Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Применение презентаций является одной из форм работы, положительным образом сказывающихся на уровне знаний учащихся. Наглядность и красочность излагаемого учителем материала, возможность для ребенка, участвуя в процессе обсуждения, быть, как бы «внутри, в гуще исторических событий», помогает процессу осмысления и восприятия непростого для ученика материала.
Вся презентация состоит из 20 слайдов разбитых на 4 темы в соответствии с основными частями урока. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое преподаватель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. По ходу урока преподаватель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. Учащиеся участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, конспектируют.
Цель урока: познакомить учащихся с процессом объединения германских земель в 19 веке; показать его неизбежность и влияние на дальнейший ход истории; выделить роль Бисмарка и Вильгельма I.
Оборудование:
- карта «Европа во второй половине 19 века»,
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Форма урока: комбинированный.урок
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Вопросы:
1) Каковы были особенности освободительной
борьбы в Италии в начале 19 века?
2) Назовите итоги революции 1848-49 гг.
3) Назовите основные этапы объединения Италии.
4) Почему именно Пьемонт встал во главе борьбы за
объединение Италии?
5) Какова роль Джузеппе Гарибальди в борьбе за
объединение Италии?
2. Изучение новой темы.
Лекция с элементами беседы. Презентация. Конспект урока учащимися. Участие в обсуждении.
В первой половине XIX в. Германия оставалась раздробленной на множество государств. В каждом из них были своя политическая власть, армия, свои законы и таможня. Самыми значительными среди них были Австрия и Пруссия, претендовавшие на роль объединителя всех германских земель. (Слайды 2-3)
Вопрос: Вспомните, с какими проблемами в процессе объединения сталкивалась Италия? (Слайды 4-5)
Вопрос: Какие революционные события происходили в Европе в первой половине 19в.?
В 1848 г. в Германии произошла
революция, в ходе которой на политическую арену
выступила буржуазия. Она ставила перед собой
цель национального объединения, однако не смогла
её достичь. С другой стороны, в стране появлялось
всё больше фабрик и заводов. Постепенно помещики
и буржуазия пришли к осознанию общих интересов,
которые нашли выражение в идее единой сильной
Германии. (Слайды 6-7)
Воплощение надежд буржуазии связано с
деятельностью человека необыкновенной воли и
энергии – Отто фон Бисмарка. Выступая перед
парламентом, министр изложил программу своей
будущей внутренней и внешней политики: "Не на
либерализм Пруссии взирает Германия, а на её
мощь. Не речами, не постановлениями большинства
решаются великие вопросы времени – это было
ошибкой 1848 г., – а железом и кровью". (Слайды
8-13)
В 1864 г. Пруссия и Австрия вели войну против Дании,
а в 1866 г. Пруссия вместе с Италией напала на
бывшего союзника – Австрию. В результате
поражения Австрия признала право Пруссии на
создание Северогерманского союза, в котором
объединилось 21 германское государство, и
отказалась от Ломбардии. Но для полного
объединения Германии нужно2 было подчинить
южногерманские государства. Препятствием к
этому служила Франция. Следовало спровоцировать
её на войну. (Слайды 14-17)
Вопрос: Какова роль народных масс в объединении Германии?
Можно отметить, что в отличие от Италии, где в
объединительном движении народ принимал
активное участие, в Германии Бисмарк обошелся
без привлечения народных масс к этому процессу.
Объединенную Германию создало Прусское
государство. Истинным героем, с чьим именем
связывалось рождение империи, был Бисмарк. Он и
сам говорил: «Я всегда радовался, если мне
удавалось, каким бы то ни было путем, хотя бы на
три шага приблизиться к единству Германии».
Теперь в результате победоносных войн цель была
достигнута, и это сделало Бисмарка народным
героем. Через несколько дней после возвращения
из Версаля в Берлин он получил титул князя и
высокую награду — Большой крест ордена
Гогенцоллернов с бриллиантами и поместье. 16 июля
1871 г. все жители Берлина приветствовали Бисмарка,
когда он проезжал в победной процессии через
Бранденбургские ворота. (Слайды 18-19)
Закон 9 июля 1873 г. установил единую для империи
валюту. Вместо тормозившей торговлю путаницы
местных денежных единиц была введена золотая
монета с изображением императора на одной
стороне и имперского герба на другой. Так
появилась марка — денежная единица Германской
империи, и создавалась она на полученную от
Франции контрибуцию.
Вопрос: Что вы знаете о дальнейшем соперничестве Германии и Франции?
Большую роль в быстром развитии германской промышленности сыграло и ограбление Франции. Германия оккупировала 35 наиболее развитых департаментов побежденной страны и вывезла оттуда все, что смогла: оборудование предприятий, средства транспорта. Франция выплатила Германии огромную контрибуцию — 5 млрд. франков золотом, причем сделала это за три года, чтобы скорее избавиться от оккупационных войск. По условиям мира империя получила Эльзас и часть Лотарингии — земли, богатые железной рудой, что давало большие возможности для развития тяжелой промышленности.
Вопрос: Почему объединение страны стало мощным толчком для ее экономического развития?
В стране образовался единый внутренний рынок. Полностью исчезли таможенные границы, были введены единая валюта, единая система мер и весов, что создало условия для процесса модернизации. Кроме того, германские предприниматели успешно использовали опыт других стран, самую прогрессивную технологию, все новейшие достижения науки и техники. Молодые немецкие предприятия оказались оборудованы значительно лучше, чем предприятия Англии и Франции, где процесс индустриализации завершился раньше. К 90-м гг. она прочно занимала первое место в Европе по темпам и уровню экономического развития, оттеснив Англию и Францию на второе и третье места. (Слайды 20-21)
Вопрос: Как вы дум2аете, почему Россия и Германия окажутся по разные стороны баррикад в Первой мировой войне?
Бисмарк в целом всегда был сторонником
дружественных отношений с Россией. "Едва ли, –
писал он, – когда-либо может возникнуть
необходимость войны Германии с Россией, если
только либеральные глупости или династические
промахи не изменят ситуации". Взгляды Бисмарка
разделял и Вильгельм I. По этому поводу
английский историк Э. Карр заметил: "Этой
максимой пренебрегли Вильгельм II в 1914 г. и Адольф
Гитлер в 1941 г., что в обоих случаях имело
катастрофические последствия для Германии".
Бисмарк ушёл в отставку в 1890 г. Он покидал Берлин,
шумно приветствуемый толпой, забывшей
жестокость этого человека и помнившей лишь о его
чрезвычайных заслугах перед Германией. В книге
"Мысли и воспоминания" он рассказывает о
своей жизни, о мотивах, руководивших им на его
нелёгком поприще. При всей неоднозначности своей
деятельности Отто фон Бисмарк – одна из самых
ярких и сильных фигур в немецкой истории.
3. Закрепление: проверочная работа (Слайд 22)
4.Домашнее задание: п.19, подготовиться к тесту по темам: «Объединение Италии и Германии».
Использованная литература.
1. Эмиль Людвиг. Бисмарк. – М.: Захаров –
АСТ, 1999.
2. Алан Палмер. Бисмарк. – Смоленск: Русич, 1998.
3. Мысли и воспоминания в 3-х томах. Перевод с
немецкого под редакцией А.С. Ерусалимского. (М.:
ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1940-1941. – Библиотека внешней
политики)