Цели урока:
- Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.
- Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.
- Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
Задачи урока:
- отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;
- отработать навык определения вида причастия по суффиксам.
Оборудование: презентация.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Слайд 1
1. Задание. Четвёртый лишний
- Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.
- Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный
2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце. Слайд 2
- Читающий
- Писать
- Читать
- Письменный
- Читательский
- Написанный
- Читая
- Напиши
3. Задание. Продолжите фразу. Слайд 3
1. Причастия отвечают на вопросы:
А) Как? Когда? Откуда?
Б) Какой? Какая? Какое?
В) Что делал? Что сделал?
Г) Что делая? Что сделав?
2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.

III. Изучение нового материала
Наблюдение.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Рассмотрите словосочетания:
- умывающийся малыш
- умываемый мамой малыш
- Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.
- Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.
- Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?
- Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
- Сравните свой вывод с информацией в учебнике.

Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Слайд 4
Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.
Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.
Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены.
Апельсины, положенные на стол - те, которые положены кем-то, - страдательное причастие.
К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.

IV. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику:
- Выполнение упражнений 102,103 устно
- Упражнения 104,105 письменно
Задание. Образуйте от глагола причастия и определите
Слайд 5
Однажды Маша разбила вазу.
Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»
Образуйте от глагола причастия: разбившаяся ваза и разбитая девочкой ваза
В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.
- Разбившаяся – это действительное причастие.
- Разбитая – это страдательное причастие.
Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.
- Состарившийся башмак - состарился САМ. Это действительное причастие.
- А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.
- Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.
- Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие.

Подсказка! Слайд 6
Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!
В настоящем времени
-ущ (-ющ) – I спр.
-ащ (-ящ) – II спр.
несущий, поющий, держащий, смотрящий
- ом (-ем) – I спр.
-им – II спр.
ведомый, читаемый ,гонимый
В прошедшем времени
-вш-, -ш-
прочитавший ,нёсший
-ен-, -енн-, -нн-, -т-
унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

Индивидуальное задание.
Работа по карточкам.
Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями
Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.
Действительные причастия | Страдательные причастия |
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.
Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.
Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий
Мяч разбивший окно влетел в комнату.
Разбитое мячом окно распахнулось.
Цифровой диктант. Слайд 7
- Оторванная пуговица
- Спящий ребенок
- Выполняемая работа
- Брошенный мяч
- Дующий с моря ветер
- Освещаемая улица
- Закрытая дверь
- Цветущий сад
- 9. Зависящий от обстоятельств
V. Подведение итогов урока
- Что-то новое узнали на уроке?
Рефлексия
- Что было легко?
- Что было сложно?
- Что было непонятно?
- Что понравилось?
Отвечают на вопросы.
- я умею различать действительные и страдательные причастия;
- я знаю суффиксы действительных и страдательных причастий;
VI. Задание на дом
П.16, упр.106