Образование Германской империи

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (983 кБ)


Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Применение презентаций является одной из форм работы, положительным образом сказывающихся на уровне знаний учащихся. Наглядность и красочность излагаемого учителем материала, возможность для ребенка, участвуя в процессе обсуждения, быть, как бы «внутри, в гуще исторических событий», помогает процессу осмысления и восприятия непростого для ученика материала.

Вся презентация состоит из 20 слайдов разбитых на 4 темы в соответствии с основными частями урока. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое преподаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, конспектируют.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом объединения германских земель в 19 веке; показать его неизбежность и влияние на дальнейший ход истории; выделить роль Бисмарка и Вильгельма I.

Оборудование:

  • карта «Европа во второй половине 19 века»,
  • мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Форма урока: комбинированный.урок

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Вопросы:

1) Каковы были особенности освободительной борьбы в Италии в начале 19 века?
2) Назовите итоги революции 1848-49 гг.
3) Назовите основные этапы объединения Италии.
4) Почему именно Пьемонт встал во главе борьбы за объединение Италии?
5) Какова роль Джузеппе Гарибальди в борьбе за объединение Италии?

2. Изучение новой темы.

Лекция с элементами беседы. Презентация. Конспект урока учащимися. Участие в обсуждении.

В первой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них были своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. (Слайды 2-3)

Вопрос: Вспомните, с какими проблемами в процессе объединения сталкивалась Италия? (Слайды 4-5)

Вопрос: Какие революционные события происходили в Европе в первой половине 19в.?

Бисмарк на посту канцлера Германии, 1871 годВ 1848 г. в Германии произошла революция, в ходе которой на политическую арену выступила буржуазия. Она ставила перед собой цель национального объединения, однако не смогла её достичь. С другой стороны, в стране появлялось всё больше фабрик и заводов. Постепенно помещики и буржуазия пришли к осознанию общих интересов, которые нашли выражение в идее единой сильной Германии. (Слайды 6-7)
Воплощение надежд буржуазии связано с деятельностью человека необыкновенной воли и энергии – Отто фон Бисмарка. Выступая перед парламентом, министр изложил программу своей будущей внутренней и внешней политики: "Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на её мощь. Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени – это было ошибкой 1848 г., – а железом и кровью".  (Слайды 8-13)
В 1864 г. Пруссия и Австрия вели войну против Дании, а в 1866 г. Пруссия вместе с Италией напала на бывшего союзника – Австрию. В результате поражения Австрия признала право Пруссии на создание Северогерманского союза, в котором объединилось 21 германское государство, и отказалась от Ломбардии. Но для полного объединения Германии нужно2 было подчинить южногерманские государства. Препятствием к этому служила Франция. Следовало спровоцировать её на войну. (Слайды 14-17)

Вопрос: Какова роль народных масс в объединении Германии?

Можно отметить, что в отличие от Италии, где в объединительном движении народ принимал активное участие, в Германии Бисмарк обошелся без привлечения народных масс к этому процессу. Объединенную Германию создало Прусское государство. Истинным героем, с чьим именем связывалось рождение империи, был Бисмарк. Он и сам говорил: «Я всегда радовался, если мне удавалось, каким бы то ни было путем, хотя бы на три шага приблизиться к единству Германии». Теперь в результате победоносных войн цель была достигнута, и это сделало Бисмарка народным героем. Через несколько дней после возвращения из Версаля в Берлин он получил титул князя и высокую награду — Большой крест ордена Гогенцоллернов с бриллиантами и поместье. 16 июля 1871 г. все жители Берлина приветствовали Бисмарка, когда он проезжал в победной процессии через Бранденбургские ворота. (Слайды 18-19)
Закон 9 июля 1873 г. установил единую для империи валюту. Вместо тормозившей торговлю путаницы местных денежных единиц была введена золотая монета с изображением императора на одной стороне и имперского герба на другой. Так появилась марка — денежная единица Германской империи, и создавалась она на полученную от Франции контрибуцию.

Вопрос: Что вы знаете о дальнейшем соперничестве Германии и Франции?

Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд. франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск. По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.

Вопрос: Почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития?

В стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места. (Слайды 20-21)

Вопрос: Как вы дум2аете, почему Россия и Германия окажутся по разные стороны баррикад в Первой мировой войне?

Бисмарк в целом всегда был сторонником дружественных отношений с Россией. "Едва ли, – писал он, – когда-либо может возникнуть необходимость войны Германии с Россией, если только либеральные глупости или династические промахи не изменят ситуации". Взгляды Бисмарка разделял и Вильгельм I. По этому поводу английский историк Э. Карр заметил: "Этой максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело катастрофические последствия для Германии".
Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин, шумно приветствуемый толпой, забывшей жестокость этого человека и помнившей лишь о его чрезвычайных заслугах перед Германией. В книге "Мысли и воспоминания" он рассказывает о своей жизни, о мотивах, руководивших им на его нелёгком поприще. При всей неоднозначности своей деятельности Отто фон Бисмарк – одна из самых ярких и сильных фигур в немецкой истории.

3. Закрепление: проверочная работа (Слайд 22)

4.Домашнее задание: п.19, подготовиться к тесту по темам: «Объединение Италии и Германии».

Использованная литература.

1. Эмиль Людвиг. Бисмарк. – М.: Захаров – АСТ, 1999.
2. Алан Палмер. Бисмарк. – Смоленск: Русич, 1998.
3. Мысли и воспоминания в 3-х томах. Перевод с немецкого под редакцией А.С. Ерусалимского. (М.: ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940-1941. – Библиотека внешней политики)