Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель урока: Повторить и закрепить пройденные темы, развивая умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать.
Задачи:
- Выявить суть реформ Петра I, приведших к укреплению царской власти, оформлению абсолютизма и оказанию огромного влияния на все стороны российской жизни.
- Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников.
- Сформировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории.
Гипотеза: Наличие положительных и отрицательных черт в преобразованиях петровской эпохи.
Основные утверждения и положения урока:
- Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников - плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
- После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет войну Швеции. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы.
- Отдавая своё время, силы, энергию Северной войне, Пётр I ни на минуту не забывал о внутреннем облике своего государства. Уже весной 1703 года, на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. И до сих пор город является негласной столицей страны и имеет статус города Федерального значения.
- Пётр, также не забывал о необходимости проведения реформ в стране. Прежде всего, он проводит реформу административного управления (1708–1710 гг.).
- Помимо реформы административного управления была проведена реформа государственного управления. Образцом для неё Пётр избрал шведское государственное устройство. Ввёл много иностранных слов.
- Денежная и налоговая реформы Петра увеличили бюджет государства в три раза. Однако достигалось это за счёт ограбления населения.
Выводы к уроку:
- Создана боеспособная регулярная армия, одна из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.
- Появилась целая плеяда талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)
- Создан мощный военный флот.
- Но всё это вело к гигантскому росту военных расходов и покрытию их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
- Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я. Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
- Личность Петра Bеликого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует.
Оборудование урока:
- Карта “Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в. (Европейская часть)”.
- Выставка книг о Петре I и его времени.
- 3.Раздаточный материал.
- Компьютер, мультипроектор, экран, мультимедийная презентация в MS Power Point.
План урока:
- Организационный момент.
- Личность Петра I.
- Внешняя политика Петра I.
- Физкультминутка.
- Внутренняя политика Петра I.
- Домашнее задание.
- Итоги правления Петра I.
- Заключительная часть урока (рефлексия, выставление оценок).
Оформление доски: дата, проблемное задание: Выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода.
Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. (Слайд 1)
“О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы” –
пишет А.С. Пушкин. С этим отрывком из поэмы “Медный всадник” тесно связан образ одноимённого памятника скульптора Э.Фальконе. Кого изваял этот мастер? Чтобы выяснить это, давайте выполним задание, ключевым словом которого и будет та личность, о которой пойдёт сегодня речь. Таким образом, мы обозначим тему урока.
Задание: расположите в хронологической последовательности исторические события, каждому из которых соответствует буква ключевого слова:
- Месть княгини Ольги – Т
- Первый поход руссов на Царьград – Е
- Крещение Руси – Р
- Призвание варягов на Русь – П
Итак, о какой личности и её преобразованиях пойдёт речь?
Действительно (Слайд 2) сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “Преобразования Петра Великого” и рассмотрим вопросы: “Личность ПетраI”, “Внешняя политика Петра I”, “Внутренняя политика Петра I”, и подведём “Итоги правления Петра I”.
1. Личность Петра I. (Слайд 3). (На фоне музыки): “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”.
“ Сей шкипер был,
Тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля…” –
писал о Петре А.С. Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников - плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. “Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр” – писал Н.М. Карамзин.
(Слайд 4). Ребята, используя поставленные задачи, давайте подумаем какова цель сегодняшнего урока? Действительно, цель нашего урока: (Слайд 5) (озвучиваем цель).
Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о Петре и его преобразованиях, дадим оценку его деятельности и выполним проблемное задание: выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода.
Для более продуктивного рассмотрения вопроса “личность Петра I”, предлагаю работу с тестами (время выполнения задания 5–7 минут). По завершению работы, учащиеся (соседи по парте) обмениваются вариантами и проверяют работы в соответствии с ответами учителя и, используя побальную систему выставления оценок.
А теперь давайте поговорим непосредственно о реформах Петра.
2. Внешняя политика. (Слайд 6)
После “Великого посольства” стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I.
И уже 19 августа 1700 года Россия объявляет войну Швеции. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы (выключаем презентацию):
- В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию?
- Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте?
- Покажите на карте основные места сражений?
- Каковы были итоги Северной войны для России?
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на поставленные вопросы:
“Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняго уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”.
- Когда были сказаны эти слова Петром?
- В чем значение этого события?
Военная реформа, проведённая Петром, имела ошеломляющий результат:
Вывод: Итоги военной реформы.
- Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их.
- Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)
- Создание мощного военного флота.
- Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.
3. Физкультминутка. Упражнение на расслабление шейных мышц, плечевых и хрусталика глаза.
