Русский язык
-
Что значит быть свободным человеком? (по произведениям русской литературы) 2021
Цель урока: способствовать формированию культуры выбора у учеников в различных социальных ситуациях, нравственному воспитанию, стремления к самосовершенствованию; способствовать накоплению читательского опыта в процессе подготовки к написанию итогового сочинения, повторение приёмов анализа текста; способствовать развитию речи, мышления, умения делать выводы из прочитанного текста.
-
Что значит писать и говорить на тему 2010
Урок знакомит учащихся с понятием "тема текста". Повторяется изученное ранее о тексте: что такое текст, связь предложений в тексте, типы текста, широкие, общие и узкие темы сочинений. Воспитывается на уроке чувство любви к красоте окружающей природы, развивается интерес к поэзии и музыке.
-
Что изучает стилистика 2020
Данный урок знакомит обучающихся с понятием «стили речи», «стилистика», «речевая ситуация». На занятии формируются умения определять речевую ситуацию текста, видеть стилистические особенности текста, создавать тесты по заданной речевой ситуации.
-
Что обозначает глагол 2015
Урок знакомит с новым материалом, закрепляет ранее изученный. На уроке прослеживаются межпредметные связи с литературой, для работы используются произведения А.С. Пушкина.
-
"Что осталось от крылатых надежд?" (По повести И.С.Тургенева "Ася") 2012
Цель работы – развитие навыков работы с эпическим текстом на примере произведений И.С. Тургенева: повести "Ася" и стихотворения «Я шел среди высоких гор».
-
Что такое красота? 2010
На занятии у учащихся формируется художественное восприятие окружающего мира, расширяется кругозор, развивается устная и письменная речь. Дети учатся собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с красотой.
-
Что такое определение? 7-й класс 2011
Урок ставит своей целью познакомить учащихся с понятием определение, научить составлять развернутые определения и использовать разные типы в речи. В ходе урока учитель дает понятия словам "определение", "термины"; знакомит с языковыми моделями, позволяющими строить разные типы определений; дает понятия риторическим и научным определениям; учит составлять определения.
-
Что такое причастие. 7-й класс 2022
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения находить причастие в тексте, определять признаки глагола и прилагательного у причастия, способствовать формированию умения использовать причастие в речи.
-
Что такое родственные слова? 2022
Представлена презентация по теме "Что такое родственные слова?"
-
"Что такое текст. Признаки текста. Тема и идея. Типы текста" 2010
Распределение заданий в дидактических материалах осуществляется по уровням. Особенностью дидактических материалов является наличие заданий диагностического блока, которые содержат "ловушки", решение подобных заданий требует от учащегося глубокого осознания способа действия.
-
Что такое текст? 2008
Урок по теме: "Что такое текст?" ставит своей целью обобщить знания по теме "Текст", сформировать умения определять способы связи (параллельная, цепная) между частями текста; сформировать умения конструировать текст, используя известные способы и средства связи; совершенствовать навыки пунктуации и правописания.
-
"Что такое хорошо и что такое плохо?" Критерии культурной речи. Первое занятие из курса "Учимся говорить правильно" 2008
На занятии рассмотрены критерии культурной речи: богатство, уместность, точность, выразительность, чистота и логичность. На примерах из произведений И.С. Тургенева, А.П. Чехова и В.М. Шукшина учащиеся наблюдали за "работой" слова в тексте, определяли роль средств выразительности, используемых авторами. Сделаны выводы, что культурной речи можно научиться. Для того чтобы быть интересным собеседником, которого приятно слушать, надо иметь богатый словарный запас, уметь пользоваться выразительными языковыми средствами, не использовать в своей речи навязчивые слова и слова-паразиты.
-
"Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть" 2013
На мероприятии у учащихся формируются нравственные знания; развивается чувство товарищества и взаимопомощи; воспитывается вежливость, внимательность, уважение к людям.
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Чудодейственная сила глагола" (лингвистическое путешествие в 6-м классе) 2013
Урок в форме лингвистического путешествия помогает раскрыть роль глаголов в речи и художественном тексте, обогащает словарный запас учащихся, обобщает знания о глаголе, воспитывает интерес к изучению русского языка.
