Конкурсно-познавательная игра «Эти забавные птицы» проводится в декаду биологии в два этапа. Для проведения игры нет необходимости подбора жюри, подсчёт правильных ответов ведётся по жетонам, за каждый правильный ответ – команда получает жетон, по количеству заработанных жетонов определяется команда – победитель. Первый этап – отборочный этап проводится внутри класса. Класс делится на 4 команды. В ходе игры определяется команда победительница, которая будет представлять класс в финальной игре между классами.
Второй этап проводится между командами победителей от каждого класса.
Для проведения игры составляется два сценария!
Цели проведения:
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- расширение кругозора;
- воспитание любви к родной природе и бережного отношения к птицам;
- формирование умения играть в команде, уважать каждого члена команды,
- выполнять правила игры.
Возраст участников – ученики 6-х или 7-х классов ( параллель 4 класса).
Подготовка к игре.
1. Класс делится на четыре команды. Деление проводится так – учащиеся стоят по периметру класса и по очереди называют времена года (зима, весна, лето, осень). Первая команда – те учащиеся, которые назвали слово «Зима», вторая – «Весна», третья – «Лето», четвёртая – «Осень».
2. Созданные команды во внеурочное время выбирают себе капитанов, название, придумывают девиз, рисуют эмблемы.
3. Каждая команда выполняет творческую работу, составляет Азбуку птиц (названия птиц расположены по алфавиту).
4. Рисуют плакат «Защитим пернатых друзей!» и готовят его защиту.
Место проведения – кабинет биологии, парты раставлены для работы четырёх групп.
Оборудование и оформление:
- буквы на доске «Эти забавные птицы»,
- иллюстрации «Птицы»,
- плакаты «Защитим пернатых друзей!», творческие работы «Азбука птиц»,
- четыре стола и стол для ведущего,
- карточки ребусы, раздаточные материалы,
- кроссворд,
- фонограммы «Голоса птиц», «Звуки леса – песни птиц»,
- жетоны - ПТИЧКИ для подсчёта правильных ответов, грамоты и призы для награждения.
Сценарий 1. «Первый отборочный этап игры «Эти забавные птицы».
1. Организационное начало игры.
Звучит фонограмма «Звуки леса – голоса птиц».
Игроки рассаживаются в классе.
2. Вступительное слово учителя.
Из всех наземных позвоночных животных птицы один из самых разнообразных классов. Учёные насчитывают сейчас примерно 8600 видов птиц. Из них около 750 видов встречаются в нашей стране. Все птицы теплокровные животные. Тело покрыто перьями. Передние конечности превратились в орган полёта – крылья. Почти все птицы умеют летать, а у тех, которые летать не умеют (пингвины, страусы, киви) всё равно есть видоизменённые крылья. У пингвинов крылья – плавники, позволяющие плыть со скоростью 10 м/с. Птицы могут быстро и долго бегать. Быстрее всех – страусы. Австралийский страус бегает со скоростью 31 км/ч, а наша перепёлка – до 15, 5 км/ч. Самые быстрые летуны – стрижи, скорость до 170 км/ч. Ласточки по сравнению с ними «тихолёты», скорость 50-60 км/ч. Птенцов птицы выводят из отложенных яиц. Значение птиц в природе и жизни человека очень велико. Птицы разносят семена растений, некоторые опыляют растения, поедая вредных насекомых и зверей, семена сорняков, они приносят пользу сельскому хозяйству. Некоторые вредят с/х, переносят болезни. Домашние птицы обеспечивают человека продуктами питания. Пение птиц доставляет огромное наслаждение и удовольствие.
3. Сообщение темы конкурсно-познавательной игры.
Сегодня мы проводим первый отборочный этап конкурсно-познавательной игры «Эти забавные птицы», проверим свои знания, получим новые, будем учиться играть в команде, уважая право каждого игрока на принятие решения. Оценивать ваши знания будем жетонами, за каждый правильный ответ команда будет получать жетон-ПТИЧКУ, какая команда наберёт больше всех ПТИЧЕК, та и, станет победителем полуфинальной игры и будет представлять ваш класс на финальных играх.
