Урок ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный момент Приветствие детей.
Прослушивание песнопений разных религий.
 
2. Проверка усвоения материала прошлого урока – Какие мировые религии вы знаете? Национальные религии? Почему они называются мировыми, национальными?
– Религия, в которой почитается много богов.
– Как назывались все боги вместе?
– Как назывались каменные таблички? (Скрижали)
– Договор с Богом. (Завет)
– Первая монотеистическая религия?
– Назовите имя человека, который вывел свой народ в Землю Обетованную. (Моисей)
– Родоначальник евреев? (Авраам)
– В каком городе родился Иисус? (Вифлеем)
– Что означает слово Будда? (Просветленный)
– В переводе с греческого языка слово Мессия означает… (Христос).
– В переводе с арабского языка слово ислам переводится как …(мир, покорность).
– Что лежит в основе религии Буддизм? (4 истины). Назовите их.
– По таблице расскажите, что вы узнали на прошлом уроке о мировых религиях?
Слайд 1
До начала урока на парты разложить раздаточный материал
3. Введение в тему и создание проблемной ситуации  – Отгадайте загадку:

Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а всё умеют,
Без ног, а по дорогам водят. (Книги)

– Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «книги»? (интересные, новые, таинственные, популярные, мудрые, добрые, познавательные…)
– Ребята, какие книги изображены на экране? (Старые, древние, рукописные и т.п.)
– Кто занят чтением этих книг? (Верующие, старцы, умеющие читать)
– Кто-нибудь знает, как называются эти книги?
– Какими были эти книги для верующих людей? (Важными, главными, особенными, единственными)
– А могли ли они быть для них священными? Если да – то почему? (В них говорилось о боге, о правилах жизни,  обо всем во что верили)
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Главные книги, священные книги религий)
– А какова цель урока? (Познакомиться с этими священными книгами). Запишем тему урока в рабочую тетрадь.
– А вы знаете что-то уже о священных книгах?
– А что нам предстоит узнать на уроке?
– Прочитаем на слайде.
– А какой священный текст был самым древним?
– Рассмотрите коллаж.
– Что изображено на каждой фотографии? (Каждый изображенный человек является представителем какой-то религиозной культуры).
– Попробуем определить представителей каких религий мы видим? Обоснуйте свои ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться)
– А чем они все заняты? (Читают)
– Как вы думаете, что за книги они читают?
– Кто-нибудь знает, как называется каждая из книг?

Слайд 2

 

 

 

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

Слайд 7

4. Объяснение нового материала. – В ходе изучения новой темы урока мы заполним таблицу. (Приложение 1)
Ваша задача внимательно прослушать  текст.

Ученик: Одна из древнейших книг, которая считается священной, была написана в Индии. На протяжении многих веков рассказы о богах индуизма передавались из уст в уста. Причем передавались в стихотворной форме. Еще в глубокой древности все эти рассказы были записаны и названы ведами, что в переводе обозначает «знание» или «учение». Веды состоят из четырех частей и содержат сказания:

  • о сотворении мира,
  • о главных божествах индуизма,
  • гимны богам,
  • описание ритуалов индуизма.

Ученые предполагают, что Веды были созданы около 4500 лет назад. Для записи Вед использовалась древесная кора или пальмовые листы. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды, возраст дошедших до нас манускриптов всего нескольких сотен лет.

Ученик: Еще одна древняя священная книга появилась в Иране. Называется она Авеста. Авеста – это главная священная книга зороастризма (одной из древнейших религий). Как и Веды, Авеста состоит из четырех частей, куда входят

  • молитвенные песнопения,
  • обращения к разным богам,
  • религиозные и юридические предписания,
  • гимны.

Существует легенда, что текст Авесты был уничтожен Александром Македонским, а потом полностью восстановлен по памяти зороастрийскими жрецами.

Учитель: Очень долго не записывалось учение самой древней религии – буддизма. Так – из уст в уста оно распространялось по разным странам. Ученики Будды и его последователи собирали сведения о его жизни и том, когда, как и чему он учил людей. Для этого потребовалось несколько столетий. И только через 600 лет, в I веке до н.э., все собранные сведения были собраны и записаны на пальмовых листьях на индийском языке пали. Эти листья были положены в три особые корзины. Так появилось буддийское Священное писание, которое получило название Типитака, что обозначает «три корзины мудрости».
– Перенесемся с вами в древность и послушаем живое слово из Типитаки.  (Чтение текста учителем).
– Как вы думаете почему в названии этой книги есть слово « мудрость»?

(Заполнение таблицы)

Динамическая пауза

Прилетели ангелочки –
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись,
Крылышки расправили –
В сторону направили
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками чуть над головами,
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.

– Теперь вы поработаете в парах. Вам предлагается ознакомиться с текстом и ответить на вопросы после него. На это задание вам отводится 4 минуты. (Приложение 2)
– Проверка.
– А теперь посмотрим, как вы поняли текст: вставьте пропущенные слова в текст. (Приложение 3)
(При выполнении задания обучающиеся могут пользоваться текстом)
– Заполнение таблицы.

Слайд 8

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 10-11

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

 

 

Слайд 14-18

 

Слайд 19

5. Закрепление изученного – Предлагаю сыграть в игру «Да-нет». На каждый вопрос можно отвечать либо «да», либо «нет». Готовы?  (Приложение 4)
    1. Типитака означает в переводе «три корзины мудростей»? (да)
    2. Веды – это современные тексты буддизма? (нет)
    3. Типитака состоит из 2 частей? (нет)
    4. Коран – священная книга мусульман? (да)
    5. В Буддийской культуре священной книгой является  Трипитака? (да)
    6. Коран состоит из 3 частей? (нет)

Самоконтроль.
– Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы были внимательны.
– Кто допустил ошибки? Этим ребятам дома необходимо еще раз внимательно просмотреть записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

Слайд 20

6. Итог занятия – Подведем итог нашей работы:
– Какие священные книги религий мира мы узнали?
– С какими книгами нам предстоит познакомиться на следующем занятии?
– Есть ли что-то общее у всех этих книг?
– Действительно, священные книги, как и люди, независимо от своей принадлежности к какой – либо религии имеют много общего. Они  побуждали и побуждают верующих людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей, учили и учат жить, соблюдая определенные заповеди.
В заключении давайте составим синквейн.
Итак,

КНИГА
Священная, древняя
Помогает, учит, наставляет
Чтение – лучшее учение
Мудрость

Слайд 21

 

 

 

 

Слайд 22

Слайд 23

7. Рефлексия
  1. Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?
  2. Что было самым трудным на уроке?
  3. Что было самым важным на уроке?
Слайд 24
8. Домашнее задание Рассказать родителям о священных книгах мировых религий, найти и оформить высказывания о значении книг в жизни человека. Слайд 25