Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: жи-ши, ча-ща, чу-щу


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

Задачи:

  • актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
  • способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;
  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
  • проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Познавательные:

  • делать вывод на основе обобщения;
  • определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные:

  • слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.

Метапредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Ход урока

1. Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно,
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно.
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись, улыбнулись,
И ко мне все повернулись!

Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

2. Самоопределение к теме урока

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная
На ладошку села –
От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

3. Минутка чистописания

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

4. Оценивание (лист самооценки)

Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.

Слайд Учитель: Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

А вы согласны, что в слове снежинка:

  • 3 слога + (проговорите)
  • Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)
  • Ударение падает на 2 слог –
  • В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд)

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться? (слайд)

Учитель: жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками.

Что за правило мы сегодня повторяем?

5. Фонетическая зарядка

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

6. Закрепление

Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Как озаглавить?

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

- Возьмите карточку жёлтого цвета.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать? (прочитать текст)

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу)

Выполняем.

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Оцените друг друга на листах самооценки.

7. Физминутка (слайд) Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

8. Работа в парах

Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу.

Зада …, да …, лы …, … вёт, хо …, и …, ро …, …вель, …раф, …повник, пи…, …сы, ту …, …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (слайд)

Оцените себя на листах самооценки

Что за правило мы сегодня повторяем?

9. Какографическая минутка (работа в парах)

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?

Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

10. Рефлексия

Возвратимся в начало урока.

- Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

- Чему учились?

- Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке. Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

11. Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

  1. Придумать 10 слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу.
  2. Составить текст, в котором есть эти сочетания.

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!