4. Внутренняя политика. Отдавая своё время, силы, энергию Северной войне, Пётр I ни на минуту не забывал о внутреннем облике своего государства. Уже весной 1703 года, на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. И до сих пор город является негласной столицей страны и имеет статус города Федерального значения, о чём более подробно вы узнаете при изучении обществознания в 8 классе.
– Пётр, также не забывал о необходимости проведения реформ в стране. Прежде всего, он проводит реформу административного управления (1708–1710 гг.) Скажите: С какой целью была проведена данная реформа?
– Помимо реформы административного управления была проведена реформа государственного управления. Образцом для неё Пётр избрал шведское государственное устройство. Ввёл много иностранных слов. Давайте проведём словарную работу. Объясните следующие понятия:
Сенат – высший законодательный и распорядительный орган при царе.
Коллегии – правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.
Губернии – новые административные единицы.
Синод – высший церковный орган.
Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Табель о рангах – документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.
Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я. Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
– В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок.
1.Что способствовало этому?
2. Какие преобразования в этой области (экономике) были проведены?
Задание. Сейчас я предлагаю вам выполнить разно-уровневое задание. Для этого вам необходимо выбрать то задание, которое на ваш взгляд соответствует вашему уровню знаний истории. Задания на листочках в форме звёздочки с высоким уровнем сложности, в форме прямоугольника со средним уровнем сложности и в форме треугольника с более низким уровнем сложности. … Я рада за тех, кто выбрал задания с высоким и средним уровнем сложности, а также признательна тем, кто выбрал задания с более низким уровнем сложности. У вас всё получится. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. На работу отводиться 3-5 минут. Пожалуйста, приступайте. (Несколько работ на проверку, затем чтение текста вслух).
– Интересно, а как преобразования Петра повлияли на развитие земли Курской и Фатежской? Скажите: а существовал ли в то время Фатеж, как название? Если нет, то какое название он носил?
В результате Северной войны границы Русского государства передвинулись на запад, и Курский край утратил значение укреплённой пограничной местности. В связи с удалением границ здесь меняется характер землевладения, который сопровождался ужесточением эксплуатации крестьян. В Фатежском крае закрепощение крестьян было особенно активным. Обширные поместья в крае при Петре I получили:
Борис Петрович Шереметев. За выдающиеся военные способности в 1712 году императором Петром Великим Шереметеву были преподнесены “дикие места” Курского уезда (территория нынешнего Железногорского района). Слобода Михайловка с деревнями, до образования уездной системы, входила в состав Фатежской округи.
Василий Лукич Долгорукий (1672–1739) – сподвижник Петра
I. Имел земли и крепостных крестьян в с. Гнездилово (Шуклино)
в 1700–1730-х годах.
Во второй четверти 18 века происходит ухудшение экономического положения крестьян. По указу царя была проведена подворно-подушная перепись населения, ставшая первым шагом в проведении налоговой реформы, в результате которой была введена подушная подать.
В соответствии с Переписной книгой Усожского стана за 1710 год насчитывалось:
Дворов – 35,
Семей – 83,
Мужчин – 212
Женщин – 140.
Всего – 352 человека.
А уже в 1719 году в Усожском и Курицком станах (обратите внимание на документ) насчитывалось всего:
5399 семей
13541 человек
1642 двора
Используя последние данные, определите: сколько человек должно было облагаться таким налогом по положению о подушной подати и почему? (6173 мужчин)
Денежная и налоговая реформы Петра увеличили бюджет государства в три раза. Однако достигалось это за счёт ограбления населения.
Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ. О тяготах народа, о его реакции на усиление давления со стороны государства вы узнаете на следующих уроках истории. А для того, чтобы они были более продуктивными, я хотела бы дать вам:
5. Опережающее домашнее задание: найти информацию об исторических событиях, подтверждающих наш вывод. Это могут быть факты, описания событий и биографии исторических личностей, относящихся к этим событиям. При подготовке можно пользоваться материалом учебника, дополнительной литературой (обратить внимание на выставку книг) и Интернет-ресурсами.
6. Итоги правления Петра I. Ребята, а теперь давайте вернёмся к обозначенному в начале урока проблемному заданию и попытаемся выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода, вспоминая и анализируя всё, что было сказано выше.
Вывод по уроку: Личность Петра Bеликого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
7. Заканчивая урок, скажите:
– Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
– Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
– Каковы замечания и предложения на будущее (себе, учителю в моём лице)?
Выставление оценок (с комментариями).
Ребята, а какую бы оценку вы поставили за урок? В будущем (когда вам исполнится 18 лет) каждый из вас станет избирателем. Давайте не будем ждать. У вас на партах лежат листочки-бюллетени, проголосуем прямо сейчас за ту оценку, которую заслуживает урок. (Собираются бюллетени, и подсчитывается результат.)
Спасибо за урок.
До свидания!