Представляю вниманию коллег урок-презентацию «Казанское ханство 1445-1552 гг.». Данный урок входит в модуль (блок-тему) 5 «Казанское ханство 1445-1552 гг.» рабочей программы по истории Татарстана, который включает следующие темы: «Образование казанского ханства», «Хозяйство, общественно-политический строй, культура Казанского ханства», «Политическая история Казанского ханства второй половины XV – первой половины XVI вв.».
Презентация предназначена для применения в учебном процессе, а также для самостоятельного использования учащимися. Время урока в учреждениях начального профессионального образования – 1 час 20 минут. Для образовательных учреждений, где уроки по 45 минут данный урок можно разделить на 2 части. Работа с презентацией облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.
Цели презентации для учителя: активизация процесса обучения, формирование чувства патриотизма и ответственности за будущее страны. Основная цель урока для учеников: на основе полученных знаний выяснить: «Почему Казанское ханство не сумело сохранить независимость?», «Где граница чувства национальной гордости и начало национализма?»
Урок составлен в порядке плавного переплетения политических событий и культуры населения Казанского ханства:
Интерактивная карта с описанием завоеваний Ивана Грозного → презентация учителя с описанием всех этапов политической истории Казанского ханства в целом → подробное описание каждого периода политической истории → видеофрагменты содержащие информацию о культуре, быте, хозяйстве населения → работа с текстом учебника → обсуждение поставленных в начале урока вопросов и формирование выводов урока.
Данный план урока составлен таким образом в целях формирования у обучаемых понимания того, что история – это не только сухие даты и события, но и люди, которые жили в ту эпоху, их занятия, одежда, мировоззрение, так как исторический процесс наполнен действующими лицами, характерами, устремлением людей, кипением страстей.
В состав данного урока входят различные компоненты. Это, прежде всего, визуальный ряд, который включает:
- опорные конспекты, содержащие тему пошлого урока (слайд 3) и тему данного урока – все периоды политической истории (слайд 4); а так же рисунки на слайдах 5, 7, 9, 11 с описанием каждого периода, выполненные учителем в программе Paint.
- Изображения – портреты Ивана Грозного, Сююмбике, сибирского хана, источник: www.renascentia.ru; go.mail.ru;
Изображения сопровождаются устным объяснением учителя во время урока (полный текст речи учителя представлен в развернутом плане урока, который так же представлен в Приложении 1). Переход от слайда к следующему слайду по «щелчку» по стрелочке в нижнем левом углу.
Анимации:
- интерактивная анимированная карта 5 «Россия в XVI веке» из образовательной программы комплекса «1С Школа. История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ». В случае отсутствия данной программы у учителя можно воспользоваться ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «Россия XVI веке» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/. Введена интерактивная карта в начало урока с целью показать территорию Казанского ханства, территорию Русского государства и его завоевания.
Видеоряд состоит из фрагментов исторических фильмов, включаются автоматически при переходе к данным слайдам:
- Видеофрагменты из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год (слайд 4, 8,10,12), смонтированы фрагменты учителем самостоятельно. Введены в презентацию с целью усиления визуального информации для лучшего запоминания учениками политических событий казанской истории.
- Видеофрагмент из документального фильма «История Волжской Булгарии» 2 часть, (слайд 6) источник www.youtube.com. Введен в презентацию с целью демонстрации культурной и духовной жизни жителей Казани.
Работа с интерактивной доской на этапе закрепления нового материала. Обучаемые после прочтения текста в учебнике (§17 учебник «История Татарстана» Казань «ТаРИХ», 2001 г., под. ред.Б.Ф. Султанбекова) должны на интерактивной доске изобразить схематично в виде опорного конспекта и кратко рассказать следующие темы:
- 1 группа «Экономика»,
- 2 группа «Государство и общество»
- 3 группа «Казань – столица государства»
- 4 группа «Культура Казанского ханства»
При этом соблюдается соревновательная форма опроса, на оценку. На данном этапе развиваются творческие способности обучаемых. Так как здесь обучаемые должны самостоятельно изобразить и описать хозяйственную жизнь населения, рассказать о внешних торговых связях, о государственном управлении, о системе землевладения (сайгурал), о казанской крепости, о культурных достижениях татарского народа.
Такая многофункциональность данного урока дает возможность обучаемому проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса истории родного края.
Практика применения презентаций, интерактивных карт из образовательных программ в учебном процессе показывает, что данное техническое средство обучения вносит существенную корректировку в систему приемов, применяемых преподавателем. Это объясняется и несопоставимо большим объемом визуальной информации, и интересом современных школьников к мультимедийным технологиям, и возможностью для учителя принимать новые методические решения, уделяя больше времени развитию творческих способностей учеников.
Данная презентация используется на каждом этапе данного урока, но при этом его использование имеет свою специфику, на каждом этапе учитель ставит перед обучаемыми проблемные вопросы.