Первый конкурс «Представление команд».
Команды выстраиваются у доски, представляют своего капитана, название, девиз, эмблему.
Второй конкурс «Разминка – кто больше знает птиц»
Каждая команда по очереди говорит название птицы, на какой команде цепочка обрывается, та и получает жетон, повторы исключены, учитывается внимание и дисциплина в команде, умение выслушать соперника и распределить порядок ответов в команде.
Третий конкурс «Песни о птицах»
Команды по очереди называют строчку песни, где названа птица, например: «Малиновки заслышав голосок», «В роще пел соловушка там вдали», «У дороги чибис, у дороги чибис», «Розовый фламинго, дитя заката», «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», «Я - ворона, я – ворона» и т. д. , причём первой начинают команды каждый раз разные (по порядку по кругу). На какой команде ответы заканчиваются, та и получает жетон.
Четвёртый конкурс «Что за прелесть эти сказки». Игроки называют сказки, где сказочный персонаж – птица». Например, «Лиса и тетерев», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Соловей» и т. д.
Пятый конкурс «Отгадай ребус».
Капитаны команд разыгрывают по одному ребусу и в команде готовят ответ, та команда, которая первой угадывает, выходит к доске, при оценке учитывается быстрота и правильность ответа.
Ребусы:
1. | 2. | 3. | 4. |
С 3 Ж | ЛАС . | 40 а | О ва |
(СТРИЖ) | (ЛАСТОЧКА) | (СОРОКА) | (СОВА) |
Шестой конкурс «Отгадай зашифрованное название птицы».
Названия напечатаны на карточках, которые вытягивают капитаны и в команде готовят ответ.
- ницаси, лубьго (синица, голубь)
- рокасо, шкукаку (сорока, кукушка)
- вейлосо, ровона (соловей, ворона)
- бейрово, рецскво (воробей, скворец)
Седьмой конкурс «Музыкально-театральный – «Кто как поёт и передвигается».
На доске под номерами расположены иллюстрации птиц (гусь, утка, ворона, курица, воробей, петух). Капитаны команд вытягивают карточку с номером птицы, вся команда готовит выступление, исполняя песню и характерные движения птицы. Победителя выбирают сами дети. Каждая команда называет понравившееся выступление соперников, лучшая команда получает жетон.
Восьмой конкурс «Словообразование».
Каждой команде от названия птицы образовать фамилию людей. Например: птица – Птицын, курица – Курочкин, орёл – Орлов, павлин – Павлинов и т. д. Команда, которая последней называет фамилию, при обрыве цепочки ответов, получает жетон-птичку. Повторы исключаются.
Девятый конкурс – конкурс капитанов
«Узнай птицу по фотопортрету».
Капитаны вытягивают 1 карточку (цветные фотографии птиц: иволга, оляпка, фазан, венценосная цапля, утка-мандаринка, даурский журавль, скворец) и пытаются узнать птицу, если капитан затрудняется, то ему помогает команда.
Десятый конкурс «Игра на внимание «Найди ошибку».
Командам быстро зачитывается строфа стихотворения, они должны назвать, что не птица.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки….
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, галки и чижи, аисты, стрижи, лебеди и совы, дятлы и коровы…
Одиннадцатый конкурс «Почему так птицу назвали».
Капитаны вытягивают карточку с названием птицы, в команде готовят ответ.
Карточки:
канарейка – привезли с Канарских островов у берегов Африки;
глухарь – во время токования ничего не слышит;
воробей – за воровство крошек его бьют;
мухоловка – вечером ловит мух у стада коров и овец.
Двенадцатый конкурс «Выбери один ответ».
1. Почему у совы широкое лицо?
а)чтобы лучше видеть;
б)чтобы лучше слышать;
в)для красоты и солидности.
Широкое лицо у совы из-за двух перьевых лицевых дисков
Вокруг глаз. Это не глаза у совы такие большие, а … уши. Диски – звукоуловители, передающие сигналы во внутреннее ухо.
2. Укакой птицы гнездо с искусственным подогревом?
