планирование (Приложение №6 – слайд 7). Какие ассоциации вызывает у вас данный термин? (Для фиксации ответов используется Приложение №6 – слайд 7).
Для определения целей и задач необходимо осознавать не только свои желания, мечты, представления, но и обладать определенными знаниями по интересующей нас проблеме, учитывать социальные установки и потребности общества (Приложение №6 – слайды 8, 9, 10).
Пятый этап урока – составление алгоритма успешных действий
(Приложение 6 – слайд 11).
Учитель: Как же получить необходимые нам знания для планирования успешной деятельности? (Приложение №6 – слайд 11).
Шестой этап урока – закрепление полученных знаний, «мозговой штурм».
Учитель: Чтобы добиться успеха, нам необходимы определенные качества личности. Поэтому каждый из вас может составить пожелания своему однокласснику для будущей успешной деятельности. Уважаемые ости! Вы сегодня тоже активные участник исследования, и мы обращаемся к вам с просьбой составить свои советы и пожелания для ребят в удобной для вас письменной или устной форме.
После окончания работы учащиеся и гости обращаются друг к другу со своими пожеланиями.
Седьмой этап урока – запись и комментарии к выполнению домашнего задания (Приложение № 6 слайд – 12, 13.).