Ход урока
1. Оргмомент (приветствие, проверка слуховых аппаратов и ЗУА).
2. Фонетическая зарядка
(работа над произношением и ударением).Учитель: Сегодня на уроке, ребята, мы постараемся правильно произносить в словах, словосочетаниях и предложениях звуки ц-щ-ч-ж
Послушайте, как это получается у меня.
Учитель привлекает внимание учащихся к аппликации
3. Закрепление раннее изученного материала (проверка домашнего задания).
Учитель: Сейчас мы увидим, каковы ваши знания, полученные в ходе изучения темы: “Человек среди людей”.
Далее идет индивидуальный и фронтальный опрос учащихся класса.
Учитель раздает карточки для проверки материала прошлых уроков.
Карточка 1
Учитель предлагает учащимся задание на доске (индивидуальный опрос).
Учитель обращает внимание на вывод прошлых уроков.
Учитель: Обществу важно, каким вырастает в семье каждый маленький человек, какие качества прививают ему родители, какими непреходящими ценностями он будет обладать, став уже взрослым человеком.
Как вы думаете, какие качества родители должны воспитывать в своих детях?
(Беседа с учащимися)
4. Определение учителем целевой установки урока.
Учитель: Мы знаем, что в некоторых семьях детям живется несладко. Вот потому-то и появляются правила-законы, которые регулируют отношения между членами семьи, законы, которые напоминают родителям, что ребенок – это не их собственность, он – гражданин и находится под защитой этого государства. Хотя история знает факты о том, что в некоторых странах древности, например, в Древнем Риме, дети были собственностью родителей, которые могли детей наказать, выгнать из дома и даже убить.
Учитель обращает внимание на вывод новой темы.
Учитель: О некоторых законах, защищающих права детей, мы уже говорили на прошлом уроке.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом “Главный детский закон”.
Этот рассказ нам очень важен.
В какой бы стране не жил ребенок, он должен иметь такие права, которые обеспечат ему:
- выживание,
- развитие,
- защиту,
- активное участие в жизни общества.
Законы о детях раскрывают положение о таких правах.
Цель: Выполните задания различной степени сложности.
В их выполнение вам поможет материал учебника (параграф 15).
5.
Практическая часть урока по теме: “Главный детский закон”.Учитель: Обратимся к учебному материалу (с.126 – выборочно).
Учащиеся читают учебный материал и выполняют первое задание.
Учитель: Итак, главный международный документ о правах детей называется Конвенцией о правах ребенка. Его еще именуют Мировой Конституцией прав ребенка.
Учитель: Современный мир – мир без границ.
А раз так, то чтобы жить в таком мире, люди должны договориться о правилах, которые регулировали бы отношения людей не только в одном государстве, но и во всем большом человеческом мире.
Значит, необходимы международные документы.
О некоторых из них мы с вами уже говорили на предыдущих уроках.
Закрепим наши знания о них.
Выполните, ребята, второе задание – словарная работа.
Фронтальный опрос
Учитель: Сейчас ребята мы поработаем с отрывком из международного документа.
В Конвенции 54 статьи. Они содержат перечень прав ребенка.
Обратимся к документу на с. 129.
Перечислим права, которые ребенок приобретает сразу после рождения.
Учитель: Дома вы вновь обратитесь к статьям Конвенции и ознакомитесь с другими правами детей.
Домашнее задание
Учитель: Обратимся к дополнительному материалу на с.131.
Учитель: Подведем итоги нашего урока.
Вывод: Во всех странах мира дети должны иметь такие права, которые позволят им:
Почему на первом месте стоит вопрос о выживании детей?
Дело в том, что в мире высока детская смертность.
Учитель показывает фото.
Именно выживание является проблемой для миллионов детей во многих странах Африки и Азии. Дети погибают от голода и болезней. Вот почему Конвенция обязывает государства и правительства стран принимать все меры для борьбы с болезнями и недоеданием, для оказания детям необходимой помощи.
Кроме того, на планете в разных ее “горячих точках”, к несчастью, продолжаются войны и вооруженные конфликты, в которых погибают не только взрослые, но и беззащитные дети.
Как сделать реальностью право каждого ребенка на выживание?
Здесь без международной помощи не обойтись. С большой бедой можно справиться только сообща.
6. Закрепление материала.
А) В Древнем Риме дети были полной собственностью родителей.
Б) Если ребенку исполнилось 12 лет, то без его согласия нельзя изменить имя и (или) фамилию ребенка.
В) На имя ребенка нельзя открывать счет в банке.
Г) Родившийся в России ребенок имеет российское гражданство.