История Отечественной войны 1812 г. на уроке математики по теме "Действия с десятичными дробями". 5-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений;
    • обобщить и систематизировать знания по теме урока;
    • устранить пробелы в знаниях.
  • Развивающие:
    • развивать познавательные умения;
    • развивать умения учебного труда;
    • развивать память, речь, внимание;
    • развивать умение сопоставлять факты и события;
    • развивать критическое мышление.
  • Воспитательные:
    • воспитывать мотивацию обучения, положительное отношение к знаниям;
    • формировать чувство гордости за Родину.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • карта Бородинского сражения

ХОД УРОКА

Учитель математики: Сегодня мы с вами проведем необычный урок, а урок на котором совместим знания математики и истории.

Учитель истории:  Наука, которая объединяет исторические и математические знания называется клиометрия.  Слово состоит из 2-х частей:

1) КЛИО – муза истории
2) МЕТРИО – в переводе с греч. означает измеряю

Учитель математики: Чтобы узнать чему будет посвящен наш урок, выполним устный счет на четвертушках. (Тетрадный лист складывается два раза, получается 8 частей для записи ответов маркером, ответ показывается по команде учителя).

Устный счет проводит учитель математики.

Учитель истории: Составьте число из получившихся ответов по вертикали. Получилось 1812. Какое историческое событие произошло в это время?

Ответ: Отечественная война 1812 года.

Учитель истории: А сейчас 2012 год, 200 лет нас отделяет от события, которому мы сегодня посвящаем урок, и называется оно – Отечественная война 1812 года. Это юбилейная дата, в честь которой в России объявлен год истории. Попробуем объединить  цифры и исторические факты.

II. Действия с десятичными дробями (продолжение устного счета)

Ответы в таблице появляются поочередно, после ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.

Учитель математики: Выполните действия, заполните таблицу и вы узнаете имя французского полководца, осмелившегося привести вражеские войска на русскую землю.

12 0,7 30 0,06 2 0,19 0,06 12
               

После того, как учащиеся увидят в таблице фамилию полководца, один ученик делает сообщение о Наполеоне Бонапарте. На экране слайд с портретом Наполеона.

III. Упростите выражения и вы узнаете фамилию русского полководца. Запись ответов в тетради.
Ответы в таблице появляются поочередно, после ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.

0,8х – 0,7 0,7х + 2 1,3х 0,7х + 2 2,1х – 0,6 0,6х – 0,7 1,3х + 1,4
             

После того, как учащиеся увидят в таблице фамилию полководца, один ученик делает сообщение о М.И. Кутузове. На экране слайд с портретом М.И. Кутузова.

IV. Решите уравнения и вы узнаете название местности, где произошло главное сражение Отечественной войны 1812 года. Решение уравнений в тетрадях и на доске.
Ответы в таблице появляются поочередно, после ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.

После того, как учащиеся увидят в таблице название местности, один ученик делает сообщение о Бородинском сражении. На экране слайд с изображением поля боя при Бородино (художник С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле» 1952 г.). Второй ученик показывает на карте место нахождения Бородино.
Учитель истории: историческая справка. Когда Наполеон въехал в Москву, его встретил практически пустой город. Лишь немногие из москвичей не ушли из города. Большинство же жителей, оставляя все свое имущество, бежали от французов. После вступления Наполеона в древнюю столицу, в Москве начались пожары. Французы занялись грабежом и мародерством. В православных храмах устраивали конюшни, расстреливали простых жителей, вскрывали гробницы святых в надежде найти золото. Когда Наполеон понял, что мирный договор с ним подписывать никто не собирается, то он принял решение оставить Москву. Перед отступлением приказал взорвать Кремль, и в ров под стены были заложены бочки с порохом. Ноябрьским утром, на рассвете над городом прогремели несколько страшных взрывов. Одним из них была полностью разрушена Водовзводная башня, другие взрывы повредили Колокольню Ивана Великого и башню над Никольскими воротами. К счастью, все остальные постройки Кремля уцелели,  так как из-за дождя отсырел порох, заложенный под стенами.
После освобождения от наполеоновских войск был воздвигнут Храм Христа Спасителя. В указе императора было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».  Храм строился 44 года, в том числе и на народные пожертвования. Так как храм посвящен победе русского народа в войне 1812 года, то в его стенах находится галерея воинской славы. В стенах нижней части храма были помещены 177 плит, на которых в хронологическом порядке излагались описания сражений 1812 года: время, место, состав войск, число убитых и раненых, имена отличившихся и получивших награды. На внешних стенах храма находится галерея героев войны 1812 года.

