Цели урока:
- Образовательные:
- показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений;
- обобщить и систематизировать знания по теме урока;
- устранить пробелы в знаниях.
- Развивающие:
- развивать познавательные умения;
- развивать умения учебного труда;
- развивать память, речь, внимание;
- развивать умение сопоставлять факты и события;
- развивать критическое мышление.
- Воспитательные:
- воспитывать мотивацию обучения, положительное отношение к знаниям;
- формировать чувство гордости за Родину.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- карта Бородинского сражения
ХОД УРОКА
Учитель математики: Сегодня мы с вами проведем необычный урок, а урок на котором совместим знания математики и истории.
Учитель истории: Наука, которая объединяет исторические и математические знания называется клиометрия. Слово состоит из 2-х частей:
1) КЛИО – муза истории
2) МЕТРИО – в переводе с греч. означает измеряю
Учитель математики: Чтобы узнать чему будет посвящен наш урок, выполним устный счет на четвертушках. (Тетрадный лист складывается два раза, получается 8 частей для записи ответов маркером, ответ показывается по команде учителя).
Устный счет проводит учитель математики.
Учитель истории: Составьте число из получившихся ответов по вертикали. Получилось 1812. Какое историческое событие произошло в это время?
Ответ: Отечественная война 1812 года.
Учитель истории: А сейчас 2012 год, 200 лет нас отделяет от события, которому мы сегодня посвящаем урок, и называется оно – Отечественная война 1812 года. Это юбилейная дата, в честь которой в России объявлен год истории. Попробуем объединить цифры и исторические факты.
II. Действия с десятичными дробями (продолжение устного счета)
Ответы в таблице появляются поочередно, после ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.
Учитель математики: Выполните действия, заполните таблицу и вы узнаете имя французского полководца, осмелившегося привести вражеские войска на русскую землю.
12 | 0,7 | 30 | 0,06 | 2 | 0,19 | 0,06 | 12 |
После того, как учащиеся увидят в таблице фамилию полководца, один ученик делает сообщение о Наполеоне Бонапарте. На экране слайд с портретом Наполеона.
III. Упростите выражения и вы узнаете
фамилию русского полководца. Запись
ответов в тетради.
Ответы в таблице появляются поочередно, после
ответов учащихся. Используется функция анимации
в презентации PowerPoint.
0,8х – 0,7 | 0,7х + 2 | 1,3х | 0,7х + 2 | 2,1х – 0,6 | 0,6х – 0,7 | 1,3х + 1,4 |
После того, как учащиеся увидят в таблице фамилию полководца, один ученик делает сообщение о М.И. Кутузове. На экране слайд с портретом М.И. Кутузова.
IV. Решите уравнения и вы узнаете
название местности, где произошло главное
сражение Отечественной войны 1812 года. Решение
уравнений в тетрадях и на доске.
Ответы в таблице появляются поочередно, после
ответов учащихся. Используется функция анимации
в презентации PowerPoint.
После того, как учащиеся увидят в таблице
название местности, один ученик делает сообщение
о Бородинском сражении. На экране слайд с
изображением поля боя при Бородино (художник С.В.
Герасимов «Кутузов на Бородинском поле» 1952 г.).
Второй ученик показывает на карте место
нахождения Бородино.
Учитель истории: историческая справка. Когда
Наполеон въехал в Москву, его встретил
практически пустой город. Лишь немногие из
москвичей не ушли из города. Большинство же
жителей, оставляя все свое имущество, бежали от
французов. После вступления Наполеона в древнюю
столицу, в Москве начались пожары. Французы
занялись грабежом и мародерством. В православных
храмах устраивали конюшни, расстреливали
простых жителей, вскрывали гробницы святых в
надежде найти золото. Когда Наполеон понял, что
мирный договор с ним подписывать никто не
собирается, то он принял решение оставить Москву.
Перед отступлением приказал взорвать Кремль, и в
ров под стены были заложены бочки с порохом.
Ноябрьским утром, на рассвете над городом
прогремели несколько страшных взрывов. Одним из
них была полностью разрушена Водовзводная башня,
другие взрывы повредили Колокольню Ивана
Великого и башню над Никольскими воротами. К
счастью, все остальные постройки Кремля
уцелели, так как из-за дождя отсырел порох,
заложенный под стенами.
После освобождения от наполеоновских войск был
воздвигнут Храм Христа Спасителя. В указе
императора было сказано: «В сохранение вечной
памяти того беспримерного усердия, верности и
любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные
времена превознес себя народ Российский, и в
ознаменование благодарности Нашей к Промыслу
Божию, спасшему Россию от грозившей ей
гибели». Храм строился 44 года, в том числе и на
народные пожертвования. Так как храм посвящен
победе русского народа в войне 1812 года, то в его
стенах находится галерея воинской славы. В
стенах нижней части храма были помещены 177 плит,
на которых в хронологическом порядке излагались
описания сражений 1812 года: время, место, состав
войск, число убитых и раненых, имена отличившихся
и получивших награды. На внешних стенах храма
находится галерея героев войны 1812 года.
