Цель: обобщение и контроль знаний по теме “Царство растений”, привитие интереса к предмету, реализация межпредметных связей.
Оборудование:
- натуральные плоды, семена; рисунки, открытки растений;
- муляжи плодов;
- карточки с заданиями;
- приставка к компьютеру;
- фанты из игры “Монополия”;
- магнитная доска.
Оформление кабинета: На магнитной доске - рисунки (открытки овощей, фруктов, цветов, семян с заданиями. На столе вазы с натуральными фруктами и вазы с цветами. Музыкальное оформление – магнитофон и кассета с музыкой Вивальди “Весна”.
Учащиеся класса разделились на две команды, остальные - болельщики, которые могут принимать участие в игре, если на вопросы не отвечают члены команд.
Ход урока.
Учитель. Добрый день! Разрешите мне начать урок “Прощания с ботаникой”.
На улице весна – пробуждение природы. Лопаются почки, появляются листья
Слышен щебет птиц, в воздухе чувствуется приятная свежесть. Ярко светит солнце, прогревая, истосковавшуюся по теплу, землю.
Ученик снимает с магнитной доски рисунок “Весна” с заданием и читает.
На экране от компьютера появляются стихи о весне.
“Чьи эти строки?”
Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! (Евгений Баратынский) |
Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горной вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней – царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! (Аполлон Майков) |
Черемуха. |
|
Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Синеет в серебре. (Сергей Есенин) |
Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь густой валежник, Стали птицы песни петь И расцвел подснежник. (Самуил Маршак) |
За каждый правильный ответ - 5 баллов
С магнитной доски снимается рисунок фрукта с заданием. (3 балла)
“Отгадай загадку!”
Маленькая печка С красными угольками. (Гранат) |
Целый табун лошадей На одной привязи. (Виноград) |
Вкусны – оближешь пальчики - Оранжевые мячики. Но только в них я не играю, А неизменно их съедаю. (Апельсины) |
Этот вкусный желтый плод К нам из Африки плывет, Обезьянам в зоопарке Пищу круглый год дает. (Банан) |
Было зеленое платье атласное, Нет, не понравилось - Выбрала красное. Но надоело также и это - Выбрала платье синего цвета. (Слива) |
Формой яблоко иль груша. Этот плод приятно кушать. Ароматный, твердый, с юга, Угощу таким я друга. (Айва) |
На ветки – конфетки С начинкой медовой, А кожа на ветке - Породы ежовой. (Крыжовник) |
В желтеньком улье Пчелки уснули, Сбились в клубок, А в стенках медок. (Дыня) |
Следующий конкурс. “Чудо-овощ!”
Из команды один учащийся отгадывает название овоща по данным определениям. Определения называют учащиеся другой команды. Затем меняются местами. Каждый назвавший определения получает 1 балл, отгадывающий овощ – 3 балла.
Водяной, черный, красный, сладкий, горький, острый, душистый, молотый, болгарский … (перец)
Зеленая, круглая, хрустящая, сочная, цветная, питательная, вкусная, белокочанная… (капуста)
Бордовая, круглая, вытянутая, сочная, вареная, витаминная, сахаристая, пузатая … (свекла)
Маленький, большой, пупырчатый, зеленый, сочный, салатный, кислый, маринованный, горький…. (огурец)
“Кто лишний?”
На экране появляются строчки с заданием. Учитель зачитывает их. Представители команд отвечают по порядку на вопросы.
Однодольное растение – это:
лилия, горох, капуста, картофель.
2.Двудольное растение – это:
пшеница, лук, фасоль, тюльпан.
3. Соцветие корзинку имеет:
морковь, подсолнечник, вишня, пшеница.
4. Соцветие головку имеет:
ромашка, вишня, рожь, клевер.
5. Тройчатосложный лист у:
шиповник, акация, каштан, клевер.
6. Пальчатосложный лист у:
горох, акация, каштан, клевер.
За задание – 2 балла.
С магнитной доски снимается следующий рисунок “Лист” с заданием. На экране появляются вопросы. За правильные ответы – 1 балл.
Конкурс “Дальше, дальше …”
- Хлебный злак, из которого делают пшено. (Просо)
- Мамонтово дерево или … (Секвойя)
- Это растение кормит, одевает, лечит, наказывает. (Крапива)
- Назовите родину чая. (Китай, Бирма)
- След белого человека. (Поддорожник)
- Абрикос сушеный с косточками. (Урюк)
- Сушеный виноград без косточек. (Кишмиш)
- Культурная лещина. (Фундук)
- Земляной орех. (Арахис)
- Медовое дерево. (Липа)
- Самое высокое дерево (Эвкалипт царственный)
- Водное растение с огромными листьями. (Виктория)
- Символ Ливана. (Кедр)
- Кукуруза или… (Маис)
- Символ Канады. ( Клен)
- Европейская маслина или … (Олива)
- Самый быстрорастущий злак. (Бамбук)
- Водяная чума или … (Элодея)
- Анютины глазки или …. (Виола)
- Символ Японии. (Хризантема)
- Самый сладкий злак. (Сахарный тростник)
С доски снимается рисунок “Цветок” с заданием.
Конкурс “Споемте, друзья …”
Предлагается исполнить командам известные песни (первые две строчки) о цветах.
Вариант. Учитель начинает первые две строчки, а учащиеся продолжают. За каждую песню – 2 балла.
- Ромашки спрятались, поникли лютики …..
- Лютики – цветочки …
- Миллион, миллион, миллион алых роз ….
- Белые розы, белые розы ….
- Ландыши, ландыши …
- Травы, травы, травы не успели …
- Золотится роза чайная, как бокал вина …
- Лепестки сирени, пять их или три …..
- Три розы белых, белых, лягут на стол …
- Желтые тюльпаны вестники разлуки …
- Подведение итогов игры.
- Подсчет баллов и выставление оценок.
Литература.
- Лернер Г.И. Ботаника – тесты, задания, контрольные работы. 6 – 7 класс.1998г.
- Дмитров Е.Н. Ботаника – познавательные задачи и их решения.1996.
- Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. Волгоград. 2001.