1. На этапе актуализации нового материала учащимся представляется изображение опорного конспекта прошлого урока «Волжская Булгария и монгольские завоевания. Золотая Орда» (слайд 3), знакомые им в процессе изучения темы, посвященные важным, узловым событиям и способные вызвать «эффект узнавания». Этот способ является оптимальным, ибо помогает достаточно точно определить способность учащихся свободно ориентироваться в историческом материале. Задача учеников – вспомнить материал прошлого урока и дать краткое описание событиям, отображенным на опорном конспекте. Работа выполняется устно.
слайда, описание ЦОР | деятельность учителя | деятельность обучаемых |
слайд 1; тема урока слайд 2; цели урока |
- сообщение темы, целей для обучаемых, которые они должны достичь на уроке. А так же план урока. |
Записывают тему урока в тетрадь |
слайд 3 опорный конспект прошлого урока «Волжская Булгария и монгольские завоевания. Золотая Орда» | учитель: для достижения поставленных на данном уроке целей нам необходимо вспомнить информацию, полученную на прошлом уроке. Учитель задает вопросы (актуализация пройденного материала): 1. Как изменилось положение Волжской Булгарии после событий 1236 года? 2. Когда Золотая Орда перестает существовать как единое государство? 3. На какие независимы государства распалась Золотая Орда? |
1. Обучаемые повторяют изученный материал по учебнику. 2. Обучаемые отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. |
Свернуть презентацию учителя. |
2. На этапе объяснения нового материала изобразительный ряд, видеофрагменты и рассказ учителя взаимно дополняют друг друга, способствуя усвоению знаний (подробная структура и алгоритм презентации изложены в развернутом плане-конспекте урока)
слайда, описание ЦОР | деятельность учителя | деятельность обучаемых |
Открыть интерактивную анимационную карту 5 «Россия в XVI веке» из образовательного комплекса «1С Школа. История, 10-11кл. Подготовка к ЕГЭ» (программа устанавливается с лицензионного диска на компьютер учителя); В случае если отсутствует у учителя диск с данной программой, то можно использовать ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов «Россия в XVI веке» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ |
Останавливаться на 2 ключевых кадрах презентации, комментировать и задавать вопросы с целью проверки понимания обучаемыми получаемой информации: 1. Покажите на карте территорию Казанского ханства, территорию Русского государства. 2. Какие территории вошли в состав Русского государства в середине 16 века? 3. При каком царе, произошло завоевание Поволжья? |
Обучаемые внимательно слушают и отвечают на поставленные учителем вопросы и задания. |
Слайд 4; Вновь открыть презентацию учителя. Объяснение нового материала по опорному конспекту «Казанское ханство 1445-1552 гг.» |
Краткая обзорная речь «Периоды политической истории Казанского ханства» (5-7 мин.). Этот этап самый важный, так здесь обучаемые видят целиком всю историю Казанского ханства: момент образования, расцвет, падение. Видят причинно-следственную связь всех событий, произошедших в государстве. По каждому этапу учитель дает краткую информацию, расшифровывает каждый знак (дату, имя, символ) в опорном конспекте. Учитель раздает индивидуально каждому ученику распечатку данного опорного конспекта, для того, чтобы дома ученики перерисовали этот конспект в тетрадь! | Обучающиеся внимательно смотрят на опорный конспект и слушают объяснения учителя. |
Слайд 5 видеофрагмент о создании Казанского ханства из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год | Учитель задает вопросы: 1. Первый хан – основатель казанского ханства? 2. Какой царь возглавлял русские войска в первых столкновениях с казанским войском? |
Обучаемые после просмотра видео отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. |
слайд 6; объяснения нового материала по опорному конспекту: первый период политической истории Казанского ханства. | Рассказ учителя «Образование и становление Казанского ханства 1445-1487 гг.» с расшифровкой всех знаков в опорном конспекте (вся речь учителя в развернутом плане-конспекте в Приложении 1) | Обучающиеся внимательно смотрят на опорный конспект и слушают объяснения учителя. |
слайд 7 видеофрагмент о культуре казанского населения из документального фильма «История Волжской Булгарии» 2 часть, источник: www.youtube.com. | Вопросы: 1. К какой языковой группе относится татарский язык и письменность? 2. Почему казанскую девушку называли «Казанская гордячка?» 3. Какую религию приняло население Казанского ханства? 4. В чем состоит особенность татарской музыки? 5. Перечислите, какие вы знаете татарские народные праздники: языческие и религиозные? |
Обучаемые после просмотра видео отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. |
слайд 8:объяснения нового материала по опорному конспекту: второй период политической истории Казанского ханства | Рассказ учителя «Период Московского протектората над Казанью1487-1521 гг.» с расшифровкой всех знаков в опорном конспекте (вся речь учителя в развернутом плане-конспекте в Приложении 1) | Обучающиеся внимательно смотрят на опорный конспект и слушают объяснения учителя. |
слайд 9: видеофрагмент о развитии ремесел в Казанском ханстве из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год | Вопросы: 1. Почему, согласно русской летописи в 985 году древнерусские воины отказались воевать булгарскими воинами? 2. В чем секрет изготовления татарских сапог? 3. Перечислите ремесла, о которых вы узнали из фильма? 4. Какие элементы средневековой Казани моды сохранились в современной Казани? |
Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно. |
слайд 9: объяснения нового материала по опорному конспекту: третий период политической истории Казанского ханства | Рассказ учителя «Период правления крымских ханов на Казанском престоле 1521-1551гг.» с расшифровкой всех знаков в опорном конспекте (вся речь учителя в развернутом плане-конспекте в Приложении 1) | Обучающиеся внимательно смотрят на опорный конспект и слушают объяснения учителя. |
слайд 11: видеофрагмент о завоевании Казанского ханства войсками Ивана Грозного из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год | Вопросы: 1. Какую память оставили о себе в истории юные шакирды, ученики великого поэта и сеида Кул Шарифа? 2. Каким образом войскам Ивана грозного удалось пройти через крепостную стену Казанской крепости? 3. В каком году произошло покорение Казанского ханства? Какие были попытки жителей Казанского ханства вернуть свою независимость? |
Обучаемые после просмотра видео отвечают на вопросы, зарабатывают оценки. |
слайд 12: объяснения нового материала по опорному конспекту: четвертый период политической истории Казанского ханства | Рассказ учителя «Падение Казанского ханства 1551-1552гг.» с расшифровкой всех знаков в опорном конспекте (вся речь учителя в развернутом плане-конспекте в Приложении 1) | Обучающиеся внимательно смотрят на опорный конспект и слушают объяснения учителя. |
слайд 13: видеофрагмент о судьбе казанской царицы Сююмбике и ее сыновьях после покорения Казани из документального фильма «На стыке цивилизаций и тысячелетий», снятый к 1000-летию города Казани, источник: ТПО «Панорама» ГТРК «Татарстан» 1998 год | Вопросы: 1. Какой архитектурный символ, посвященный Сююмибике построен на Казанского кремля? 2. Знаете ли вы легенду о Сююмбике, о чем она гласит? 3. Как в реальности сложилась судьба Сююмбике и ее сыновей? 4. Какие архитектурные сооружения существуют на сегодняшний день на территории Казанского кремля, что они символизируют? |
Обучаемые должны дома переписать данный текст в тетрадь и выучить его. |
Свернуть презентацию учителя |
3. На этапе закрепления нового материала использованы разнообразные формы работы, но опыт показывает, что наиболее эффективно самостоятельные творческие задания и выступления обучаемых.
слайда, описание ЦОР | деятельность учителя | деятельность обучаемых |
1. Открыть программу Star Board (для работы с интерактивной доской); Работа с текстом учебника «История Татарстана», Казань, «ТаРИХ», 2001г., под научной редакцией Б.Ф.Султанбекова и В.И.Пискарева, ISBN 5-900004-68-6. В целом на данном этапе затрачивается 25-30 минут урока. |
1. Разделить обучаемых на команды (5-6 чел.); 2. Дать задания каждой группе: 1 группа «Экономика», §17 стр.86-88, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту; 2 группа «Государство и общество», §17, стр. 88-89, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту; 3 группа «Казань-столица государства» §17, стр. 89-92, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту; 4 группа «Культура Казанского ханства» §17, стр. 92-94, прочитать, создать Опорный конспект по данному тексту; 3. оценить работу обучаемых. |
Обучаемые сдвигают парты, чтобы работать в команде было удобно; Выполнение задания (15 мин.) Представители от команд выходят к интерактивной доске, где должны изобразить заданные учителем опорные конспекты. Побеждает та команда, чей представитель правильнее и быстрее выполнит задание. (15 мин.) |
Открыть вновь презентацию учителя слайд 2, вернуться к цели урока |
Учитель задает вопросы, которые стояли в начале урока перед обучаемыми. Здесь необходимо провести дискуссию и постараться, чтобы ученики самостоятельно сделали выводы. | Обучаемые высказывают собственные предположения на заданные вопросы, устно. |
слайд 14, выводы и подведение итогов урока. | Завершающее слово учителя. (см. в развернутом плане урока) | Обсуждение с обучаемыми (1 мин.) |
слайд 15 текст с информацией о домашнем задании |
Определение формы и сроков выполнения домашнего задания: 1. Перечертить в тетрадь опорный конспект, который раздал на уроке учитель, и повторить все даты и события по учебнику §18; 2. Написать краткое сообщение или компьютерную презентацию на одну из наиболее интересующих и понравившихся событий, лидеров, культурных деятелей Казанского ханства. |
Обучаемые переписывают домашнее задание в тетрадь. |
Вывод: в связи с введением новых федеральных государственных стандартов начального профессионального образования, педагоги столкнулись с необходимостью разработки новых рабочих программ и поурочных планов по общеобразовательным курсам профессиональных модулей, которые должны формировать профессиональные компетенции. Небольшой объем часов, предусмотренный стандартом, требует активных форм проведения занятий, который позволит дать ожидаемый результат, а именно, такой как воспитаниегражданственности, развитие мировоззренческих убеждений подрастающего поколения на основе осмысления ими сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок, воспитание высоконравственной личности. Поэтому представленный вариант проведения урока, с применением модульных и компьютерных технологий в виде опорных конспектов (О.К.),позволяет выстроить логическую взаимосвязь целого курса при минимальном объеме текстовой информации.