Цель: обощить знания учащихся о водрослях, роли и значении их в природе и жизни человека, активизировать работу по группам.
Оборудование: 4 конверта с карточками (5 шт.), кодоскоп с вопросником.
Урок проводится в виде конкурсов.
Для участия формируются 4 группы по 7 человек в каждой.
Ход урока
Организационный момент (учащиеся рассаживаются по группам 4 группы по 7 человек). Учитель сообщает тему урока и содержание первого конкурса.
Ответы в заданих даны курсивом.
I конкурс. “Ответы на вопросы”
Каждой команде раздаются конверты с номерами. Учитель просит взять конверт с карточкой № 1. Учащиеся вынимают карточку, на которой написаны термины и понятия.
Карточка № 1
1. Низшие растения | 7. Одноклеточные водоросли | ||
2. Автотрофы | 8. Зооспоры | ||
3. Таллом | 9. Гаметы | ||
4. Хроматофоры | 10. Нитчатые водоросли | ||
5. Гаметофит | 11. Зигота | ||
6. Ризоиды | 12. Спорофит |
Учитель читает вопросы, а учащиеся на листе записывают номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.
1. Какие водоросли похожи на мелкие зеленые шарики диаметром не более 15 мкм?
2. В чем у водоросли содержится хлорофилл?
3. По способу питания водоросли относятся к какой группе?
4. Как размножаются бурые водоросли?
5. По внешнему виду морские водоросли похожи на растения суши, однако, они не имеют органы, а что они имеют?
6. При благоприятных условиях одноклеточные водоросли быстро размножаются. Что образуется в результате размножения?
7. К каким водорослям относятся: спирогира, улотрикс, кладофора.
8. С помощью каких клеток размножаются одноклеточные водоросли при неблагоприятных условиях?
9. Чем бурые водоросли прикрепляются ко дну?
10. Как называется клетка покрытая толстой оболочкой и находящаяся долгое время в состоянии покоя?
11. Какие растения не имеют органы?
Ответы:
7, 4, 2, 5, 12, 3, 8, 10, 9, 6, 11, 1
11 | 1. Низшие растения | 1 | 7. Одноклеточные водоросли |
3 | 2. Автотрофы | 6 | 8. Зооспоры |
5 | 3. Таллом | 8 | 9. Гаметы |
2 | 4. Хроматофоры | 7 | 10. Нитчатые водоросли |
4 | 5. Гаметофит | 10 | 11. Зигота |
9 | 6. Ризоиды | 4 | 12. Спорофит |
Группа, у которой запись верна получает “5” баллов, другие “4–3”, в зависимости от количества ошибок.
II конкурс. “Слова-“перевертыши”
Составьте названия известных вам терминов из слогов на карточке № 2.
Карточка № 2
1. сло-ще-е-ви
2. ме-га-ты
3. зо-ды-и-ри
4. ос-зо-о-ры-по
5. го-та-зи
Ответы:
1. сло-ще-е-ви | 1. слоевище |
2. ме-га-ты | 2. гаметы |
3. зо-ды-и-ри | 3. ризоиды |
4. ос-зо-о-ры-по | 4. зооспоры |
5. го-та-зи | 5. зиготы |
Кто первый из команд дает правильные ответы получает “5” баллов, другие – “4”.
III конкурс. “Заполни таблицу”
Карточка № 3
1 команда
Значение одноклеточных водорослей | |
в природе | для человека |
1. | 1. |
2. | 2. |
2 команда
Значение нитчатых водорослей | |
в природе | для человека |
1. | 1. |
2. | 2. |
3 команда
Значение бурых водорослей | |
в природе | для человека |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. |
4 команда
Значение красных водорослей | |
в природе | для человека |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. |
Ответы
1 команда
Значение одноклеточных водорослей | |
в природе | для человека |
1. Очистка водоемов. | 1. Очистка водоемов. |
2. Корм для животных | 2. Биокорм для сельскохозяйственных животных |
2 команда
Значение нитчатых водорослей | |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом. | 1. Обогащение воды кислородом. |
2. Питание для рыб | 2. Биокорм для сельскохозяйственных животных |
3 команда
Значение бурых водорослей | |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом. | 1. Корм для скота. |
2. Питание для рыб | 2. Удобрение для почвы. |
3. Получение йода. | |
4. Использование в кондитерской промышленности. | |
5. Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей. | |
6. Морская капуста, латимерия употребляется в пищу как диетический продукт. | |
7. Грязелечение – сапропель |
4 команда
Значение красных водорослей | |
в природе | для человека |
1. Обогащение воды кислородом. | 1. Используется в пищевой промышленности – агар-агар. |
2. Питание для рыб | 2. Получение йода. |
3. Биодобавка, чтобы хлеб не так быстро черствел. |
Группа, у которой таблица заполнена правильно, получает “5” баллов, другие “4–3” в зависимости от заполнения таблицы.
