Русский язык
-
Новые подходы к изучению словосочетания как синтаксической единицы на уроках русского языка 2007
Приступая к изучению словосочетаний в 5-м классе, я начинаю разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему словосочетание–предложение–текст. Пытаюсь убедить учащихся, что словосочетание – это не простое сочетание слов, а целая синтаксическая единица, которая состоит из главных и зависимых частей (компонентов), выраженных словами. Учащиеся должны усвоить, что слово и словосочетание выполняют в языке номинативную функцию, но выполняют ее по-разному (слово выполняет функцию названия, а словосочетание – называния), в речевом же общении осуществляется единый процесс названия, называния и коммуникации, которую выполняет предложение. Поэтому важно обратить внимание учащихся как на связь слов в словосочетании, так и на то, какая часть какой определяется и какой компонент к какому относится.
-
Новые слова на газетной полосе 2008
Урок имеет целью обратить внимание учащихся на проблемы состояния современного русского языка. Учащиеся исследуют лексику средств массовой информации, пополняют свой лексический запас, знакомятся с заимствованными словами, вошедшими в наш язык недавно; обсуждают целесообразность частого использования слов иноязычного происхождения в речи; составляют словарь новых слов, обращают внимание на слова, вошедшие в язык в результате изменения значения "старых" слов, образованные с помощью аффиксов; изучают, как публицистическая лексика существенно обогащается словами других стилей, просторечиями, жаргоном; проводят лингвистический эксперимент.
-
Новые технологии и разработки русского языка 2009
Лексикографическая область науки о языке всё чаще выходит из зоны контроля. Становится очевидным и тот факт, что ныне настала пора либо продолжить издание академического большого толкового словаря русского языка, либо начинать эту работу сначала.
-
Новый подход в преподавании русского языка и литературы 2023
На уроках русского языка и литературы автор статьи использует различные методы и приёмы, которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. К ним относятся: приём «Отсроченная отгадка», «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование», приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал», «Бортовой журнал», «Диктант на засыпку», «Чтение с остановками», прием «Ассоциаций», «Синквейн», «Незаконченные предложения», «Лингвистическая сказка», «Письмо с дырками», «Шаг за шагом», «Составление кластера», «Лови ошибку», «Мозаика», «Реставрация текста», «Тонкий и Толстый вопрос», приём «Фантазёр» (например, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, рисование обложек к литературным произведениям, художественное чтение, инсценировка художественного произведения, создание самостоятельных литературных произведений различных жанров, продолжение прочитанных художественных произведений и др.).
-
Номинативные предложения в поэтической речи 2012
Тема может быть использована учителем для подготовки занятия в курсе «Стилистика русского языка».
-
Нормативное построение словосочетаний 2012
Цель урока: закрепить сведения о нормах построения словосочетаний; отработать навыки правильного построения словосочетаний; разобрать задания ЕГЭ А1, А5, В3; развивать критическое и логическое мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
-
Нормативный русский язык как составляющая диалога 2010
Материалы занятия можно использовать в кружковой работе, а также на уроках развития речи. Конечно, в одном занятии невозможно охватить все проблемные вопросы по данной теме. Но наглядно показать важность владения нормативным русским языком как составляющей диалога вполне возможно. На занятии рассматриваются вопросы, касающиеся орфоэпических, лексических, грамматических и этических норм русского языка.
-
Нравственное и патриотическое воспитание 2010
Одной из целей изучения русского языка в средней школе является воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-
Нулевые морфемы и их значения 2007
В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят. Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки "Русского языка" интересными и нестандартными. Изучение русского языка - богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся.
-
О бессуфиксном способе словообразования в рамках подготовки к ЕГЭ 2011
Теме "Словообразование" в школьной программе выделяется определенное количество учебных часов, но большую часть времени обычно используют на изучение состава слова. Это необходимо и оправданно, т.к. орфографические ошибки в основном допускаются учащимися в правописании гласных и согласных в корнях, суффиксах и приставках.
-
"О великий и могучий" (Обобщающий урок по теме "Сложносочинённое предложение") 2011
Цели урока: совершенствовать знания учащихся о сложноподчинённых предложениях; развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать изученный материал; отрабатывать пунктуационные навыки; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий.
-
О воспитании интереса к урокам русского языка (из опыта работы) 2009
Русский язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. На примере изучения некоторых тем расскажу о том, как я пробуждаю интерес к урокам русского языка в своих учениках.
-
О гибких навыках и развитии их у младших школьников 2023
В статье затрагивается тема востребованности развития гибких навыков у современных школьников. Также предлагаются рекомендации родителям и педагогам в работе по развитию гибких навыков у младших школьников. Статья будет полезна родителям будущих первоклассников.
-
О глаголах со значением чувств 2012
Глагол – необыкновенная часть речи. Обозначая действие, глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных событий (действий), сопровождающих человека. В статье исследуются глаголы со значением чувств; на примерах классической литературы рассматривается сфера их использования и изменения, происходящие с многозначными глаголами с течением времени.