V. Решение исторической задачи на действия с десятичными дробями

Учитель математики: Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 году, освящен в 1853 году. Храм стал одним из самых почитаемых москвичами мест. Однако, при советской власти в 1934 году храм был взорван и на его месте был построен плавательный бассейн «Москва». Восстанавливался храм московским правительством в 90-х годах прошлого столетия.  Предлагаю вам решить задачу.
Первоначальный храм Христа Спасителя  имел следующие размеры: высота – 48,5 сажень, площадь вместе с крыльцами – 1500 кв. саженей. Высота восстановленного храма с куполами и крестами около 105 м., общая площадь храма 8000 кв. м. На сколько высота и площадь двух храмов отличаются друг от друга?

Знакомство со старинной единицей измерения длинны – сажень.

1. Городовая сажень 2,848 м
2. Без названия 2,584 м
3. Великая 2,440м
4. Греческая 2,304 м
5. Казенная 2,176 м
6. Царская 1,974 м
7. Церковная 1,864 м
8. Народная 1,760 м
9. Кладочная 1,597 м
10. Простая 1,508 м
11. Малая 1,424 м
12. Без названия 1,345 м

В математических расчетах применяется усредненное значение сажени: 1 саж  2,13 м.
Задача решается в тетрадях по действиям, результаты решения заносятся поочередно в таблицу на экране через функцию анимации в презентации PowerPoint.

Первоначальный храм Христа Спасителя, конец XIX века. Воссозданный храм Христа Спасителя, конец XX века. Изменения размеров храма Христа Спасителя
в  саженях в метрах    
высота – 48,5 саженей 103,3 м высота – 105 м высота увеличилась на 1,7 м
площадь – 1500 кв. саженей около 7000 кв. м площадь – 8000 кв. м площадь увеличилась на 1000 кв. м
для справки: 1 сажень = 2,13 м  

VI. Подведение итогов урока

Учитель математики: Нужно ли изучать десятичные дроби?
Ответ: Да, так как десятичные дроби расширяют наши возможности. Без умения работать с ними, мы не смогли бы решить данную задачу.
Учитель истории: Итак, символом какого исторического события является Храм Христа Спасителя?

Ответ: Отечественная война 1812 года.

Учитель истории: А как называют тех, кто выигрывает войну? Ответ вы узнаете, отгадав кроссворд. Ответы на вопросы кроссворда появляются на экране после верных ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.

  1. Основная ударная часть войска. (Конница)
  2. Представитель элитной части пехоты. (Гренадер)
  3. Идеолог и предводитель партизанского движения, участник войны 1812 года. (Давыдов)
  4. Генерал участник войны 1812 года, в Бородинском сражении руководил обороной центральной высоты. (Раевский)
  5. После военного совета в этой деревне было решено сдать Москву без боя. (Фили)
  6. Герой войны 1812 года, командовавший 2-ой русской армией. (Багратион)
  7. Главнокомандующий русской армией до М.И. Кутузова. (Барклай де Толли)
  8. Город, возле которого объединились армии Багратиона и Барклая де Толли. (Смоленск)
  9. Место ссылки Наполеона после поражения его армии в войне. (Эльба)
  10. Как одним словом можно назвать акт героизма русского народа, требующий предельного напряжения воли и сил для преодоления чрезвычайных бедствий? (Подвиг)

 

10. П о д в и г
8. С м о л е н с к
9. Э л ь б а
2. Г р е н а д е р
3. Д а в ы д о в
1. К о н н и ц а
6. Б а г р а т и о н
4. Р а е в с к и й
7. Б а р к л а й
5. Ф и л и

Учитель истории: Посмотрите на ключевое слово, выделенное цветом. (Победители). Так как же называют тех, кто выигрывает войну?

Ответ: хором – ПОБЕДИТЕЛИ.

Учитель истории: Почему мы сегодня на уроке говорим об Отечественной войне 1812 года?
Ответ: Потому что 2012 год в России объявлен годом истории в честь двухсотлетия войны 1812 года.

VII. Домашнее задание

1) Придумать математический кроссворд с ключевым словом по истории войны 1812 года.
2) По рядам приготовить краткие сообщения о Д. Давыдове, Н.И. Раевском,  П.И. Багратионе.
В конце урока, если позволяет время, прослушать отрывок из произведения П.И. Чайковского «Увертюра 1812», в это  время на экране демонстрируются слайды исторических мест Москвы, связанных с войной 1812 года. (Водовзводная, Кутафья, Никольская башни Кремля, Храм Христа Спасителя, Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва", Бородинский военно-исторический музей-заповедник, памятники М. И. Кутузову).