Цель: объяснить понятия и термины: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства; ознакомить с особенностями трудовой деятельности, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, видеофрагмент, изображение “серп и молот”, изображение К.Д.Ушинского и его цитата, тема урока печатается на листе цветной бумаги, 3 маркера, 6 листов формата А-3, 3 листа формата А-4, 3 папки с раздаточным материалом, оборудования для разделения учащихся на группы.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
Индукция” (“наведение”) – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Просмотр видео фрагмента о трудовой деятельности (2 мин.). Приложение 1.
Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
Обсуждается видео фрагмент (какие ассоциации вызывает фрагмент?). А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. А у вас есть предложения?
Темой сегодняшнего урока является “Трудовая деятельность”. Мы рассмотрим следующие вопросы:
- Труд как вид человеческой деятельности.
- Человеческий фактор производства.
- Социальное партнерство.
Для успешности в работе мы разделимся на 3 группы (объединение в группы происходит с помощью “Кота в мешке” (для разделения используются картинки с профессиями и орудиями труда: современные и первобытные)). (4 мин.).
а) “Самоинструкция”– индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Издавна люди задумывались над проблемами, связанными с трудовой деятельностью человека. Ваше домашнее задание было подготовить на отдельном альбомном листе в письменном виде пословицы и поговорки о туре (Пример, “Труд человека кормит, а лень портит”; “Безделье мать всех пороков” и т.д.). Какие вам известны пословицы и поговорки? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, вывешивают на доску свое домашнее задание). (6 мин.)
б) “Социоконструкция” – построение этих элементов группой.
Такие пословицы и поговорки создавались на протяжении многих веков. Почему один буквально горит на работе, а другой отбывает свой срок? В чем сущность и особенности того самого труда, о котором К.Д. Ушинский сказал: “Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад”? Поразмышляем и мы на эту тему (учащие группой обсуждают пословицы и поговорки, приходят к выводу об особенностях трудовой деятельности (набор трудовых операций, качества субъектов трудовой деятельности, материально-технические условия труда, управление трудовым процессом и т.д.)). (5 мин.)
2. Работа с материалом:
а) “Деконструкция” – работа с текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др. и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
б) “Реконструкция” – создание своего мира, текста, рынка гипотезы, проекта, решения.
в) “Социализация” – всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, “подано” всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
г) “Афиширование” – вывешивание “произведений” – работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
Учитель просит учащихся открыть папки, внутри которых располагаются пронумерованные задания. Учащиеся читают задание № 1 (из представленных определений понятия “трудовая деятельность” необходимо выбрать одно наиболее верное на усмотрение группы или из представленных ниже определений сформировать свое собственное. После выбора определения его необходимо записать на формате А-3. Представитель от группы вывешивает определение на доске и поясняет выбор группы) и выполняют его. (4 мин.). Приложение 2.
3. “Разрыв” – внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
После успешного выполнения задания учащие переходят к следующему этапу работы.
Учитель. Трудовая деятельность– явление многогранное. Попробуем сейчас убедиться в этом. Представьте себе, что каждая ваша группа, представители разных профессий, собрались на пресс-конференцию с целью рассмотреть процесс труда с точки зрения своей профессии. Итак, представьте труд с позиции экономиста, психолога, правоведа, социолога и философа. Конечно, никто таким образом трудовую деятельность не изучает, эти науки обязательно пересекаются между собой, необходимо комплексное исследование, чтобы получить объективную картину. Именно поэтому мы разделились на три творческие группы(1-я: труд как вид человеческой деятельности, 2-я: человеческий фактор производства; 3-я: социальное партнерство). Для каждой группы приготовлено отдельное задание под № 2. Прочитайте задание и если у вас возникнут вопросы, поднимите руку (1 мин.). Приложение 3.
Учащиеся работают над заданием № 2. (Задание № 2 для 1-ой группы: Прочитайте текст и рассмотрите процесс труда как вид человеческой деятельности. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы. Задание № 2 для 2-ой группы: Прочитайте текст и составьте обобщенный “портрет” современного работника, а также продумайте условия, при которых труд современного работника станет наиболее эффективным. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы. Задание № 2 для 3-й групп: Прочитайте текст и исследуйте природу социального партнерства. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы). Каждая группа защищает свою работу. (15 мин)
4. “Рефлексия” – отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Итог урока проводится с помощью написания эссе и обобщения материала. Приложение 4.
Учитель. Теперь мы переходи к следующему этапу нашей работы, откройте задание № 3. (Вам предлагается 10 ассоциативных понятий “трудовой деятельности”. Каждой участнику группы необходимо выбрать 1 понятие. Дальнейшим этапом работы является написание эссе (на “стикере” записывается выбранное слово, а снизу “стикера” завершающая фраза “… и это для меня и есть трудовая деятельность”. После написания эссе каждая группа зачитывает наиболее интересные, и вывешивает свои эссе на рабочие листы). Учитель раздает “стикеры” каждому учащемуся.(6 мин).
Инструктаж домашнего задания. П. 19, читать, пересказ, стр.201 вопросы для самопроверки; задание № 1,3 письменно.
Список использованной литературы
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и д.р. Обществознание: профильный уровень. 10 класс. М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009.
- Сорокина Е.Н. Примерная программа. Поурочные разработки по обществознанию: профильный уровень: 10 класс / Е.Н.Сорокина. – М.: ВАКО, 2008.