Русский язык
-
Изучение темы "Глагол" с учетом межпредметных связей 2007
В статье предпринята попытка обобщить опыт проведения школьных уроков и представить систему заданий, апробированную на практике, по теме "Виды глагола", изучаемой по учебнику М.Т. Баранова в 5-м классе. Предлагаемые задания составлены исходя из трудностей и направлены на их преодоление.
-
Самореализация студентов в условиях творческого сотрудничества преподавателя и будущего учителя 2007
Данная работа представляет собой самоанализ педагогической деятельности по данной проблеме на протяжении пяти лет в условиях педагогического училища. Автор использует технологию сотрудничества в становлении будущего учителя.
-
Лабораторная работа по русскому языку 2007
Лабораторная работа - одна из разновидностей самостоятельной работы. Её задачи - выработать практические умения в употреблении и квалифицированном анализе языковых явлений, обучать приёмам языкового анализа текста. Во время проведения используются карточки-инструкции с алгоритмическими предписаниями для организации поисковой деятельности обучающихся, а в качестве исследуемого материала - тексты не только классиков, но и авторские. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" - пример лабораторной работы в 8-м классе.
-
Тема урока: "Имена существительные общего рода". 6-й класс 2007
На уроке русского языка в 6-м классе дети учатся определять род несклоняемого имени существительного.
-
Программа элективного курса по русской словесности "Изобразительные возможности русского языка" 2007
Элективный курс "Изобразительные возможности русского языка" решает следующие задачи: расширить обучающие возможности уроков русского языка; восполнить пробелы в обучении школьников; научить пользоваться речевыми стилями; расширить активный и пассивный словарный запас учащихся; развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников; сформировать умение глубокого анализа текста; помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по профильным предметам; повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь учащимся увидеть красоту, богатство языка, вызвать желание сделать свою речь яркой, попробовать силы в поэтическом творчестве.
-
Наблюдение над языковыми явлениями и элементы исследовательской работы при изучении разрядов имен прилагательных в 6-м классе 2007
При изучении ряда тем, в числе которых – "Разряды имён прилагательных", школьный учитель может испытывать затруднения, так как их изложение в учебниках для общеобразовательных учреждений противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно. Предлагаемые уроки позволят избежать излишней категоричности в освещении спорного лингвистического вопроса, развить у детей осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры облегчить их понимание и запоминание, научат учащихся наблюдению над языковым явлением с опорой на личный опыт, помогут выработать навык взаимодействия в группе.
-
Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека" 2007
В статье представлен конспект урока словесности, посвященного выяснению роли изобразительно-выразительных средств. Урок реализует возможность приобщения к произведениям искусства, способствует воспитанию внимательного отношения к слову, развитию творческого воображения через частичный лингвистический анализ художественного текста, создание проблемной ситуации и др.
-
Тема урока: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ЕГЭ) 2007
Автор предлагает план-конспект урока комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на примере анализа текста «О колокольном звоне» (№ 58) из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Наряду с повторением сложных вопросов различных разделов языкознания, совершенствованием навыков правописания, обобщением и расширением сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю, во время урока отрабатываются тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.
-
Тема урока: "Все о деепричастии" 2007
Урок русского языка в 7-м классе обобщает и систематизирует сведения о деепричастии и деепричастном обороте.
-
Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007
Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.
-
Занятие на тему: "Очерк" (из курса "Теория и практика написания сочинений") динамической группы "Гуманитарий" в 10-м классе 2007
Занятие на тему "Очерк" динамической группы "Гуманитарий" направлено на овладение нормами русского литературного языка, на развитие связной монологической речи и коммуникативных навыков, на стремление к достижению цели. Урок способствует развитию творческой деятельности с выбором разнообразных жанров письменных работ. В целях сотрудничества и следования единой задаче для подведения итога урока учитель использует собственную письменную работу, выполненную в жанре очерка-исповеди.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Понятие об односоставных предложениях" (по УМК под ред. В.В. Бабайцевой). 5–11-е классы 2007
Урок русского языка по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой с применением компьютерных технологий. Цель данного урока - подвести учащихся к пониманию термина "односоставное предложение". Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление и овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи. Для закрепления материала используется компьютерный тест, который приводится в двух вариантах: компьютерном и безмашинном. Урок рассчитан на 45 минут.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях" 2007
Урок русского языка в 6-м классе с элементами театрализации, где объяснение нового материала проходит в форме сказки, которую инсценирует творческая группа учеников. Затем ребята знакомятся с зарифмованным правилом. Закрепление проводится в форме состязания между I и II вариантами:<br> 1. "Будь внимателен". Работа с табличками.<br> 2. "Подставь местоимение". Работа с предложениями к картинам В.М. Васнецова.<br> 3. Сочинение-миниатюра по опорным словам и устойчивым словосочетаниям, в которые входят отрицательные местоимения.