а) у страуса; б) у курицы; в) у утки.
Гнездо с подогревом – инкубатор для высиживания птенцов научились делать сорные куры с океанических островов. Сгребают кучу из мусора, когда мусор загниёт (достигнет температуры 30 градусов), тогда и откладывают в кучу яйца. Из мусорной кучи позднее, уже оперившиеся птенцы выскакивают и разбегаются кто куда.
3. Кто из птиц лучший танцор?
а) павлины; б)гуси; в)журавли.
Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, выведение птенцов. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивают крыльями. Это особый танец – танец весны.
4. Зачем страус голову в песок прячет?
а)от страха;
б)освобождается от паразитов, блох;
в)разыскивает пищу.
Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает настоящие песочные ванны.
Тринадцатый конкурс. «Живые синонимы».
Капитаны команд получают карточки. Необходимо подобрать названия птиц, чтобы получились выражения, употребляемые в сравнении с людьми.
Например, «мокрый» (беспомощный), как курица (мокрая курица).
Какая команда первой справится с заданием получает жетон.
Мудрый, как … (ворон)
Задиристый, как … (петух)
Вороватый, как … (сорока)
Важный, надутый, как … (индюк)
Длинноногий, как … (цапля)
Глазастый, как … (филин)
Взгляд хищный, как у … (ястреба)
Взгляд зоркий, как у … (сокола)
Нос с горбинкой, как у … (орла)
Нос приплюснутый, как у … (утки)
Шея нежная, длинная, как у … (лебедя)
Величавая походка, как у … (павлина) (выступает будто пава)
Четырнадцатый конкурс. Кроссворд. «Названия птиц, оканчивающихся на КА»
Каждая команда получает карточку с кроссвордом, какая команда быстрее всех заполнит, правильно отгадав загадки, получает жетон.
Кроссворд.
7. ТРЯСОГУЗКА |
6. КАНАРЕЙКА |
5. ЛАСТОЧКА |
4. КУКУШКА |
3. ОЛЯПКА |
2. ГАЛКА |
1. УТКА |
Вопросы кроссворда:
1. Промысловая водоплавающая птица. (утка)
2. Самая обычная птица, живущая рядом с человеком. (галка)
3. Водяной воробей – птичка «подводник». (оляпка)
4. Птица, откладывающая яйца в чужие гнёзда. (кукушка)
5. Деревенская и городская быстрокрылая. (ласточка)
6. Домашняя певчая птичка с Канарских островов. (канарейка)
7. Серенькая птичка с чёрной головкой и грудкой, белым брюшком, при беге трясущая длинным хвостиком. (трясогузка)
Пятнадцатый конкурс. «Защита плаката»
Каждая команда заранее готовила плакат «Защитим пернатых друзей!» и его защиту «рекламу». За творческое задание каждая команда получает по жетону.
4. Итог игры . Подсчёт жетонов. Награждение грамотами и призами победителей.
5. Заключительное слово ведущего. Спасибо всем за игру. Судьба природы – судьба Родины! Человек в ответе за свои поступки. Каждый прожитый день – это день для будущих потомков. Птицы – наши младшие пернатые друзья. Помните, что они украшают нашу жизнь, оберегают нас, помогают нам дышать, спасая зелёные насаждения от вредителей. Больше птиц – радостнее жизнь. Почему человек должен заботиться о птицах? (ответы детей) время не прошло даром, что-то новое вы узнали. До новых встреч! Следующая финальная игра проводится через неделю.
Сценарий 2. Финал конкурсно-познавательной игры «Эти забавные птицы».
В финале принимают участие по одной команде-победительнице от каждого класса.
1. Организационное начало игры. Звучит фонограмма «Звуки леса». Игроки рассаживаются за столы, за каждой командой сидят болельщики, подготовившие плакаты поддержки.
2. Вступительное слово ведущего.
Среди многообразия живых организмов одним из наиболее интересных классов являются ПТИЦЫ. Птицы дороги нам как часть чудесной нашей родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызая плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая. Сегодня мы проводим финальную конкурсно-познавательную игру «Эти забавные птицы».
