Интегрированный урок "история + информатика" по теме "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года;
  • акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны;
  • показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев;
  • рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы;
  • обобщить и закрепить полученные теоретические знания учащихся о принципах кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
  • формирование умений применять полученные знания на практике

2. Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, речи, мыслительной деятельности.
  • расширять умения сопоставлять факты, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • развитие коммуникативно-технических умений,
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;

3. Воспитательная:

  • способствовать развитию интереса к истории своей Родины, чувства гордости за свой народ.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок использованием ИКТ.

Оборудование: электронная презентация (репродукции сражений и битв, мест основных событий, листы с заданиями для групп).

Основные понятия: Отечественная война, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, кавалерия, пехота, артиллерия.

Формы организации познавательной деятельности: групповая деятельность, ролевая игра, беседа.

План урока:

  1. Организационный момент – 2-3 мин.
  2. Актуализация знаний – 5 мин.
  3. Повторение по теме «Отечественная война 1812 г.(ответы на вопросы, разгадывание кроссворда – 10 мин.
  4. Повторение по теме: «Кодирование текстовой информации» (ответы на вопросы, разгадывание ребусов» – 8 мин.
  5. Практическая работа «Кодирование текстовой информации» – 10 мин.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2-3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

а) Знакомство с темой урока (Слайд 1 )

б) План урока. (Слайд 2)

в) Вступительное слово учителя истории:

– Помните слова «Народ, не помнящий своего прошлого, обречен на его повторение».

Одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIX века является Отечественная война 1812 года, 200-летие которой мы будем отмечать в этом году. Именно ее А.С. Пушкин называл «грозой 12-го года», а писатель Л.Н. Толстой о ней написал свой лучший роман «Война и мир».

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

(Слайд 3)

– На этом уроке мы будем говорить о ходе этой войны, о ее героях, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

– Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу два учителя ( истории и информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, – тоже неординарный.

III. Беседа по вопросам.

(учитель истории)

А) Начало войны.

– Каковы были цели и характер войны со стороны России и со стороны Франции?

(Слайд 4)

– Какое было соотношение сил накануне военных действий? Сравните и назовите достоинства и недостатки каждой из армий.

(Слайд 5)

– Так началась Отечественная война, героическая память о которой переживёт века. Целью своего похода для уничтожения русской государственности, порабощения народа император избрал захват Москвы.

«Если я займу Киев, – говорил Наполеон, – я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу Россию в сердце».

– Кто командовал русскими армиями?

1-й армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, 2-й – Петр Иванович Багратион. На юге располагалась вспомогательная армия генерала Александра Петровича Тормасова.

(Слайд 6)

– Какую тактику ведения войны могли использовать россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.

– Давайте вспомним о дальнейших действиях двух армий.

(Слайд 7)

– Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812г.?

– Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Б) Бородинское сражение.

Кутузов должен был оправдать возлагавшееся на него доверие и дать большое сражение при селе Бородино в 110 км от Москвы.

– Почему он считал позицию русских войск у Бородино наилучшей?

(Слайд 8)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

– Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.

– Каково было расположение основных сил противников.

– Каковы итоги Бородинского сражения? (Слайд 9)

В) Партизанское движение.

Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.

Кто были наиболее известными командирами?

( Офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.)

(Слайд 10)

– Какой вклад внесли партизаны в разгром врага?

– Почему войну 1812 г. можно назвать назвать Отечественной?

Г) Гибель «Великой армии».

– Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?

– Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся»?

– Давайте поговорим об итогах Отечественной войны.

(Слайд 11)

Д) Кроссворд.

Задание: разгадать кроссворд. (Слайд 12). Правильно ответив на вопросы кроссворда, вы сможете прочитать в выделенном столбце слово, означающее характер войны 1812 года.

IV. Кодирование текстовой информации.

Учитель информатики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме предыдущего урока «Кодирование текстовой информации».

В процессе восприятия, передачи и хранения информации человеком и техническими устройствами происходит её кодирование.

Ребята, давайте вспомним: Что такое кодирование, декодирование и код?

(Слайд 26)

Перечислите пожалуйста способы кодирования информации.

(Слайд 27)

Предлагаю вам разгадать ребусы, в которых закодирована информация (графическим способом) , связанная с отечественной войной 1812 года.

(Слайды 28 и 29)

Для предоставления текста в памяти компьютера необходимо представить его в виде двоичного кода.

Ребята, как представлен двоичный код в компьютере? (В виде каких символов?)

(Слайд 30)

Какие способы кодирования для компьютерного представления вы знаете?

(Слайды 31 и 32)

При кодировании каждому символу алфавита ставиться в соответствие уникальный двоичный код.

Таблица кодировки – таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлена в соответствие порядковые номера (коды)

(Слайды 33 и 34)

В настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв (Windows, MS-DOS, КОИ-8, Mac, ISO) поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки.

V. Практическая работа.

(Приложение)

Учащиеся выполняют практическую работу «Кодирование текстовой информации» на компьютерах.

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Придумайте свой способ кодирования информации и закодируйте любое высказывание участников Отечественной войны 1812 г.