Конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [р], [р`]. Буква Рр"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: согласные звуки, Буква Рр


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

  • познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом;
  • продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;
  • развивать воображение, память, мышление, обогащать словарный запас; расширять кругозор;
  • на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах, в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать умение выделять звуки [р], [р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв.

Метапредметные:

  • Регулятивные:
    • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
    • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
    • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
    • действовать по образцу и заданному правилу.
  • Познавательные:
    • развитие знаково-символических действий: моделирования;
    • умение перерабатывать полученную информацию;
    • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Коммуникативные: уметь осуществлять общение со сверстниками,
    • слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей,
    • обосновывать и доказывать собственное мнение.
  • Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная работа,
  • парная,
  • индивидуальная,
  • групповая.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент

Прозвенел и смолу звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

Проверка готовности к уроку: азбука, звуковые карточки, пенал, цветные карандаши)

II. Актуализация знаний

- Какой бывает наша речь? (устная и письменная). – Что такое устная речь? (когда мы говорим и слушаем)

- Что такое письменная речь? (когда пишем и читаем)

- Из чего наша речь состоит? (из предложений) Предложения? (из слов) Слова? (из слогов) Слоги? (из звуков)

- Чем отличается буква от звука?

Работа на ленте букв.

Почему на ленте синий и красный цвет? Чем гласные звуки отличаются от согласных?

- Какие буквы гласных звуков уже изучили? (а, о, у, ы, и)

- Какие буквы согласных звуков изучили? (н, с, т, к)

- Какую букву изучили последней? (т). Найти на ленте. Почему живет на нижнем этаже? (глухие звуки). Какие звуки обозначает? Девочки называют мягкий звук, мальчики твердый.

III. Создание проблемной ситуации. Формулирование цели и задач на урок

- А все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новыми звуками и буквой?

Загадки:

Тянет и дед её, тянет и внучка,
Бабка, и кошка, и мышка, и Жучка,
Пусть этот овощ и держится крепко,
С грядки все вместе мы вытянем (репку).

Эта рыбка из сказки,
Золотая ее окраска.
Все желания слушает и исполняет,
Как эту чудесницу называют? (золотая рыбка)

В сказке — в принца так влюбилась
Рыбьего хвоста лишилась
Девочку нам очень жалко
Эта сказка про …? (русалка)

- Повторить отгадки. Что общего? (сказочные герои, начинается на букву Р).

- Какой звук первый в этих словах? ([р], [р']).

IV. Формулирование цели и задач на урок

- Кто догадался, о чем сегодня будем говорить? Какая тема урока? Проверить в учебнике страницы 64–65.

- Какие задачи перед собой поставим?

  • Познакомиться с новой буквой.
  • Узнать, какие звуки обозначает эта буква.
  • Дать звукам характеристику.
  • Научиться читать слоги и слова с этой буквой.
  • Чтение текстов с новой буквой.

V. Работа над новым материалом

1) Звуковой анализ слов.

- Чтобы познакомиться со звуками, герои предлагают составить нам звуковые схемы слов: рыба на доске и на парте.

Один ученик составляет на доске, остальные на парте самостоятельно.

- Выделите первый звук в слове рыба.

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

- Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.

- Твердый он или мягкий? Какой гласный подсказывает? (звук [ы]). Каким цветом обозначаем? (синим)

- Это звонкий звук или глухой? (звонкий). Молодцы.

- Теперь давайте составим звуковую схему слова репа.

(один ученик составляет схему на доске, остальные на парте)

Проверка.

- Выделите первый звук в слове репа.

- Какой это звук – гласный или согласный?

- Почему он согласный?

- Верно, когда мы произносим звук [р], он встречает препятствие.

- Твердый он или мягкий? Каким цветом обозначаем? (зеленым)

- Это звонкий звук или глухой? (звонкий). Молодцы.

- Сравнение звуков [р], [р’]. Характеристика звуков – согласные, [р] – твёрдый, [р’] – мягкий, звуки - звонкие.

2) Физминутка.

- Какой сказочный герой приходит к нам на уроки, с которым мы разминаемся? (Крош)

Видеофрагмент.

3) Знакомство с буквой Рр.

- Согласные звуки [р], [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (показ).

- На что похожа буква Рр?

- Почему 2 буквы Рр? Когда пишется заглавная буква?

Где на нашей ленте букв будет жить буква Р? Почему?

- Какой персонаж пришел к нам в гости? (звукарик). Какую работу будем выполнять?

(Дети индивидуально раскрашивают звукарика на партах).

Взаимопроверка. Один ученик выполняет работу у доски.

- Кто выполнил работу без ошибок, встаньте. Молодцы.

Парная работа.

- Вспомним правила работы в парах. (работать должны оба, один говорит, другой слушает, свое недовольство высказывай вежливо, если не понял, переспроси).

- Зачеркните на своем листке картинки, в названии которых нет наших звуков [р], [р’], а те, в которых есть, обведите в кружок.

Проверка.

4) Чтение слогов по слайду.

Чтение слогов (прямых и обратных) хором и индивидуально.

- Девочки читают первый столбик, мальчики второй.

- Прочитайте слоги, где звук [р] – твёрдый, а теперь, где звук [р’] – мягкий.

ар

ра

ор

ро

ыр

ры

ур

ру

ир

ри

5) Игра «Составь слова».

На доске слоги и отдельные буквы. Составить и прочитать слова.

Ра - на, ро- са, ру – ка, ра – ки, ко – т, ро – т , но – ра.

- Сколько в словах слогов? Какое правило существует? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

VI. Итог урока

- С какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Где будет жить наша буква в звуковом домике?

- Все ли задачи мы с вами выполнили?

- Какие задачи у нас остаются на следующий урок?

VII. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните, какие сказочные персонажи приходили к нам сегодня на урок? (репка, золотая рыбка, русалочка, Крош).

- Ребята, давайте сделаем им приятное и подарим им подарок. У вас на партах лежат конверты. Возьмите их. Внутри конверта вы найдете яблочки трех цветов. Вам необходимо выбрать одно яблочко.

  • Зеленое - если вам было все понятно и интересно на уроке.
  • Желтое – если что-то еще не поняли до конца
  • Красное – если совсем ничего не было понятно и неинтересно.

- Поднимите ваше яблочко наверх. Давайте ваши яблочки соберем в корзинку и отправим нашим сказочным друзьям.

Молодцы! Вы все активно занимались на уроке. Спасибо всем за урок. Урок закончен.