-
Чудодейственная сила глагола. 6-й класс 2010
Представленный урок предлагает отправиться в путешествие по стране "Глаголии". Таким образом, учащиеся знакомятся с чудодейственной силой глаголов (выявляется сила глагола в текстах; обогащается речь учащихся глаголами различных лексических групп).
-
"Шаг за шагом к успеху". Урок — закрепление темы "Синтаксис" (подготовка к ЕГЭ) в 8-м классе 2009
Современный урок невозможно провести посредством мела и доски, поэтому важным составляющим успешной подготовки к ЕГЭ является использование компьютерной технологии. Разработанный автором урок иллюстрирует применение мультимедийного проектора, компьютера в подготовке к ЕГЭ как один из эффективных способов достижения результативности.
-
Школа рекламиста. Урок риторики в 11-м классе 2011
В ходе урока осуществляется освоение способа создания рекламы книги и применения полученных знаний при самостоятельном составлении рекламы одного из произведений А.С. Пушкина.
-
Школьная газета как способ развития творческих способностей и информационно-коммуникативной компетентности учащихся 2014
Школьная газета "Прожектор" освещает учебный процесс школы, описывает события, мероприятия. Ребята, познакомившись с информационными технологиями, отрабатывают их при выпуске номеров газеты.
-
Школьная газета – одна из форм творческой деятельности 2008
Чтобы пробудить у ребёнка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика "на путь поиска и находок" (Т.В. Напольнова), часто повторяя при этом китайскую мудрость: "Я слушаю - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю". Всё это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объём некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
-
Школьная олимпиада по русскому языку для 8-го класса 2007
Данная работа представляет собой школьную олимпиаду по русскому языку для 8-го класса, как этап подготовки учащихся к окружному туру, проводимый в декабре. Олимпиада в одном из вариантов содержит вопросы по следующим разделам русского языка: "Лексика, фразеология", "Ударение", "Употребление языковых средств выразительности".
-
«Школьные мучения маленьких гениев». Классный час для учащихся 5-го класса 2010
Для большинства одаренных людей путь к признанию тернист, многие не находят в себе сил пройти его до конца. Первый и самый трудный барьер - школа с ее рутиной, натужной дисциплиной, амбициями учителей и законами школярского сообщества.
-
Школьные правила и языковая действительность 2007
Послереволюционный период работы ученых Казанской лингвистической школы отмечен целым рядом методических разработок, которые следуют за Василием Алексеевичем Богородицким и развивают его положения, оформленные в трудах: "Ученические ошибки на уроках русской диктовки в татарской школе", "О преподавании русской грамматики в татарской школе". В.А. Богородицкий занимался анализом ученических ошибок, исследовал школьные правила грамматики и анализировал, почему ученики совершают те или иные ошибки, что препятствует усвоению ими школьных правил. Сегодня в школе есть такие моменты, когда изучение правила не дает полных обоснованных ответов, приводя тем самым в тупиковую ситуацию учителей и учащихся.
-
Школьные частушки о здоровом образе жизни 2022
Автор собрал школьные частушки о ЗОЖ.
-
Школьный курс "Культура речи" 2010
Авторский курс направлен на повышение речевой культуры учащихся, то есть на освоение языка на уровне правильности и овладение качествами хорошей речи. В статье описывается программа курса в целом, рассказывается о специфике уроков культуры речи, приводятся примеры различных тренировочных и творческих заданий.
-
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5–6-е классы 2019
Каждому ребёнку, заинтересованному каким-либо предметом, необходимы индивидуальные задания. Именно этому способствуют олимпиадные задачи. Кроме того, задания предполагают работу с дополнительной литературой.
-
Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2014
Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.
-
Экзаменационная работа по русскому языку в 5-м классе 2010
Преподавание русского языка в нашем лицее ведется на основе программы В.В. Бабайцевой, и тесты составлены в соответствии с программой 5-го класса. Считаю, что такая форма проверки знаний – хорошая тренировка для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену.
-
Экзаменационное изложение: проблемы и возможные решения 2008
Статья знакомит с некоторыми практическими подходами к обучению учащихся написанию изложения.
-
Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2005
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.