Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Египта, Междуречья, Финикии; способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию; выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы; воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта Древнего Востока, рисунки детей по данной теме.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: История – одна из самых интересных наук в мире. Сегодня мы проведем урок в игровой форме. Мы с вами отправляемся в путешествие в игре «По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья, Финикии».
Но как на всяком пути нас ждут много трудностей и приключений. Но мы с вами все преодолеем. А оценивать вас будет мудрое жюри – ареопаг. За каждый правильный ответ по 1 баллу. Представление жюри.
Учитель: Ребята! У Вас было опережающее домашнее задание придумать название команды и девиз. А также эмблему. Я думаю, вы справились с этим заданием. Итак, мы начинаем!
Этапы игры:
1. Визитная карточка (максимальная оценка 5 баллов)
Команда представляет свое название и девиз. Эмблему демонстрирует капитан команды. Название команды судьи записывают на доске.
2. Интеллектуал (1 вопрос равен 1 баллу)
а) Столица Месопотамии. (Вавилон.)
б) Рассказ о богах. (Миф.)
в) Автор самых первых законов. (Хаммурапи.)
г) Пленник без прав и свобод. (Раб.)
д) Поселение. (Колония.)
е) Правитель Египта. (Фараон.)
ж) Столица Египта. (Мемфис.)
з) Растение, из которого изготавливали материал для письма. (Папирус.)
и) Платеж чем– либо. (Налог.)
к) Вера в сверхъестественное. (Религия.)
Подведение итогов жюри за 2 этапа и выставление баллов.
3. Взаимосвязь географического положения и природы стран Древнего Востока (работа с таблицей, максимальный балл 5, за одну ошибку снимается 1 балл).
1 команда – заполнить таблицу «Природные условия Древнего Египта» и показать на карте.
№ | Вопросы | Египет |
1 | Где располагается страна | |
2 | Крупнейшие реки | |
3 | Чем омывается? | |
4 | Поверхность земли | |
5 | климат |
2 команда – заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Египта и Междуречья» на карте.
№ | Вопросы | Египет | Междуречье |
1 | Где располагается страна? | ||
2 | Крупнейшие реки | ||
3 | Чем омывается? | ||
4 | Климат | ||
5 | Поверхность земли |
3 команда – заполнить таблицу «Природные условия Египта и Финикии»
№ | Вопросы | Египет | Финикия |
1 | Где располагается? | ||
2 | Крупнейшие реки? | ||
3 | Чем омывается? | ||
4 | Климат | ||
5 | Поверхность земли |
4. «Путаница» (за правильный ответ 1 балл)
А) Гроб для мумии фараона КАФОГСАР
Б) «Дом вечности» ДАРАМИПИ
В) Вырезанная из камня фигура льва с головой человека НСИКФС
Г) Письменность Междуречья СИПЬНИЛОК
Д) Второе название Междуречья РУЬЧЕДЕВ
Е) Река в Междуречье РАТФВЕ
Ж) Установленные правила поведения для жителей страны НОЗЫКА
З) Богиня плодородия ШАРИТ
И) Вавилонский царь МИПУМАРАХ
К) Письменность, изобретенная финикийцами ВИАЛФАТ
5. Работа с источниками. (за правильный ответ 3 балла).
Учитель предварительно дает выучить наизусть трем ученикам выдержки из источников. Ученики выходят на середину класса и начинают читать источник. Каждая команда должна дать ответ. Если не угадывает, то минус этой команде. Команда угадавшая получает баллы.
Ответы:
1) «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу»
2) «Из законов царя Хаммурапи»
3) «Поучение писцов ученикам»
6. Исторические загадки (2 балла)
А) Он был царем,
Потом завоевал Египет
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми (ФАРАОН)Б) Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей.
Царь Аттики прекрасный (ОДИССЕЙ)В) Не один год, ни один раб
Ее строили за просто так.
Чтоб фараон спокойно мог
В загробном мире жить (ПИРАМИДА)
7. Исторический диктант.
Командам раздаются карточки с диктантом, и ребята должны найти ошибки в тексте.(1 ошибка – 2 балла). Всего 6 ошибок.
Древний Египет
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Тигра. Земледелец в Египте создавал своим трудом меньше продуктов, чем добывал охотник. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. В 4 тысячелетии до н.э. в Египте стал складываться демократический строй. Для соблюдения чистоты мужчины брили тело и применяли духи, отбивающие неприятные запахи, и мази, успокаивающие кожу. Одежда была изготовлена из верблюжьей шерсти. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет.
Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из « семи чудес света»– пирамида Хаммурапи. В Древнем Египте была общая религия.
После всех конкурсов подводится итоги и выявляется команда победитель. Победившей команде вручается грамота и ставятся «5» всем ее членам.
II. Домашнее задание
– На следующий урок составить кроссворд по прошедшим темам.
– Благодарю за внимание!