-
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся 2013
В настоящее время созданы все условия для целенаправленной работы по формированию речевых умений и навыков учащихся с ЗПР и у/о школьников. В программах уделено внимание коррекции и развитию речи. Рекомендованы документы: «Инструктивное письмо Министерства просвещения от 1.09.80г. №364-М»; «Методическое письмо Министерства просвещения от 5.03.1981 г. №70-М».
-
О ложном и истинном в творчестве писателей-фронтовиков Е.Носова, К.Воробьёва 2024
Проблема. Иносказательность и многозначность рассказа «Штырь» занимает в русской литературе 20 века значительное место, не изменяя своей сущности, но подвергаясь временным изменениям. В статье рассматривается композиционно-речевая структура дискурса писателей-курян XX века с вниманием к его эмоционально-экспрессивным словам и выражениям; даётся расшифровка рассказа «Штырь».
-
О некоторых возможностях совершенствования методики творческого диктанта на современном этапе 2006
В качестве материала для вставки в текст творческого диктанта мы выбрали имя прилагательное, т.к. это очень интересная грамматическая категория в лингвистическом отношении: с одной стороны, в стилистическом плане, прилагательное - наиболее "живописующая", выразительная часть речи, с другой стороны, прилагательное - показатель развития речи учащихся. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку они являются подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.
-
О некоторых особенностях преподавания русского языка в колледже. На примере вводных уроков 2015
Вводный материал для учащихся колледжа рассчитан на одну пару (90 минут). Рассматриваемые вопросы: язык как средство общения и форма существования национальной культуры; язык и общество; язык как развивающееся явление; язык как система; основные уровни языка; русский язык в современном мире; язык и культура; отражение в русском языке материальной и духовной культуры народа; понятие о русском литературном языке и языковой норме; язык и речь; основные требования к речи; культура речи; языковая норма.
-
О необходимости повышения качества знаний школьников по русскому языку 2011
Существует проблема падения уровня языковой грамотности среди населения России. Среди причин – сокращение часов на преподавание русского языка и литературы, невнимательное отношение к слову средств массовой информации, часто неэффективные формы и методы проведения уроков. Меры по повышению качества знаний: воспитание человека в любви к русскому языку, применение новых технологий в обучении, развитие интереса к учению.
-
О положительном опыте изучения проверяемых безударных гласных в корне слова 2003
Проблема правописания безударной гласной в корне связана с абсолютизацией фонетического способа проверки. Для решения данной проблемы нужно использовать и графический способ проверки, т.е. реализовать все возможности, которые объективно существуют в языке.
-
О прогнозировании и корректировании результатов итоговой аттестации по русскому языку 2009
Методика, предлагаемая автором, позволяет проследить динамику состояния качества знаний и умений по темам русского языка относительно каждого учащегося и всего класса; служит учителю эффективным инструментом для организации деятельности по подготовке к ЕГЭ; позволяет прогнозировать и корректировать результат итоговой аттестации.
-
О пчелках, о меде и о русском языке 2011
Урок проводится в школе, активно внедряющей в практику обучения и воспитания здоровьесберегающие технологии. Рассказывая о пчеловодах, учитель пропагандирует здоровый образ жизни, доводит до сведения учащихся, что работа с пчелами трудоемкая, но интересная и полезная, а продукты пчеловодства необходимы для здоровья. На уроке обязательна работа со словарями. Одна из задач урока – формирование орфографических умений и навыков учащихся. На уроке дети повторяют различные виды разборов слов.
-
О развитии языкового чутья подростка 2015
В статье поднимается важный вопрос о развитии языкового чутья подростка, систематизации знаний и умений в области родного языка на основе осознания семантической сущности изучаемых явлений и совершенствования грамматического мышления, заключающегося в способности опознавать и выделять морфемы, учитывая их смысловую характеристику.
-
О роли обобщающего повторения 2013
В статье подробно рассказывается о роли обобщающего повторения, в частности, дается поуровневая типология. Кроме того, подробно рассмотрен вопрос о систематизации и обобщении материала при повторении с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.
-
"О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки", 5-й класс 2008
Уроки раздела "О языке" в 5-м классе помогают осознать тесную связь славянских языков, развивают ассоциативное мышление и информативную культуру, речь учащихся. Совершенствуются умения работы с лингвистическим текстом; морфемного и лексического разборов. Активизации восприятия помогают формы электронной презентации, эвристической беседы, различные виды анализа. Закрепляются навыки определения темы, основной мысли, ключевых слов, изложения. Занятия закладывают основы системной работы по изучению истории языка.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
О формировании коммуникативной компетенции старшеклассников в контексте предпрофильного образования 2012
В статье идёт речь об интерактивном подходе к формированию коммуникативной культуры, открывающем возможности для самореализации тем, кто не сумел проявить себя на уроке.
-
О формировании орфографической грамотности учащихся 2010
Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными орфографическими навыками, однако анализ результатов ЕГЭ, опыт, накопленный за последние годы, говорят о том, что одним из слабых мест подготовки выпускников по родному языку является низкая орфографическая грамотность. Статья помогает развить грамотность и орфографическую зоркость у учащихся.
-
О функциональных стилях речи 2020
Функциональные стили речи – это объективно существующие разновидности общенародного языка, исторически сложившиеся. социально-обусловленные, характеризующиеся совокупностью языковых средств, удобных для выражения содержания в данной сфере общения.