IV конкурс. Кроссворд “Водоросли”
Карточка № 4
Рис. 1
По горизонтали:
4 – зеленая водоросль, имеющая вид кустика с ветвями из одного ряда многоядерных клеток; 5 – род бурых водорослей, называемых морской капустой; 7 – одноклеточная зеленая водоросль шаровидной формы, по периферии шарика в один слой расположено до 50 тыс. клеток; 9 – одноклеточная многоядерная желто–зеленая водоросль с грушевидным слоевищем и бесцветными ризоидами; 12 – нитчатая зеленая водоросль со спирально извитыми лентовидными хлоропластами; 13 – нитчатая зеленая водоросль, имеющая ризоиды, хлоропласты в виде пояска.
По вертикали:
1 – колониальная одноклеточная водоросль, состоящая из 16, реже 8 или 32 двужгутиковых клеток; 2 – органоид клеток водорослей, содержащий пигмент, способный к фотосинтезу; 3 – одноклеточная зеленая водоросль, использующая до 12 % световой энергии; 6 – нитевидное корне–образное образование, способствующее закреплению тела водоросли на субстрате; 8 – оплодотворенная яйцеклетка; 10 – тело водоросли; 11 – особь, образующая споры.
Ответы
По горизонтали: 4 – кладофора, 5 – ламинария, 7 – вольвокс, 9 – ботри-диум, 12 – спирогира, 13 – улотрикс.
По вертикали: 1 – пандорина, 2 – хроматофор, 3 – хлорелла, 6 – ризоид, 8 – зигота, 10 – слоевище, 11 – спорофит.
Группа, которая правильно отгадает – “5” баллов, другие “4–3” – в зависимости от количества отгаданного.
V конкурс. “Работа с текстом”
Учащимся предлагается выписать номера правильных суждений.
Карточка № 5
1. Все растущие в воде растения – водоросли.
2. Поверхность прудов летом бывает сплошь затянута водорослью – ряской.
3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревьев, на почве и в почве).
4. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.
5. При наступлении неблагоприятных условий хламидомонады образуют гаметы.
6. Хлорелла может поглощать из воды растворенные в ней органические вещества.
7. Нитчатая водоросль улотрикс образует тину.
8. Спирогира – зеленая нитчатая водоросль.
9. Хроматофор у спирогиры чашеобразный.
10. Зеленые нитчатые водоросли обогащают воду кислородом.
11. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.
12. Красные водоросли для образования органических веществ могут использовать такие солнечные лучи, которые проникают на большую глубину и недоступны для других водорослей.
13. Морские водоросли накапливают в своем теле йод.
Ответы: 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13.
Группа, которая первой сдает верные ответы, получает “5” баллов, другие “4–3” в зависимости от количества правильных ответов.
VI конкурс. “Эрудитов”
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки для команды, за каждый правильный ответ.
Вопрос демонстрируется с помощью кодоскопа.
1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.
3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?
4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?
5. Красные водоросли произрастают на глубине 200–250 м, где бурые и зеленые водоросли расти уже не могут. Окраска водорослей зависит от глубины. На мелководье эти водоросли имеют желто-зеленый или голубоватый цвет, глубже розовый, красный цвет на глубине 250 м. На поверхности они выглядят также, однако водолазы видят их черными. Почему?
6. Большинство водорослей произрастают в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Почему?
7. Нитчатая многоклеточная зеленая водоросль спирогира, образующая так называемую лягушачью тину, встречается только в водоемах со стоячей водой, а нитчатый улотрикс – в ручьях, озерах и реках. Почему?
8. Учеными – альголагами было замечено, что бурая водоросль – ламинария сахарная, или морская капуста лучше растет в тех бухтах и заливах морей, которые находятся поблизости от городов. С чем это связано?
9. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?
10. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?
Ответы
1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.
2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.
3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.
4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.
5. На глубине водолазы красные водоросли видят черными, потому что красные лучи поглощаются верхними слоями воды.
6. Многие водоросли покрыты студенистым веществом, замедляющим испарение воды, которое образуется при ослезнении тканей.
7. Улотрикс – многоклеточная нитчатая зеленая водоросль, обитает только в проточных водоемах, а спирогира встречается только в водоемах со стоячей водой.
8. В загрязненных бухтах больше питательных веществ для ламинарии сахарной, или морской капусты.
9. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.
10. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.
Подведенее итогов соревнования
Все члены группы занявшие I место получают “5”.
Некоторые члены группы II места – “4”, а некоторые “5” за правильные самостоятельные ответы в конкурсе “эрудиты”.
Все члены группы на III месте получают “4”.