"Художественные промыслы и ремесла Архангельского Севера". 10–11-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 10, 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный

Цель: Познакомить с художественными промыслами и ремёслами Архангельского Севера.

Задачи:

  • Образовательные: Дать учащимся знания о разных видах художественных промыслов и ремёсел Архангельского Севера. Выявить связь народного творчества с природой и той местностью, где происходило зарождение художественных промыслов и дальнейшее их развитие.
  • Коррекционно-развивающие: Формировать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное при работе с текстом и в процессе учебного диалога. Способствовать развитию зрительного восприятия при работе с изображениями. Развивать кратковременную и долговременную память при повторении ранее изученного и вновь представленного материала.
  • Воспитательные: Воспитывать умение видеть прекрасное, гордость за творения своих земляков.

Основные термины и понятия (повторение):

  • Народные художественные промыслы - производство художественных изделий.
  • Художественные ремёсла - изготовление изделий, сочетающих художественную и практическую функции.

Оборудование: презентация к уроку.

Продолжительность урока: 40 минут.

Ход урока

I. Подготовительная часть урока

1. Организационный момент

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

2. Повторение ранее изученного материала

1. Как повлияла новгородская колонизация на развитие культуры Поморья? (Новгородцы в ходе колонизации привнесли славянский элемент.)

2. Почему можно утверждать, что церковь играла большую роль в развитии культуры? (Церковь способствовала развитию ремесла: иконопись, резьба по дереву, каменное строительство и др.; являлась духовным и культурным центром.)

3. В каких видах художественного промысла чувствуется западно-европейское влияние? (Резьба по дереву - общность элементов русского и скандинавского орнамента; косторезный промысел - изысканность, изящность, затейливые орнаменты.)

3. Введение в тему, сообщение темы урока (Рассказ учителя; игра “Вопрос-ответ”)

(Слайд 1)

Широкое развитие на Архангельском Севере получили художественные промыслы и народные ремесла. Издавна северных мастеров-ремесленников называли по сделанным ими вещам – лукошечники (делали?...), плотники (работали с каким материалом?), колесники (делали?...), ковшечники (изготавливали?...), кузнецы (занимались?...), гвоздники (делали?...) и т.д.

Почти каждый крестьянин умел изготовить деревянную утварь и посуду – жбаны, шкатулки, ковши, солонки, черпаки, ложки с резными ручками и разноцветной росписью;  берестяные емкости – туеса и многое другое.

Сегодня художественные промыслы и ремёсла будут темой нашего урока.

II. Основная часть урока

(Слайд 2) (Работа в тетради).

- Запишите тему урока, ознакомьтесь с планом.

Тема: Художественные промыслы и ремёсла Архангельского Севера

План:

  1. Холмогорская резьба по кости.
  2. Резьба и роспись по дереву.
  3. Берестяной промысел.
  4. Народная игрушка.
  5. Тканные и вязаные изделия.

(Слайд 3) Словарь (Работа с понятиями)

Народные художественные промыслы - производство художественных изделий.

Художественные ремёсла - изготовление изделий, сочетающих художественную и практическую функции.

(Слайд 4) Вопрос для обсуждения на урок: Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным художественным промыслом на Архангельском Севере?

(Слайд 5) Вопрос 1. Холмогорская резьба по кости (Рассказ учителя, работа с изображениями).

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую.

- Рассмотрите рисунки и фотографии. Перечислите животных, кости которых использовали для резьбы.

- Какое животное вымерло?

(Слайд 6) (Работа с текстом, картой, в тетради; учебный диалог)

- Прочитайте написанное.

Текст слайда: Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.

- Проследите путь распространения косторезного ремесла?

- Какой населённый пункт стал центром этого ремесла на Архангельском Севере? (Холмогоры).

Запишите: центром косторезного ремесла были Холмогоры.

(Слайд 7) (Работа с изображением).

- Ребята, рассмотрите фотографии. Можно ли представить себе, что эти изысканные предметы когда-то были простой костью? Почему?

- Как можно описать все эти изделия? (Ажурные, воздушные, с затейливым орнаментом, изящные).

- Из Архангельска и Холмогор изделия из кости шли на рынки других городов, и в первую очередь в Москву. Нередко туда же отправлялись и искусные мастера-косторезы, они вызывались государем для работы в кремлёвских мастерских.

Вопрос 2. Резьба и роспись по дереву (Работа с текстом, работа с изображениями).

(Слайд 8-9) Текст слайда: Много внимания уделялось украшению жилища. Резные доски украшали русскую избу. Яркой и крупной росписью покрывались места дома, защищённые от дождя.

Не меньшее внимание уделял народный художник украшению посуды, домашней и хозяйственной утвари, орудий труда. Вещи были не только полезны в быту, но и превращались художником в произведения искусства.

Элементами резного или расписного декора являются символ, мотив, сцена. Так в росписи наряду с растительными узорами размещались сказочные звери и птицы, изображения людей, сценки из жизни.

- Назовите элементы резного и расписного узора. (Растительный узор, сказочные звери и птицы, люди, сценки из жизни).

(Слайд 10) Материал для резьбы (Работа с изображением)

- Чем богат наш край? (Лесом)

- Какие деревья встречаются в нашем лесу? Перечислите.