Первый конкурс «Представление команд».
Команды называют девиз, название команды, представляют капитана команды. Каждая команда получает жетон за творческий подход.
Второй конкурс «Марафон».
Каждая команда по очереди называет птиц, исключая повторы, выигрывает та команда, которая последней называет птицу. Победитель получает жетон.
Третий конкурс «Песни о птицах».
Команды по очереди называют строчку из песни, где есть название птицы. Команда, последней назвавшая песню, получает жетон.
Четвёртый конкурс «Литературный».
Команды по очереди называют сказки, где герои птицы - «Дикие лебеди», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка» и др. Команда последней назвавшая сказку, получает жетон.
Пятый конкурс «Узнай птицу».
Игроки получают карточки с зашифрованными названиями птиц.
1. ЛАНБАК | 2. КУТБЕР | 3. РАВЛЬЖУ | 4. ЛИНФИ |
ЦАЛИГОР | КАЛЯПО | ГОМИНФЛА | НИКВЯТСТЕР |
КАРОВКЕД | МОРОДОКЗИ | РИКОЛИБ | ЗЕНЬПОЛПО |
КАГАГАР | КАДЕЙИН | КАСЯНОВ | КАНЛИПЕ |
ОТВЕТЫ: | |||
1. БАКЛАН | 2. БЕРКУТ | 3. ЖУРАВЛЬ | 4. ФИЛИН |
ГОРЛИЦА | ОЛЯПКА | ФЛАМИНГО | СТЕРВЯТНИК |
КЕДРОВКА | ЗИМОРОДОК | КОЛИБРИ | ПОПОЛЗЕНЬ |
ГАГАРКА | ИНДЕЙКА | ОВСЯНКА | ПЕЛИКАН |
Команда, которая первой отгадает названия птиц, получает жетон.
Шестой конкурс «Словообразование»
Образовать фамилии людей от названий птиц.
Например: орёл – Орлов.
Рекламная пауза «Полезная информация» показ иллюстраций и гербариев данных растений
Названия птиц нашли применение и в названиях растений.
Мох – Кукушкин лён. Цветковые – Гусиный лук, Кукушкины слёзки, Вороний глаз, Ястребинка волосистая. Папоротники – Орляк обыкновенный, Страусник обыкновенный.
Седьмой конкурс – конкурс капитанов. «Чей это фотопортрет?»
Капитанам команд достаются фотографии птиц, они должны назвать птицу и сообщить, чем она интересна. 1. СОЙКА. 2. УДОД. 3. СИЗОВОРОНКА. 4. ВЕНЦЕНОСНЫЙ ЖУРАВЛЬ.
Первый ответивший получает жетон, если капитан затрудняется, ему помогает команда.
Восьмой конкурс «Объясни название птицы»
Команды получают карточки с названием птицы и пытаются объяснить её название.
1. БУРЕВЕСТНИК. (вестник бури, летает над просторами океана)
2. ПОГАНКА. (утка, питается рыбой, мясо имеет запах рыбы, «поганое мясо»)
3. КОЗОДОЙ. (питается на пастбище около скота, где много насекомых; легенда, что доит коз)
4. МАНДАРИНКА. (утка, за грудку оранжевого цвета)
Девятый конкурс «Составь пословицу. Объясни её значение»
Игроки получают перфокарту, где в разнобой написаны начало и окончание пословиц, необходимо соединить линиями, чтобы получилась пословица, объяснить её значение.
Аист на крыше - | а нужна ему зелёная ветка. |
Срубили кусты - | к тёплой зиме. |
Больше птиц - | мир в доме. |
Увидел грача - | прощай певцы. |
Поздний отлёт птиц | весну встречай |
Увидел скворца - | выше урожай |
Не нужна соловью золотая клетка, | весна у крыльца. |
Варианты пословиц: Аист на крыше - мир в доме. Срубили кусты - прощай певцы. Больше птиц - выше урожай. Увидел грача - весну встречай. Поздний отлёт птиц к тёплой зиме. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка. Увидел скворца – весна у крыльца.
