Презентация – неотъемлемый элемент сценария
урока, так как именно в неё заложена логика
подачи материала, игровые элементы.
В Презентации – 18 слайдов, время на каждый слайд
отводится не одинаковое, есть анимация,
выполняющая свою полезную роль.
По ходу урока дети заполняют опросные листы, во
время заполнения они обсуждают группой, причём
своё мнение должен высказать каждый. Всего таких
вопросов – 5, плюс дополнительные вопросы.
План рассмотрения новой темы:
1) Все вместе определяем понятие «культура»
2) О письменности и летописании в Древней Руси
3) О литературе и литературных жанрах, отдельно –
о «Слове о полку Игореве»
4) Древнерусское зодчество на примерах Киева,
Новгорода, Владимира
5) В вопросе о зодчестве есть две задачи по
видеоряду: найти лишнее и найти православный
храм по характерным особенностям
6) Живопись: иконопись, фреска и мозаика
7) Ремёсла: оружейное и ювелирное
8) Выводы о высоком развитии древнерусской
культуры
9) Этап рефлексии: что запомнилось, что вызвало
интерес. Учитель оценивает работу групп и
отдельных учеников.
10) Предлагается примерное домашнее задание, как
правило, по культуре – творческое, с
использованием дополнительных источников.
Цель урока: ознакомление шестиклассников с основными достижениями древнерусской культуры и формирование чувства гордости за достижения своих предков и понимания особенностей отечественной культуры.
ХОД УРОКА
Класс разделён на группы по 4-5 человек.
Каждая группа имеет один общий опросный лист.
Пусть запись ответов идёт по очереди, хотя в
обсуждении принимает участие каждый.
На экране высвечивается тема урока. Учитель
задаёт вопрос классу – что такое культура?
Выслушав 3-4 ответа, обобщаем, что слово
«культура» имеет несколько значений. Сегодня мы
рассматриваем в наиболее широком значении
(щелчок мышкой – и на экране появляется
определение культуры как всех достижений
человечества)
2 слайд – Письменность. Каждой группе предлагается обсудить и записать вариант ответа на вопрос, появившийся на слайде.
1-й вопрос: «Почему культуру мы начинаем изучать с письменности?» Время – 2 минуты.
В данном случае преследуется цель не
дать какой-то один точный ответ, а побудить
ребят задуматься о важности письменной речи в
развитии человека и общества. Любой ответ
засчитается как правильный, если будет логичный
аргумент.
Далее учитель рассказывает о материале для
письма, который использовали наши предки, о
первых славянских просветителях – Кирилле и
Мефодии, показывает изображение двух самых
древних из дошедших до нас книг. Здесь можно
остановиться подробнее на любом аспекте, который
кажется учителю важнее других: о берестяных
грамотах, найденных нашими учёными в 1951 году, и
что в Новгороде 26 июля отмечают с тех пор «день
берестяной грамоты»; или о Кирилле и Мефодии, или
о дороговизне древних книг, выполненных из
пергамена(пергамента). Но в любом случае учитель
должен отметить, что грамот найдено больше
тысячи( О чём это говорит?); что без
собственной азбуки – письменности нет
цивилизованного народа, поэтому братья
причислены к лику святых, к тому же
равноапостольных.
3 слайд посвящен летописанию. Это – также новая информация. Дети выслушивают, записывают в тетрадях определение летописи (причём это они должны сделать из анализа словообразования), смотрят на страницы «Повести временных лет», на скульптурное изображение монаха Нестора.
4 слайд – литература Древней Руси. Можно сначала спросить, какие литературные жанры вообще им известны, а потом обратить внимание на жанры Древней Руси (по слайду)
5 слайд посвящён одному из самых известных литературных произведений Древней Руси – «Слову о полку Игореве». Подобраны иллюстрации и на фоне их – отрывок из «Слова…» После прочтения дети получают 2-й вопрос для ответов в групповом листе
2-й вопрос – О чём сокрушается автор и к чему призывает? 2 минуты совещаются, записывают один вариант. Потом считаю необходимым проверить, что записали учащиеся в ответ на 2 вопрос, подвести итог.
6 слайд – Зодчество. На экране – самый первый каменный храм – Успения Пресвятой Богородицы или Десятинная церковь в Киеве. Указан примерный год её строительства.
3-й вопрос – Какой князь заложил эту церковь и почему она так называлась – Десятинная? Дети обсуждают, записывают.
7-й и 8-й слайды посвящены расцвету каменного зодчества в Киевской Руси. Изображения Киевской Софии, Золотых ворот, интерьеров, фресок и мозаики.
9-й слайд посвящён более подробному рассмотрению устройства православного храма, его крестово-купольной форме. Построен этот слайд таким образом, что дети должны найти лишний храм, и, отталкиваясь от отличий этого храма, выйти на особенности храма православного. Ответы учеников в данном случае – с места.
10-й слайд требует выполнить несколько заданий по видеоряду. Предложены несколько различных храмов разных концессий. Необходимо выбрать православный и объяснить, по каким признакам это удалось. Это 4-й вопрос опросного листа. Он состоит из трёх подвопросов. Ответы на эти вопросы ребята также записывают в опросные листы, причём они это комментируют вслух; все, конечно, без труда находят нужный объект. Устно же они определяют принадлежность других храмов.
11-й и 12-й слайды возвращают нас в культуру Древней Руси, знакомят с зодчеством Великого Новгорода и Владимира-на-Клязьме. Учитель выделяет один из храмов особенно. Это – церковь Покрова-на-Нерли. В презентации появляются стихи поэтессы Ирины Снеговой, посвящённые храму. Здесь уместно будет вспомнить князя, который строил эту церковь, и его судьбу. (Андрей Боголюбский)
13 и 14 слайды посвящены живописи Древней Руси – фресковой, иконописи и мозаичной. Обращаем внимание на первого известного русского иконописца – Алимпия, монаха Киево-Печерского монастыря. Вспомним и других известных монахов этого монастыря: Антония, Феодосия, Илариона и, конечно, Нестора.
15 слайд – 5-й вопрос – С какими видами искусства познакомились? (дети должны вспомнить живопись и зодчество, живопись должны разделить на фресковую, иконопись и мозаику) На экране для них появляются изображения-подсказки.
16-й слайд знакомит детей с ремеслом оружейников. У меня на уроке не получилось что-либо подробнее сказать о русском оружии за неимением времени, но, по крайней мере, дети увидели, познакомились и с этим вопросом.
17-й слайд знакомит с ремеслом, а, вернее сказать, с искусством ювелиров.
18-й слайд с вопросами для коллективного повторения и закрепления.
Выводы о развитии древнерусской культуры
звучат вслух, желательно выступление от каждой
группы. Это этап рефлексии.
Там же дети могут ознакомиться с домашним
заданием.
Учитель подводит итоги устной работы,
оценивает как индивидуальную работу, так и
работу всей группы, поощряет на своё усмотрение.
Все сдают опросные листы, после их проверки, в
зависимости от ответов, каждый получит оценку за
работу на уроке. Считаю возможным каждому
поставить ту оценку, которую получила группа.
В создании презентации учитель обращался к следующим ресурсам:
http://www.historic.ru
http://www.nesusvet.ru
http://www.museum.ru
http://www.pravoslavie.ru
www.bibliotekar.ru
http://www.fyodors.narod.ru
http://www.radiorus.ru
www.school-collection.edu.ru