-Умельцы для резьбы использовали различные породы деревьев. Лучшим материалом для резьбы считается липа, осина, ольха и другие лиственные породы, из хвойных чаще используют кедр, тис, сосну, пихту и лиственницу.

Задание 1. Соотнесите название с изображением:

Берёза (1), сосна (3), ель (2), лиственница (4), кап – нарост на стволе дерева (5). Проверим правильность выбора.

- Что не является деревом? (Кап).

- В качестве материала для росписи мастера использовали природные краски и олифу вместо лака.

(Слайд 11) Инструменты для резьбы по дереву (Работа с изображением)

Для выполнения всех видов домовой резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент.

Задание 2. Соотнесите изображение с названием:

1 – топор, 2 - пила, 3 – ножи, 4 – киянка, 5 – скобель, 6 – напильники, 7 - стамеска. Проверим правильность выбора.

(Слайд 12) (Работа с текстом).

Орнамент обладал сильным чувством ритма (повторение узоров).

В раскраске преобладали звучные цвета, среди которых любимым был алый, как заря, дополненный зеленым, желтым, коричневым и редко синим.

Синий цвет почти не встречается на старых крестьянских вещах Архангельского Севера.

- Что такое ритм? (Повторение узора).

- Какие цвета преобладали в раскраске? Какой цвет был любимым?

- Какой цвет использовался реже на крестьянских вещах?

(Слайд 13) Зрительная гимнастика “Пальминг”

Цель: снятие зрительного переутомления, снятие напряжения мышц плечевого пояса.

Процедура проведения. Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их “горячими”. Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.

Вопрос 3. Берестяной промысел (Работа с текстом).

(Слайд 14) Текст слайда: С давних пор береста привлекала внимание народных умельцев своей ослепительной белизной и желтоватой бархатистостью (как замша), а также тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и другие предметы домашней утвари. Расписывали их живописными узорами.

Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом. Сквозное, ажурное “кружево” (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги.

- Чем привлекала береста народных умельцев? Какими качествами она обладала? (Мягкость, гибкость, прочность).

- Какие изделия делали из бересты?

- Как украшали?

Вопрос 4. Народная игрушка (Работа с текстом, учебный диалог).

(Каждому ученику достаётся вопрос, ответ на который он должен озвучить).

Вопросы:

  1. Для кого делали игрушки?
  2. Из каких материалов делали игрушки?
  3. Как называется самая известная на Архангельском Севере игрушка?
  4. Кто лепил игрушки?
  5. Какие игрушки лепили из остатков глины?
  6. Какой игрушке отводилась главная роль?
  7. Символом чего была кукла?
  8. Для чего куклу клали в детскую колыбель?
  9. Какая кукла была более распространенна на Архангельском Севере?
  10. Почему тряпичные куклы были “безликими”?

(Слайд 15) Текст слайда: На Русском Севере игрушки делались для детей из доступных материалов – дерева, глины, коры, бересты, щепок, соломы, травы и плодов.

Наиболее известна Каргопольская игрушка.

Мастера-гончары делали глиняную посуду, а из остатков лепили игрушки: всяких животных, величавых баб да мужиков с гармошками.

Важная роль отводилась кукле как символу продолжения рода. Куклу как оберег клали в детскую колыбель. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная. Куклы были “безликими”. По народным поверьям, кукла “с лицом” обретала душу и становилась опасной для ребенка.

Вопрос 5. Тканные и вязаные изделия (Рассказ учителя, работа с изображениями).

(Слайд 16) На Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество. Они позволяли украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые и вышитые предметы. Мастерицы при помощи орнамента “наделяли” предметы магической силой, способной защитить от зла.

- Рассмотрите фотографии. Какой цвет преобладает в ткачестве, вышивке? (Красный).

- Чем служил орнамент? (Оберегом).

III. Заключительная часть урока

Первичное закрепление нового материала (Беседа по вопросам).

(Слайд 17)

- Вернитесь на первый слайд и при помощи рисунков вспомните все виды художественных промыслов и ремёсел на Архангельском Севере? О каких промыслах мы не говорили сегодня?

  • Холмогоры были центром какого ремесла?
  • Какие породы дерева использовали умельцы для резьбы и росписи по дереву?
  • Какой цвет был любимым в раскраске, вышивке, ткачестве?
  • Почему тряпичная кукла не имела “лица”?
  • Какой смысл нёс в себе орнамент помимо украшения?
  • Почему резьбу по кости и дереву можно назвать основным художественным промыслом на Архангельском Севере?

2. Домашнее задание

Тетрадь О.Е. Кодола. Стр. 14-15. Дорисуй недостающую часть орнамента, дорисуй недостающие детали и раскрась эту роспись.

3. Итог урока

Оценивание учащихся.

- Спасибо за урок!

Конспект и презентация составлены на основе материалов:

  1. Культурное наследие Архангельского Севера. http://www.cultnord.ru/Vyshivka.html
  2. Копица М.Н. Пособие для учителей “История Архангельского Севера с древнейших времён до начала XX века”. – Архангельск, 2009.
  3. Кодола О.Е. Книга для детей и их родителей. Культура Архангельской области. ОАО “Издательско-полиграфическое предприятие “Правда Севера”, 2006.