V. Решение исторической задачи на действия с десятичными дробями
Учитель математики: Храм Христа
Спасителя был заложен в 1839 году, освящен в 1853
году. Храм стал одним из самых почитаемых
москвичами мест. Однако, при советской власти в
1934 году храм был взорван и на его месте был
построен плавательный бассейн «Москва».
Восстанавливался храм московским
правительством в 90-х годах прошлого столетия.
Предлагаю вам решить задачу.
Первоначальный храм Христа Спасителя имел
следующие размеры: высота – 48,5 сажень, площадь
вместе с крыльцами – 1500 кв. саженей. Высота
восстановленного храма с куполами и крестами
около 105 м., общая площадь храма 8000 кв. м. На
сколько высота и площадь двух храмов отличаются
друг от друга?
Знакомство со старинной единицей измерения длинны – сажень.
1. Городовая сажень | 2,848 м |
2. Без названия | 2,584 м |
3. Великая | 2,440м |
4. Греческая | 2,304 м |
5. Казенная | 2,176 м |
6. Царская | 1,974 м |
7. Церковная | 1,864 м |
8. Народная | 1,760 м |
9. Кладочная | 1,597 м |
10. Простая | 1,508 м |
11. Малая | 1,424 м |
12. Без названия | 1,345 м |
В математических расчетах применяется
усредненное значение сажени: 1 саж 2,13 м.
Задача решается в тетрадях по действиям,
результаты решения заносятся поочередно в
таблицу на экране через функцию анимации в
презентации PowerPoint.
Первоначальный храм Христа Спасителя, конец XIX века. | Воссозданный храм Христа Спасителя, конец XX века. | Изменения размеров храма Христа Спасителя | |
в саженях | в метрах | ||
высота – 48,5 саженей | 103,3 м | высота – 105 м | высота увеличилась на 1,7 м |
площадь – 1500 кв. саженей | около 7000 кв. м | площадь – 8000 кв. м | площадь увеличилась на 1000 кв. м |
для справки: 1 сажень = 2,13 м |
VI. Подведение итогов урока
Учитель математики: Нужно ли изучать
десятичные дроби?
Ответ: Да, так как десятичные дроби расширяют
наши возможности. Без умения работать с ними, мы
не смогли бы решить данную задачу.
Учитель истории: Итак, символом какого
исторического события является Храм Христа
Спасителя?
Ответ: Отечественная война 1812 года.
Учитель истории: А как называют тех, кто выигрывает войну? Ответ вы узнаете, отгадав кроссворд. Ответы на вопросы кроссворда появляются на экране после верных ответов учащихся. Используется функция анимации в презентации PowerPoint.
- Основная ударная часть войска. (Конница)
- Представитель элитной части пехоты. (Гренадер)
- Идеолог и предводитель партизанского движения, участник войны 1812 года. (Давыдов)
- Генерал участник войны 1812 года, в Бородинском сражении руководил обороной центральной высоты. (Раевский)
- После военного совета в этой деревне было решено сдать Москву без боя. (Фили)
- Герой войны 1812 года, командовавший 2-ой русской армией. (Багратион)
- Главнокомандующий русской армией до М.И. Кутузова. (Барклай де Толли)
- Город, возле которого объединились армии Багратиона и Барклая де Толли. (Смоленск)
- Место ссылки Наполеона после поражения его армии в войне. (Эльба)
- Как одним словом можно назвать акт героизма русского народа, требующий предельного напряжения воли и сил для преодоления чрезвычайных бедствий? (Подвиг)
10. | П | о | д | в | и | г | |||||
8. | С | м | о | л | е | н | с | к | |||
9. | Э | л | ь | б | а | ||||||
2. | Г | р | е | н | а | д | е | р | |||
3. | Д | а | в | ы | д | о | в | ||||
1. | К | о | н | н | и | ц | а | ||||
6. | Б | а | г | р | а | т | и | о | н | ||
4. | Р | а | е | в | с | к | и | й | |||
7. | Б | а | р | к | л | а | й | ||||
5. | Ф | и | л | и |
Учитель истории: Посмотрите на ключевое слово, выделенное цветом. (Победители). Так как же называют тех, кто выигрывает войну?
Ответ: хором – ПОБЕДИТЕЛИ.
Учитель истории: Почему мы сегодня на
уроке говорим об Отечественной войне 1812 года?
Ответ: Потому что 2012 год в России объявлен годом
истории в честь двухсотлетия войны 1812 года.
VII. Домашнее задание
1) Придумать математический кроссворд с
ключевым словом по истории войны 1812 года.
2) По рядам приготовить краткие сообщения о Д.
Давыдове, Н.И. Раевском, П.И. Багратионе.
В конце урока, если позволяет время, прослушать
отрывок из произведения П.И. Чайковского
«Увертюра 1812», в это время на экране
демонстрируются слайды исторических мест
Москвы, связанных с войной 1812 года. (Водовзводная,
Кутафья, Никольская башни Кремля, Храм Христа
Спасителя, Триумфальная арка, Музей-панорама
"Бородинская битва", Бородинский
военно-исторический музей-заповедник, памятники
М. И. Кутузову).