«Береги русский язык». Внеклассное мероприятие для 5-х классов

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель:

  • Повысить осознание ценности русского языка и его роли в жизни.
  • Сформировать уважительное отношение к родному языку.
  • Развивать навыки грамотной речи и письма.
  • Показать красоту и богатство русского языка.
  • Побудить обучающихся к использованию правильного и красивого русского языка.

Форма: Интерактивное занятие с элементами игры и дискуссии.

Материалы:

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация
  • Компьютер с доступом в Интернет (для показа видео)
  • Карточки со словами и упражнения
  • Маркеры или ручки
  • Листы бумаги
  • Видео «Ералаш» №306 «Как бы»

Ход занятия

Приветствие и мотивация

Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, посвященный самому ценному, что у нас есть - нашему родному русскому языку. Как вы думаете, почему важно беречь язык?" (Дать время для ответов, записать несколько на доске)

Сергей Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете.
Если дела нету,
Слово-это ветер.
Слово улетает.
Не поймаешь снова…
Человек без дела-
Человек без слова!

Учитель: Какое же дело у нас с вами? Правильно: беречь русский язык. Ведь язык – это не просто набор слов. Это наша история, культура, способ общаться, выражать свои мысли и чувства. Давайте сегодня попробуем понять, насколько богат и важен наш язык и почему мы должны его беречь. Об этом говорится и в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «О государственном языке Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 20 мая 2005 года.

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года.

(В редакции федеральных законов

Статья 1. Пункты 3,6. В феврале 2024 г. внесены поправки в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», согласно которым при использовании русского языка как государственного недопустимо применение иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, которые зафиксируют в нормативных словарях.

Ученица рассказывает притчу о языке.

Притча об Эзопе и языке

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Учитель: Ученики нашего класса подготовили небольшую инсценировку, которую назвали «Прочь с дороги!» Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы после выступления ребят.

Прочь с дороги!

(Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьёт)

ЮЛЯ. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.

МАТЬ. Что за спешка?

ЮЛЯ. Да наш класс сегодня сдает …как это…макулатуру.

МАТЬ, Обед стоит на плите.

ЮЛЯ. Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест).

МИША (вбегает). Юля! Что ты так долго?

ЮЛЯ. Сейчас. Только попью. (Быстро встает) Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает из графина воду, пьёт). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

МАТЬ. Возьми куртку.

МИША, Куртку не стоит. Её можно испортить. Возьми лучше …как это…халат.

ЮЛЯ. Хорошо, я возьму халат.

(Юля и Миша уходят)

МАТЬ. Не могу понять, почему и Юля, и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и Интернетом пользуются, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

Заметили, ребята, сколько ошибок допустили ЮЛЯ и МИША в этой сценке?

Зрители отвечают.

(Появляются обучающиеся с табличками ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО и хором говорят: «Мы удивляемся, мы возмущаемся!» (Выступают, объясняя, какие ошибки допустили Юля и Миша).

Один из учеников подготовил нам упражнение. Послушайте его.

Цель:

  • Повысить осознание ценности русского языка и его роли в жизни.
  • Сформировать уважительное отношение к родному языку.
  • Развивать навыки грамотной речи и письма.
  • Показать красоту и богатство русского языка.
  • Побудить обучающихся к использованию правильного и красивого русского языка.

Форма: Интерактивное занятие с элементами игры и дискуссии.

Материалы:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер с доступом в интернет (для показа видео)
  • Карточки со словами и упражнения
  • Маркеры или ручки
  • Листы бумаги
  • Видео «Ералаш» №306 «Как бы»

Ход занятия

Приветствие и мотивация

Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, посвященный самому ценному, что у нас есть - нашему родному русскому языку. Как вы думаете, почему важно беречь язык?" (Дать время для ответов, записать несколько на доске)

Сергей Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете.
Если дела нету,
Слово-это ветер.
Слово улетает.
Не поймаешь снова…
Человек без дела-
Человек без слова!

Учитель: Какое же дело у нас с вами? Правильно: беречь русский язык. Ведь язык – это не просто набор слов. Это наша история, культура, способ общаться, выражать свои мысли и чувства. Давайте сегодня попробуем понять, насколько богат и важен наш язык и почему мы должны его беречь. Об этом говорится и в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ«О государственном языке Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 20 мая 2005 года.

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года.

(В редакции федеральных законов

Статья 1. Пункты 3,6. В феврале 2024 г. внесены поправки в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», согласно которым при использовании русского языка как государственного недопустимо применение иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, которые зафиксируют в нормативных словарях.

Ученица рассказывает притчу о языке.

Притча об Эзопе и языке

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Учитель: Ученики нашего класса подготовили небольшую инсценировку, которую назвали «Прочь с дороги!» Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы после выступления ребят.

Прочь с дороги!

(Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу. Мать шьёт)

ЮЛЯ. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.

МАТЬ. Что за спешка?

ЮЛЯ. Да наш класс сегодня сдает …как это…макулатуру.

МАТЬ, Обед стоит на плите.

ЮЛЯ. Суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Режет мясо, ест).

МИША (вбегает). Юля! Что ты так долго?

ЮЛЯ. Сейчас. Только попью. (Быстро встает) Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает из графина воду, пьёт). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

МАТЬ. Возьми куртку.