Десятый конкурс «Загадки» За каждый правильный ответ команда получает жетон
1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. СИНИЦА.
2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. ЦАПЛЯ.
3. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ.
4. Ловит целый день жуков, ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает, под карнизом обитает. ВОРОБЕЙ.
5. Хвост серпом, голова с гребешком. ПЕТУХ.
6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. СОРОКА.
7. Ночью зряча, днём слепа, мышей ловит, а не кот. СОВА.
8. Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает. ЯСТРЕБ.
Одиннадцатый конкурс «Выбери ответ»
Из трёх предложенных ответов нужно выбрать только один.
1. Какая птица выводит зимой птенцов? (воробей, клёст, галка)
2. Какие птицы ночуют в снегу? (вороны, куропатки, филины)
3. Какие птицы совершают дальние перелёты?(полярные крачки, ласточки, журавли)
4. Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая?(синица, иволга, королёк)
Двенадцатый конкурс «Аудиовикторина – Голоса птиц».
Игрокам предлагается прослушать фонограмму голосов птиц, задание определить, кто поёт, ответы игроки записывают на карточках. По количеству правильно указанных птиц команды получают соответствующее число жетонов.
Звучат голоса птиц:
1. ВОРОНА,
2. КУКУШКА,
3. ГРАЧИ,
4. ВОРОБЬИ,
5. ГОЛУБИ,
6. ЖУРАВЛИ,
7. ДЯТЕЛ,
8. ПЕТУХ
Тринадцатый конкурс «Гонка за лидером»
Игроки должны быстро отвечать на заданный вопрос, если ответа нет, учитель считает до трёх и право ответа переходит следующей команде, за каждый правильный ответ – жетон.
1. Какие птицы прилетают к нам первыми? /ГРАЧИ/
2. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? /СТРИЖИ/
3. Где гнездятся скворцы? /В ДУПЛАХ, В СКВОРЕЧНИКАХ/
4. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? /КУКУШКА/
5. Как называется скопление птиц на скалах? /Птичий базар/
6. Какая птица разоряет гнёзда мелких птиц? /ворона, сорока/
7. Какие птицы самые пушистые? /совята/
8. Какая птица самая большая в мире? /африканский страус/
9. Какие птицы самые дружные? /чайки, ласточки-береговушки/
10. Какая птица живёт у нас только зимой? /снегирь/
11. Какие птицы курлычут? /журавли/
12. Кто летает выше всех и дальше всех? /орёл/
Четырнадцатый конкурс «Кто как поёт?»
1. Филин
а)охает;
б)ахает;
в)ухает?
2. Перепёлка
а)квохчет;
б)токует;
в) поёт?
3. Вальдшнеп
а)цикает;
б)стонет;
в)шипит?
4. Выпь
а)ревёт;
б)лает;
в)воет?
Пятнадцатый конкурс «Хищные и водоплавающие»
Игроки получают игровую карточку, где дан список птиц. Около каждой птицы надо поставить букву Х - если это хищная птица, и букву В – если это водоплавающая птица.
ЧЕГЛОК - Х | ЛУНЬ - Х | ГОГОЛЬ - Х | БЕКАС - В |
СКОПА – Х | ВЫПЬ - В | ОСОЕД - Х | КАНЮК - Х |
ЧОМГА - В | БЕРКУТ - Х | ЧИБИС - В | ГРИФ - Х |
По количеству правильно указанных птиц команды получают соответствующее число жетонов.
4. Подведение итогов. Подсчёт жетонов. Определение команды победителя. Награждение.
Всего в жизни знать невозможно, главное научиться познавать непознанное, научиться видеть вокруг себя интересное и стараться сохранить это интересное для других. Человек – творец природы! А природа – это кладовая солнца с её сокровищами жизни. Давайте сохраним то, что даёт нам жизнь – нашу матушку природу. Надеюсь, время, затраченное вами на игру, не прошло для вас даром, вы узнали что-то новое, и прежде чем совершить какой-то поступок, вы будете думать: «А надо ли это природе?» Главным для вас должен стать принцип – НЕ НАВРЕДИ!