Цели: повторить понятия по теме “Опорно-двигательная система”, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений, умение оказывать первую доврачебную помощь и меры, предупреждения нарушения осанки и развитие плоскостопие
Оборудование: карточки, кроссворды, ребусы, таблицы, немые рисунки карточки со словами, таблички с названием команд.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ
Суть игры. Совет села, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму) . Работу в селе получит медицинская фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли конкурирующих фирм. Какая фирма выиграет та и поедет на конкурс. Класс делится на команды по 5-6 человек, эксперты 2-3 человека, выбирается главный врач. Команда готовит название и девиз.
Учитель готовит методически материал и оборудование. Управляет ходом игры, участвует в оценке ответов команд. Записывает на доске баллы, полученные каждой командой. Подводит итоги игры.
Эксперты выдают задания фирмам. Эксперт имеет право снижать баллы за некорректное поведение.
Главный врач управляет работой своей фирмы, организует поиск информации и запись ответов, имеет право обращаться к экспертам.
В ходе игры нельзя допускать значительных пауз. Получив ответы от фирм, надо немедленно выдавать фирмам новые задания.
Представители каждой фирмы получают конверты с заданиями и готовятся к ответу. Все фирмы получают одинаковые задания, поэтому надо соблюдать тишину.
ХОД ИГРЫ
Главный врач каждой фирмы дает название и девиз.
I. КОНКУРС “ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
По очереди каждый участник отвечает на вопрос по цепочке.
1. Функции скелета. . . (опорная и защитная) .
2. Скелет головы. . . (череп) .
3. Скелет головы состоит из двух частей. . . (мозговой и лицевой) .
4. Отделы скелета туловище. . . (позвоночник и грудная клетка) .
5. Позвонки состоят из. . . (тела, дуги и отростков) .
6. Дуги позвонков образуют. . . (позвоночный канал) .
7. Соседние позвонки отделены друг от друга. . . (хрящевыми дисками) .
8. Плечевой пояс образуют. . . (лопатка и ключица) .
9. Три отдела скелета верхней конечности. . . (плечо, предплечье, кисть) .
10. Три отдела кисти. . . (запястье, пястье, пальцы) .
11. Три отдела нижней конечности. . . (бедро, голень, стопа) .
12. Плотная, сросшаяся с костью оболочка. . . (надкостница) .
13. Полости трубчатых костей заполнены. . . (костным мозгом) .
14. Виды соединения костей. . . (неподвижное, полуподвижное, подвижное) . 15. Подвижное соединение костей. . . (сустав) .
16. Кости бывают. . . (трубчатые, губчатые, плоские) .
17. Мышцы прикрепляются к костям с помощью. . . (сухожилий) .
18. Органические вещества придают кости. . . (гибкость) .
19. Неорганические вещества придают кости. . . (прочность) .
20. Мышцы противоположного действия. . . (антогонисты)
21. Мышцы, действующие в одном направлении. . . (синергиста) .
22. Понижение двигательной активности. . . (гиподинамия) .
23. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется. . . (динамической) .
24. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется. . . (статической) .
25. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. . . (осанка) .
26. Болезненные изменения стопы. . . (плоскостопие) .
27. Полное или частичное нарушение целостности кости. . . (перелом) .
II. КОНКУРС “КТО БЫСТРЕЕ”
Отделы позвоночника в таблице расположены беспорядочно. Вы должны в первой колонке указать порядок расположения указанного отдела позвоночника, второй колонке надо указать число позвонков в отделе. В третьей колонке надо отметить подвижность отдела (п - подвижный, м - малоподвижный, н - неподвижный) .
Отделы позвоночника | Порядок расположения | Число позвонков в отделе | Подвижность отдела позвоночн |
Грудной | |||
Крестцовый | |||
Шейный | |||
Копчиковый | |||
Поясничный |
Заполните таблицу, поставив в нужных местах крестик.
Кости скелета | Кости черепа | Скелет верхних конечностей | Скелет нижних конечностей | Грудная клетка |
Бедренная | ||||
Ребра | ||||
Теменные | ||||
Плечевая | ||||
Височная | ||||
Берцовая | ||||
Грудина | ||||
Лучевая |
III. КОНКУРС “911”
1. Пациент Н. после падения с велосипеда стал жаловаться на боль в левом плечевом суставе. Больной может поднять левую руку, но боль, покраснение и опухоль свидетельствуют о травме.
Ваш диагноз:
а) ушиб и вывих плечевого сустава;
б) растяжение связок и, возможно, ушиб;
в) перелом плечевой кости и, возможно, ушиб плечевого сустава;
г) вы ставите свой диагноз, не указанный в пунктах а, б, в.