МИША, Куртку не стоит. Её можно испортить. Возьми лучше …как это…халат.

ЮЛЯ. Хорошо, я возьму халат.

(Юля и Миша уходят)

МАТЬ. Не могу понять, почему и Юля, и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и Интернетом пользуются, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

Заметили, ребята, сколько ошибок допустили ЮЛЯ и МИША в этой сценке?

Зрители отвечают.

(Появляются обучающиеся с табличками ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО и хором говорят: «Мы удивляемся, мы возмущаемся!» (Выступают, объясняя, какие ошибки допустили Юля и Миша).

Один из учеников подготовил нам упражнение. Послушайте его.

Приглашается зритель, вычеркивает слова-сорняки, читает получившийся текст.

Ученики нашего класса провели анкету, где назвали самые часто встречающиеся слова-паразиты в речи школьников. ВОТ они:

  • Как бы
  • Типа
  • Значит
  • То есть
  • Так сказать
  • Это самое
  • Как говорится
  • Реально
  • В курсе
  • Ну
  • Это
  • Как его
  • В смысле.

Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается в связи с недостаточной речевой культурой говорящего или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: прикинь, это самое, ну, ну вот, типа, не вопрос, как бы, без проблем, короче, в принципе, по–любому, практически, так сказать, в общем., значит, в общем-то, как его, прикольно,

Проанализировав различную литературу, интернет-ресурсы, проведя исследования среди учащихся и учителей нашей школы, мы сделали вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые искажают нашу речь. Говорящий человек их почти не замечает.

Не стоит забывать, такие распространенные междометия как «э-э-э-э-э», «а-а-а-а-а», нервное почесывание носа, потирание рук и так далее. Слова-паразиты, как вирус, может подхватить любой человек.

А теперь давайте посмотрим один из номеров детского журнала «Ералаш»
(серия №306 «Как бы»)

Дискуссия: "Почему надо беречь русский язык?"

Учитель: "А теперь давайте обсудим, зачем нам нужно беречь наш русский язык. Как вы думаете, что угрожает ему сегодня?" (Наводящие вопросы: использование иностранных слов, сленг, неграмотная речь, засорение языка.)

Учитель должен направлять дискуссию, помогая ученикам формулировать мысли и подчеркивая важность сохранения чистоты и красоты языка.

Можно использовать визуальные материалы (слайды с примерами некорректного использования языка, карикатуры на сленг).

Многие известные писатели прошлого обращались к потомкам, говоря о бережном отношении к языку)

Ученики читают высказывания. Например: И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, Н.В.Гоголя, С.Маршака, К.Паустовского и др.

Подведение итогов

Сегодня мы представляем вам правила, которые помогут сохранить уникальность русского языка. (Было проведено анкетирование среди обучающихся и выбрано несколько советов)

  • Правило 1. Заменять заимствованные слова: "ОКей" - "Ладушки", "Шоу" - "Представление", "Шопинг"- "Покупка".
  • Правило 2. Расширять свой собственный словарный запас. Ведь мы те, кто будет передавать знания более младшему поколению, мы те, кто сегодня формирует культуру 2030 годов!
  • Правило 3. Помнить (или познакомиться) о диалектизмах, архаизмах, историзмах и использовать их в своей повседневной речи.
  • Правило 4. Пропагандировать чистоту русского языка через социальные сети. Да прямо здесь и сейчас! Ведь каждый второй житель земли имеет профиль в одной из социальных сетей.
  • Правило 5. Найти время и написать своим родным или друзьям бумажное письмо. Ты не ослышался! Не позвонить по видеосвязи, не записать голосовое сообщение, а написать письмо, отправив его путешествовать по стране!
  • Правило 6. Читайте! Погружайтесь не в мир 3d реальности или фильмов с участием супергероев. Читайте Пушкина, Толстого, Каверина! Переживайте истории и погружайтесь в удивительный мир книги через своё собственное воображение. Ведь в вашей голове родится удивительная картина, созданная тобой, а не аниматорами или режиссёрами очередного фильма
  • Правило 7. Один раз в день познакомься с новым словом! С историей его происхождения и значения.
  • Правило 8. Не сокращай слова. Ведь так здорово, когда ты слышишь "Доброе утро" вместо "Здрасьте", или "Спасибо" вместо "Спс"!
  • Правило 9. Всегда совершенствуйся! Отключи т9 на своём телефоне, допусти ошибку, но исправь её самостоятельно, разобравшись почему данное слово пишется именно так!

Учитель: "Вот и подошел к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего? Какой вывод вы для себя сделали?" (Спрашивает несколько учеников, обобщает ответы)

Учитель: "Помните, ребята, русский язык – это наше богатство, и каждый из нас несет ответственность за его сохранение. Будем говорить и писать грамотно, любить и беречь свой родной язык!"

Музыкальное сопровождение (негромкая русская музыка)

Задание на дом: Предложить ученикам найти и записать пословицы или поговорки о русском языке.

В процессе урока важно:

  • Создать дружелюбную и непринужденную атмосферу.
  • Поддерживать активное участие каждого ученика.
  • Использовать наглядные материалы (видео, картинки, презентации).
  • Поощрять интерес к русскому языку и культуре.

Этот сценарий можно адаптировать в зависимости от уровня подготовки класса и времени, отведенного на урок. Желаю удачного и интересного занятия!