Эффективные приемы развития критического мышления на уроке русского языка в начальной школе. Тема: «Правописание суффиксов -ик, -ек»

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, развитие критического мышления


Предмет: русский язык, 4 класс.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока

  • предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование и демонстрационный материал: карточки для групповой работы; компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» 4 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, презентация, эталон правописания суффиксов -ек, -ик, мультфильм «В стране невыученных уроков».

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.)

(диалог учителя и учащихся)

- Дети, вам тепло? (Да!)

- В классе светло? (Да!)

- Прозвенел уже звонок? (Да!)

- Уже закончился урок? (Нет!)

- Только начался урок? (Да!)

- Хотите учиться? (Да!)

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. И работая дружно, у нас все получится.

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4 мин)

Чистописание. Слайд 2

- Пишем соединение букв ищ ищ ищ (три раза)

- Из скольких букв состоит это соединение?

- Какие это буквы: строчные или заглавные?

- На что похоже это соединение? (На суффикс)

Игра с суффиксами. Слайд 3

- Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и увидела на картинках, что это ни кот, а…

- Котище

- Не слон, а…

- Слонище.

- Не дом, а…

- Домище.

Слайд 4

- Каким способом образованы новые слова? (Новые слова образованы при помощи суффикса, суффиксальным способом)

- Какой суффикс помог образовать новые слова? (Суффикс -ищ-)

- На что он указывает? (Суффикс –ищ- указывает на то, что предмет очень большой. (Преувеличительная окраска).

- Пропишите слова, обратите внимание на соединение и выделите суффикс.

- Пишем соединения букв ик, ек чередуясь.

- На что похожи эти сочетания букв, которые вы прописали? (Суффиксы)

Какую часть основы слова напоминает?

Слайды 5-8.

Прием «Найди верное выражение» (Слайд ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

Итак, поговорим о суффиксе.

Найди верное утверждение:

  • Суффикс - это маленькое слово.
  • Суффикс - это часть слова.
  • Суффикс служит для образования новых слов.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.
  • Суффикс стоит перед корнем.
  • Суффикс стоит после корня.
  • Суффикс не имеет значение.
  • Суффикс имеет значение.

- О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

- О суффиксе. (После корня он стоит, перед окончанием. Его я если заменю, другое слово получу).

- А какие другие части основы слова вы знаете? (Что входит в состав основы слова?)

- Расскажите о них. Эти знания помогут нам выполнить следующие задания.

- Давайте изобразим в виде графа всё то, что мы вспомнили о суффиксе. (Приём РКМЧП «Кластер»).

3. Выявление места и причины затруднения

Грамматическая зарядка. Слайд 10-12.

Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, луч..к, ореш..к.

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

- Объясните правописание орфограмм.

Слайд 13.

- Какие слова вызвали затруднение? Почему?

- Кто не записал последние слова? Что вы не смогли сделать?

- Кто правильно записал последние слова, каким правилом вы воспользовались? ( Не можем представить правило, по которому записали слово)

- Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях)

- Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

- В какой части слова встретились орфограммы?

- Безударную гласную в корне мы умеем проверять? (Сформулируйте эталон).

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило написания -ек, -ик.)

- В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

Знаем ли мы эту орфограмму?

Всегда ли в суффиксе пишется буква и?

Может быть вы встречали и знаете слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек?

Я знаю слово горошек, камушек, где в суффиксе пишется буква е - а значит суффикс -ек.

У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном слове пишется суффикс -ик, а в другом -ек? Когда же писать -ик, а когда -ек? Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим!

Слайд 14 (Мультфильм отрывок №1)

- Какая проблема встала перед Витей? (Витя не знал, как написать слова ключик и замочек)

-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему урока. (Правописание суффиксов -ек -ик.).

- Какие задачи мы будем решать на уроке.( Научиться писать слова с суффиксами -ек -ик, познакомится с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами -ек, -ик.)

Добавление в «Кластер» новой проблемы.

- Знаем ли мы как пишутся суффиксы -ек, -ик?

- Как мы можем узнать об этом? (Можно прочитать правило в учебнике, а можно самим вывести это правило).

- Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. Это интереснее)

Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и применяешь на письме.

Слайд 15.

- Итак, ребята, давайте выведем эталон о том, как правильно писать суффиксы -ек, -ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.

Чтоб вы смогли сами открыть эталон. Я предлагаю вам работать по плану.

На доске план:

  1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.
  2. Сравнить между собой группы слов.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
  4. Создать эталон о правописании суффиксов -ик, -ек.

- Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать.

5. Реализация построенного проекта

- Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните, что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю)

- Выполните план в группах. (Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов.)

  1. Прочитайте слова, каждого столбика.
  2. Исследование слов. Измените форму слов. Поставьте их в форму множественного числа.(Выдели корень и суффикс, рассмотри суффиксы).Определите значение суффиксов -ик,-ек.
  3. Сравните между собой группы слов. Определите, «Убегает» ли гласная в суффиксе. Сделайте вывод.
  4. Попробуйте изобразить свой вывод графическим сигналом.

Карточка № 1

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс –ек–.

Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

2 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик-, а когда суффикс -ек-.

сыночек – сыночка

столик - столика

цветочек – цветочка

прутик - прутика

кусточек – кусточка

ёжик - ёжика

Карточка № 3

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс -ек-.

билетик

(нет) кармашка

садик

 (нет) пенёчка

кармашек

(нет) садика

пенёчек

(нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик- , а когда суффикс -ек-.

ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс –ек–, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс –ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–.

4 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

Слайд 16 (Мультфильм отрывок № 2)

– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити? (Надо прочитать правило в учебнике.)

– Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 101. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

(- Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик–, а когда суффикс –ек–.

– Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик–, –ек–.)

6. Физминутка

- Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики,, с суффиксом -ек – приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, шарик, лесок, цветочек, дождик.

7. Составление алгоритма

- Давайте, попробуем вывести алгоритм, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. (Дети предлагают свои варианты)

- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. Что заметили? (На слайде порядок действий описан тот же, что мы предлагали)

Алгоритм. Слайд 17

  1. Измени по числам слово.
  2. Определи, «Убегает» ли гласная.
  3. Если да – пиши -ек. Если нет -ик.

- Смогли вы преодолеть затруднения? (Да)

- Что теперь вы можете делать? (Писать слова с суффиксами -ик, -ек.

Закончим составление «Кластера».

- Какой следующий шаг на уроке? (Научиться определять новое правило)

8. Физминутка для глаз

Слайд 18

9. Закрепление

А) Игра «Вставь нужный суффикс» Коллективная работа. Слайд 19

Б) Индивидуальная самостоятельная работа. Слайд 20

(взаимопроверка)

10. Итог урока. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть эталон написания суффиксов –ик, -ек?

- Удалось ли достичь цели?

- Кто из вас смог сам открыть новое знание? ( Докажите)

- Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

  • Я все понял, но у меня есть еще вопросы.
  • Я все понял, могу работать по эталону.
  • Я все понял, могу объяснить другим.

- Учащиеся оценивают себя.

- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правило дома, потренируемся в применении правила).

Д/З стр.101 выучить правило, упражнение № 172.

Слайд 21