Класс: 9.
Тема раздела: «Строительство социализма (СССР в 1922–1939 гг.)»
Номер урока по тематическому планированию по ФГОС: 26.
Тема урока: «Сталинский социализм».
Базовый учебник: История. 9 класс. Учебник. История России. XX – начало XXI века. Данилов А.А, Косулина Л.Г. и др.
Тип урока: урок изучения нового учебного материалас использованием компьютерных технологий. За 2–3 недели до урока были сформированы группы учащихся. Каждая группа получила конкретное задание, итогом выполнения которого должна была служить презентация, сделанная в Microsoft Роwег Роint. Отбор материала и построение презентации проводилось под руководством учителя. Причем допускались разные варианты изложения материала: одним представителем группы или всеми участниками по очереди.
Цель: Разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Образовательные –
а) систематизировать и углубить знания учащихся; создать целостную картину периода; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов;
б) развивать умение работать с историческими источниками.
2. Развивающие –
а) развитие умения занимать свою позицию по отношению к факту истории;
б) развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
в) формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
г) умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности – к причинно-следственным связям
3. Воспитательные –
а) развитие культуры ведения спора, диспута, дискуссии (развитие умения слушать и слышать);
б) способствовать психологическому погружению учащихся в изучаемую эпоху;
в) воспитание гражданина своей страны, знающего свою историю и имеющего о ней своё собственное мнение.
Оборудование урока:
- карта «СССР в период 1924-1941 гг.»;
- презентация «Сталин и его время»;
- исторические документы данного периода;
- высказывания разных исторических деятелей по отношению к И.В. Сталину;
- мультимедийная установка;
- персональные компьютеры.
Методы и приёмы урока:
- метод проблемного изложения
- частично поисковый метод
- словесный метод
- наглядный метод
- прием психологического погружения учащихся в изучаемую эпоху
- приёмы умственной деятельности учащихся:
- анализ исторических документов
- обобщение причин, выявление значения событий
- построение причинно-следственных связей явления
- отделение главного от второстепенного
- обоснование своих выводов фактами
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности;
- Определить содержательные рамки урока: 1) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность («хочу») 2) Исходя из решенных ранее задач – создание ориентировочной основы действий («могу»)
Организация учебного процесса на этапе 1:
Формы работы (добрые пожелания учащимся; поддержка словом)
Действия и вопросы учителя.
Имя И.В. Сталина у всех на слуху. Вряд ли в нашей стране найдется человек, который не знает кто такой Сталин. Его личность вызывает многочисленные споры в общественных и научно исторических кругах. Наверное именно поэтому в рейтинге «Лучшие правители России за последние 1000 лет» Иосиф Виссарионович занимает 3 место. Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос: «Почему имя И.В. Сталина так популярно в XXI в.?». Урок пройдет в форме круглого стола, так называемой встрече без галстуков, где каждый из участников выскажет свое мнение и даст аргументированную оценку личности Сталина. И надеюсь, правилом нашей дискуссии не будет высказывание У. Черчилля: «Когда у человека не хватает аргументов он переходит на крик».
Проблематизация:
Вопросы учащимся по определению темы урока и задач:
– Определите, пожалуйста, тему, которую мы сегодня разберем на уроке.
– Что мы должны узнать, выяснить?
Уточнение учителем цели и задач урока.
Итак, предлагаю начать наш круглый стол с рассмотрения И.В. Сталина как человека, государственного деятеля и политика. Под каким знаком он останется в истории и сердцах людей?
Критерии оценивания уровня учебных достижений учеников (на всех этапах урока)
Характеристика работы ученика на занятиях | Соответствует в большей степени | Соответствует отчасти | Верно обратное |
1. Работает при прохождении каждой темы | + | 0 | - |
2. Задает много вопросов свидетельствующих об интересе | + | 0 | - |
3. Охотно выполняет дополнительные задания | + | 0 | - |
4. Часто поднимает руку | + | 0 | - |
5. Всегда занят делом | + | 0 | - |
Общая (высокоинферентная) оценка ученика
Хорошая работа на уроке | средняя | плохая работа |
(+5 до +3) | (+2 до – 2) | (-3 до – 5) |
II. Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)
Цели:
- Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с дополнительными источниками, давать характеристику исторических личностей, знание общих исторических фактов);
- Зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний (указать существенное свойство задания, планируемого для организации учебного затруднения).
Организация учебного процесса на этапе 2:
Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы, проговаривание затруднений)
Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных решений (представление презентаций по отдельным темам нового материала с использованием уже имеющихся знаний и умений)
Действия, вопросы учителя
Урок начинается с характеристики личности И.В. Сталина, которую дает один из учащихся (заранее готовит сообщение) и просмотра презентации «И.В. Сталин – человек и политик». Затем заслушиваются презентации учащихся с последующим их обсуждением (приложение 1).
Вопросы для обсуждения:
Какой вывод вы можете сделать об уровне образования И.В. Сталина?
Почему получив образование в духовной семинарии Сталин в период своего руководства страной усилил репрессии в отношении церкви?
В последнее десятилетие стал разрабатываться вопрос: Кто выиграл войну – Сталин или народ? Благодаря кому победил в ВОВ Советский Союз? Благодаря Сталину или, образно говоря, благодаря Василию Теркину, то есть русскому солдату? Благодаря мудрому руководству коммунистической партии или благодаря неслыханному героизму народа?
III. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
- выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
- учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
V. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны).
Цели:
- Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
- Сформулировать цель и тему урока
- Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания
- Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)
Как Сталина оценивают лидеры иностранных государств?
Примерный ответ учащегося: Президент США Ф. Рузвельт о Сталине в 1943 году: »Этот человек умеет действовать. У него цель всегда перед глазами. Работать с ним – одно удовольствие. Никаких околичностей. Он излагает вопрос, который хочет обсудить, и никуда не отклоняется».
Как оценивают Сталина главы СССР и России?
Примерный ответ учащегося: Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев на XX съезде КПСС в докладе «О культе личности и его последствиях«, в частности, заявил: »Сталину были совершенно чужды ленинские черты – проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.»
Так все же почему По данным опроса общественного мнения, проводимого Фондом «Общественное мнение» 18 – 19 февраля 2006 года, 47 % жителей России считали роль Сталина в истории положительной, 29 % – отрицательной.[110]. На протяжении опроса (7 мая – 28 декабря 2008) общественного мнения, организованного телеканалом «Россия» с целью выбора самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории, Сталин занимал лидирующие позиции с большим отрывом. В итоге Сталин занял третье место, уступив первым двум историческим личностям около 1 % голосов (см. «Имя Россия«)?
VI. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи.
Цель: Зафиксировать изученное содержание во внешней речи
Организация учебного процесса на этапе 6:
Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.
Формы и способы организации учебной деятельности (по «цепочка» уч-ся повторяют все вопросы этого урока, использую слайды презентации учителя, составленные на базе презентаций учащихся)
Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация).
Цель: Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Задания самостоятельной работы и образцы их правильного решения (по типу «вопрос – ответ» с эталон ответов на экране)
Способ представления заданий (тест с использованием НИТ)
Возможные ошибки и способы их коррекции (обратиться к первоисточнику, к записям в тетради)
Формы фиксации самооценки выполнения их работы (можно осуществить сигнальную обратную связь (поднять зеленый круг, если вариант ответа уч-ся совпадал с эталонным))
Критерии оценивания уровня учебных достижений учеников
Хорошая работа на уроке | средняя | плохая работа |
(+6 до +5) | (+4 до +3) | (+2 до 0) |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках).
Цели:
- Тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование основе программы AST-конструктор).
- Повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (Внешняя политика СССР в 30-е гг.)
Организация учебного процесса на этапе 6:
Формы работы (индивидуальная)
Задания, способ их представления и образцы правильного решения (запрограммированы в тесте)
Способы коррекции ожидаемых ошибок (сверка с эталоном)
Вопросы | Ответы |
А1.Чем подтверждалось стремление СССР создать систему коллективной безопасности? Заключением советско-французского договора Участием СССР в работе Мюнхенской конференции Объявлением социал-демократов пособниками фашизма Созданием Коминтерна |
Заключением советско-французского договора |
А2. Из какого документа взят отрывок: «Советское правительство, которое поставило главной задачей своей внешней политики организацию и укрепление мира и никогда не оставалось глухим к предложениям международного сотрудничества в интересах мира… готово ответить на них…» Из протокола Мюнхенской конференции Из заявления СССР о вступлении в Лигу Наций Из решений I Коминтерна Из секретного советско-германского протокола |
Из заявления СССР о вступлении в Лигу Наций |
А3. В чем состоял «новый курс» советской внешней политики в 1933-1939 гг.? В сближении с Германией В разжигании мировой революции В отказе от внешней экспансии В создании системы коллективной безопасности |
В создании системы коллективной безопасности |
А4. Почему советско-германский Пакт о ненападении был выгоден СССР? Он вывел СССР из мировой изоляции Он позволили ускорить мировую революцию Он позволили оттянуть сроки начала войны Он позволил начать подготовку к войне с США |
Он позволили оттянуть сроки начала войны |
А5. В 1940 г. в состав СССР вошла: Левобережная Украина Грузия Молдавия РСФСР |
Молдавия |
В1. Первая международная организация государств, созданная решением Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности называлась ____ ____. |
Лига наций |
Критерии оценивания уровня учебных достижений учеников
Хорошая работа на уроке | средняя | плохая работа |
(+6 до +5) | (+4 до +3) | (+2 до 0) |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое знание, полученное на уроке
- Оценить собственную деятельность на уроке
- Оценить учебную деятельность класса
- Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности
- Обсудить и записать домашнее задание
Организация учебного процесса на этапе :
Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:
Подведите итог того, что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке.
Вывод: Этот спор не должен завершиться ни в чью пользу. Важно, что каждый из Вас имеет свою, уважаемую другими, точку зрения на деятельность исторической личности, на факты. Менталитет русского народа таков, что ему всегда был необходим сильный лидер, который «наведёт порядок».
- Анализ деятельности уч-ся на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная машиной за тест, другая – за качество приготовленной презентации (см. приложение 7), за работу в классе)
- Комментарии к домашнему заданию. § 16
1 группа (кто претендует на отметку «3») выполняет вопрос №5, 2 группа (кто претендует на отметку «4-5») – №6 (открываем страницу 68, читаем вопрос, комментируем его выполнение).
Технологическая карта урока приведена в Приложении.