(Поскольку сустав сохранил подвижность (при вывихе руку поднять невозможно, как и при переломе плечевой кости) , скорее всего, у пострадавшего растяжение связок или (и) ушиб сустава, но возможны разрывы суставной сумки и связок.)
2. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
(Пострадавшему туристу от острой боли поможет холод. Для этого надо опустить ступню в лесной ручей или приложить к суставу полиэтиленовый мешок с холодной водой. Необходимо наложить на голеностопный сустав тугую повязку препятствующую развитию отека, и обеспечить ноге покой. Передвигаться придется на костылях, а если позволяют обстоятельства, то некоторое время желательно не ходить. После этого следует сменить повязку, и если опухоль не спадет, травмированное место надо защищать от загрязнения и холода.
3. Как оказать первую помощь пострадавшему с закрытым переломом ребра?
Пострадавший должен сделать глубокий выдох и задержать дыхание. В это время следует наложить довольно тугую повязку на грудную клетку пострадавшему. Тугая повязка должна обеспечить возможность неглубокого дыхания. Движения ребер будут меньше, и деление клеток надкостницы может привести к срастанию перелома ребра. В любом случае, повязка уменьшит вероятность травмирования мягких тканей обломками ребра.
4. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
(Вывих, применение холода, обеспечение полного покоя поврежденной конечности и немедленная доставка пострадавшего в медицинское учреждение. )
IV. КОНКУРС “ПОДУМАЙ”
Помощник главного врача вытягивает задание. На обсуждение вопроса – 3 минуты.
1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
(Прав первый ученик. Кость действительно, очень сложный живой орган имеющий особенную физическую структуру. Органические вещества придают ей гибкость, а неорганические вещества - твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обуславливают прочность костей. )
2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается Объясните это явление.
(Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся
своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела. )
3. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
(Опыт показывает, что кость живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счет надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удаленная кость. )
4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
(Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности. У пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. Поэтому их кости становятся более ломкими.
5. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
(Узкая обувь сжимает сосуды, ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению газа. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения. )
6. При раскопках в кургане был найден скелет. Как определить по костям скелета пол человека?
(Пол можно установить по ширине таза и форме отверстий в тазовых костях. Женский таз шире мужского и имеет отверстия в форме эллипса. )
7. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?
(Если близорукие люди не носят очки или контактные линзы, то они вынуждены низко склоняться при чтении и письме, что формирует такое нарушение осанки, как сутулость. В настоящее время существуют эффективные методы лечения близорукости. Сутулость излечивается комплексом физических упражнений, которые укрепляют мышцы спины. )
8. На подмостках балагана показывал свое искусство иностранец: на глазах у зрителей он начал расти и в течение 1минуты вырос почти на 10 см, а затем снова стал короче. Могло ли это произойти? Ответ обоснуйте.
V. КОНКУРС “ВЫБЕРИ ПАРУ”
Вопросы | Варианты ответов | ||
А | Назовите виды мышечной ткани | 1 | Сухожилия |
Б | Какие мышцы принимают участие в движении суставов? | 2 | Поперечно-полосатая скелетная |
В | При помощи чего мышцы прикрепляются к кости? | 3 | Гладкая |
4 | Расслабление | ||
Г | Как называется мышечная ткань, образующая стенки внутренних органов? | 5 | Сокращение |
6 | Поперечно-полосатая сердечная | ||
Д | Назовите свойства мышечной ткани. | 7 | Распад |
8 | Мышцы разгибатели | ||
Е | Как называются видоизмененные клетки, из которых образована мышечная ткань? | 9 | Мышечные волокна |
10 | Мышцы – сгибатели | ||
Ж | Что происходит с органическими соединениями в работающей мышце? | 11 | Окисление |
12 | Утомление |
VI. КОНКУРС “ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ”
Задание: указать лишнее в перечнях костей.
- Локтевая, плечевая, бедренная, тазовая.
- Кости тел позвонков, грудину мелкие кости кисти, лучевая.
- Лопатка, затылочная, теменная, голень.
VII. КОНКУРС “ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ”
Немые рисунки. Подпишите части трубчатой кости.
VIII. КОНКУРС “РЕБУСЫ” (Приложение)
IX. КОНКУРС КРОССВОРД ПО ТЕМЕ “ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА” (Приложение)
Подводятся итоги. Учащиеся выполняют тесты по теме “Опорно-двигательная система” (Приложение). Выставление оценок. Команде-победительнице вручаются медали.