Русский язык
-
Сочинение как способ развития речи на уроках русского языка и специфика сочинений 2025
Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, студентам филологических факультетов.
-
Обучение сокращению слов и понимания сокращений младших школьников как условие социализации личности 2025
Статья посвящена проблеме обучения младших школьников навыкам сокращения слов как одному из условий социализации личности в обществе. В статье обоснована социальная необходимость обучения школьников сокращению слов, дан обзор различных сфер использования сокращения слов школьниками в учебной деятельности и в общественной жизни. В статье предлагается комплекс правил и упражнений для формирования навыков сокращения слов у обучающихся в младшей школе. В статье сделан вывод о том, что формирование навыков сокращения слов и понимания сокращений способствует успешной социализации личности.
-
Методическая разработка: «Имя прилагательное как часть речи» 2025
Цели урока: познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи; развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи; развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления; прививать любовь к русскому языку.
-
Конспект урока русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тема: "Разделительный твердый знак после приставок". 7-й класс 2025
Цель урока: углубить знания учащихся о правописании Ъ после приставок.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2025
ЕГЭ, ОГЭ сегодня – неотвратимая реальность, и, наверное, каждый из педагогов продумал систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Неоценимую помощь в этом плане могут оказать учителю информационные и коммуникативные технологии. Прежде чем непосредственно перейти к тому, как я использую ИКТ при подготовке учащихся к экзаменам в новой форме, наверное, есть необходимость немного поговорить о теоретических основах, о создании мультимедийного урока.
-
Викторина по русскому языку "Язык родной, дружи со мной!" 2025
Цель викторины: прививать интерес к языку как средству общения, как к учебному предмету; повышать общую языковую культуру, развивать логическое мышление; расширять кругозор; воспитывать чувство коллективизма, поддержки и взаимовыручки.
-
Методическая разработка: "Имя существительное: собственное и нарицательное" 2025
К уроку русского языка во 2-м классе по теме "Имя существительное: собственное и нарицательное" представлена презентация.
-
Презентация "Падежные окончания имен существительных" 2025
К уроку русского языка в 3-м классе подготовлена презентация по теме "Падежные окончания имен существительных".
-
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова 2025
Цели урока: формировать навык грамотного письма слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова; развивать умение находить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и проверять их.
-
Местоимение как часть речи. 6-й класс 2025
Цели: дать понятие о местоимении как о части речи; научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять.
-
Открытый урок по теме "Наречия". Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2025
Цель урока: знать: правило написания Ь после шипящих на конце наречий; уметь: правильно писать наречия с шипящими на конце. Повторить: правописание Ь после шипящих в других частях речи.
-
Проект "Родное слово" 2025
Проект «Родное слово» был разработан с учетом возрастных особенностей учащихся 1-го класса (7–8 лет). Защита данного проекта классным руководителем проводится в течение нескольких лет по окончании учебного года в каждом первом классе. Рамки проекта с течением времени расширялись. Сначала он включал в себя небольшие исследования происхождения букв русской азбуки. Мероприятие являлось логическим завершением курса изучения русского языка в первом классе, включающем в себя период обучения грамоте и систематический курс русского языка, а также курс уроков литературного чтения. Но круг вопросов, которые ставили перед собой маленькие исследователи расширялся. В процессе работы над проектами первоклассники учатся определять темы для своих работ, ставить цели и задачи, работать с полученной информацией, проводить небольшие исследования, делать первые выводы.
-
Конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [р], [р`]. Буква Рр" 2025
Цель урока: познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке, читать слова с изученными буквами, работать с текстом; продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; на материале урока воспитывать любознательность, интерес к чтению, культуру труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах, в группах.
-
Читай играя 2025
Представленные упражнения позволяют ребятам учиться сосредотачиваться на задании учителя, увеличить скорость и продуктивность чтения. А ещё – упражнения делают чтение не монотонной скучной рутиной, а очень «живой», интересной игрой.
-
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [д–д'] и буква Дд» 2025
Программное содержание занятия: познакомить детей со звуками «д» и «дь», буквой Дд; упражнять в артикуляции звуков [д-д'], в умении дифференцировать звуки [д-т], [д'-т']; продолжать учить определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением по твердости и мягкости; совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов; учить писать печатную букву «Д»; развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, речь и мелкую моторику; расширять словарный запас.
-
Эффективные приемы развития критического мышления на уроке русского языка в начальной школе. Тема: «Правописание суффиксов -ик, -ек» 2025
Цели урока: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами -ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости.
-
Многоязычие (полилингвизм) в дошкольном возрасте: понятие, трудности, преимущества, рекомендации 2025
Двуязычные дети часто сталкиваются с необходимостью интегрировать две культуры, каждая из которых связана со своим языком. Исследование процесса формирования культурной идентичности у двуязычных дошкольников позволяет лучше понимать, как они воспринимают свою принадлежность к разным культурам и как это влияет на их самоощущение. Ранние годы являются критическими для подготовки к школе. Успешная интеграция в образовательную систему требует не только владения языком, но и развитых когнитивных и социальных навыков. Исследование двуязычных дошкольников помогает определить, какие факторы способствуют успешной подготовке к школьному обучению и как можно поддерживать этих детей на начальном этапе их образовательной карьеры.
-
Проблемно-поисковое обучения на уроках русского языка в школах пенитенциарной системы 2025
Проблемно-поисковое обучение представляет собой одну из актуальных и инновационных стратегий образовательного процесса, особенно в контексте школьного образования в пенитенциарной системе. Это методика, которая активно вовлекает обучающихся в процесс познания, позволяет им осмысливать информацию, анализировать и формулировать собственные выводы на основе решения конкретных проблем. В условиях, где традиционные методы обучения могут оказаться менее эффективными, проблемно-поисковое обучение открывает новые горизонты для преподавания русского языка в учебных заведениях для правонарушителей.
-
Воспитание любви к сказке как предпосылке приобщения ребенка к чтению 2025
Сказки являются неотъемлемой частью культурного наследия каждого народа. Они передают от поколения к поколению моральные ценности, традиции и обычаи. Воспитывая любовь к сказкам, мы сохраняем связь с нашей культурой и историей. Сказки оказывают значительное влияние на психическое и эмоциональное развитие ребенка. Они помогают детям справляться с тревогой, страхами и другими негативными эмоциями, а также развивают эмпатию и понимание социальных норм. Регулярное чтение сказок способствует развитию речевых навыков, расширению словарного запаса и улучшению понимания структуры повествования. Все это важно для успешного обучения в школе и освоения новых знаний. Сказки стимулируют воображение и творческое мышление. Дети, которые любят сказки, чаще проявляют склонность к творчеству и инновациям, что является важным качеством в современном мире.
-
«Береги русский язык». Внеклассное мероприятие для 5-х классов 2025
Цель урока: повысить осознание ценности русского языка и его роли в жизни; сформировать уважительное отношение к родному языку; развивать навыки грамотной речи и письма; показать красоту и богатство русского языка; побудить обучающихся к использованию правильного и красивого русского языка.
-
Подготовка руки к письму детей 4–5 лет: актуальность, цель, задачи, трудности, способы подготовки 2025
Подготовка руки ребёнка к письму – это важный этап развития мелкой моторики и координации движений, который закладывает основу для успешного обучения письму в будущем. В возрасте 4–5 лет дети активно развивают навыки, необходимые для письма, такие как удержание карандаша, рисование линий и форм, а также координация глаз и рук. Основная цель подготовки руки к письму у детей 4–5 лет заключается в развитии необходимых двигательных навыков и умений, чтобы ребёнок мог уверенно держать карандаш или ручку и выполнять простые графические задания (рисовать линии, круги, фигуры).
-
Урок-путешествие на остров «Русский язык» в поисках сокровищ. Обобщение пройденного. 1-й класс 2025
Цели урока: на основе изученного материала в 1-м классе повторить и закрепить умение ребят ориентироваться в изученном материале.
-
Действительные и страдательные причастия 2025
Цели урока: дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях; научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи; развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.
-
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 2025
Цель урока: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.
-
Методическая разработка проведения урока письма 2025
Настоящая методическая разработка содержит материал в помощь учителю русского языка для проведения урока развития речи или внеклассного мероприятия с целью возрождения традиции эпистолярного жанра и концентрации внимания обучающихся на ценностях родного языка. В ходе урока учащиеся получат навыки правильного написания письма и создадут собственные письма, адресованные своим друзьям, близким, родственникам.
-
Презентация к уроку русского языка в 1-м классе. УМК "Школа 21 века". Тема урока: "Функции мягкого знака" 2025
Представлена презентация к уроку русского языка по теме "Правописание разделительного мягкого знака".
-
Урок русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных» 2025
Задачи урока: развитие умений определять склонение имен существительных; развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости.
-
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Правописание разделительного мягкого знака". 1-й класс 2025
Представлена презентация к уроку русского языка по теме "Правописание разделительного мягкого знака".
-
Путешествие в страну сказок 2025
Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей.
-
Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы 2025
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.