-
Учим писать по воображению… (развитие связной речи на уроках русского языка) 2007
Во вступительной части рассматриваем вопрос: какую роль играют уроки развития речи в формировании творческих способностей учащихся, в развитии воображения, памяти и т.д.? В основной части предлагается вариант урока на тему «Слушая "Осеннюю песнь" П.И. Чайковского». В заключение статьи опубликовано несколько творческих работ, которые являются результатом данного урока.
-
Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007
В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.
-
Интегрированный урок по геометрии и русскому языку в 8-м классе на тему: "Четырехугольники. Причастие" 2007
Урок проводится в 8-м классе с применением компьютера. На занятии обобщается и систематизируется материал, изученный по теме "Четырехугольники". Попутно повторяются сведения о причастиях, полученные ранее. Учащиеся решают геометрические, лингвистические и логические задачи.
-
Уроки по теме: "Морфемика и словообразование". Орфография в 10-м классе с использованием ИКТ 2007
В статье представлены конспекты шести уроков, указаны оборудование, программное обеспечение и интернет-ресурсы, необходимые для их проведения. В приложении находится презентация "Состав слова и словообразование". Уроки 1–2 актуализируют теоретические знания учащихся по теме, служат отработке алгоритма морфемного и словообразовательного разбора слов. Уроки 3–4 содержат материал повышенной сложности для закрепления навыков морфемного и словообразовательного разбора слов, готовят к выполнению заданий ЕГЭ по указанной теме. Уроки 5–6 – практикум по орфографии и проверочный тест трёх уровней сложности по всему материалу изученной темы.
-
Интегрированный урок-мастерская в 8-м классе по русскому языку. Работа над текстом № 1 экзаменационного изложения 2007
Цели урока: обобщить знания учащихся об односоставных предложениях; подготовить детей к написанию изложения; воспитывать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
-
Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе) 2007
Урок проводится с целью сбора материала к защите проекта по теме. Учащиеся создают собственные тексты различных жанров публицистического стиля, используя концептуальную схему слова война, памятки. Каждая группа получает задание: написать небольшой текст в определенном жанре. 1-я группа пишет рецензию на книгу Е.В. Евграфовой "Живые – помните"; 2-я группа – эссе на тему: "Что несет в мир война?"; 3-я группа – репортаж с конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Никто не забыт, ничто не забыто"; 4-я группа – интервью с участником Великой Отечественной войны.
-
Словосочетание как синтаксическая единица языка 2007
Данный урок строится по типу "комбинированный" и предполагает знакомство учащихся со словосочетанием как номинативной синтаксической единицей языка, имеющей свою структуру и выполняющей определенные функции. Материал урока поможет учащимся не только в закреплении знаний о данной единице, но и в вычленении словосочетаний из предложений и в определении их функции. Одна из главных задач уроков русского языка - развитие речи учащихся, поэтому такие уроки способствует развитию высокой культуры, развитию речи во всех ее формах: внутренней (устной) и внешней (письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. На уроке учащиеся вспоминают и расширяют свои знания о структуре словосочетания: знают, что различают три типа – простые, сложные и усложненного типа, а узнают о монопризнаковых и полипризнаковых, а также о таком понятии, как "парцелляция". Работая с микротекстом, учащиеся определяют функциональную роль словосочетаний.
-
Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Правописание числительных – орфография на уроках математики" 2007
Числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Это очень интересный морфологический материал, так как цифры "знают" и "говорят" о многом, поэтому важно научиться правильно употреблять числительные (писать и произносить их) в собственной речи, использовать полученные знания на других предметах, в частности на уроках математики, - это цель нашего занятия. Урок направлен на развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности через использование разных видов работ; вспоминая правописание числительных, расширяем круг слов для запоминания, повторяем математическую терминологию.
-
Обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Синонимы" 2007
Формирование навыков по определению лексического значения синонимов, смыслового и стилистического отличия синонимов в тексте, умению употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.
-
Урок-практикум по теме: "Обособленные обстоятельства". 8-й класс 2007
Цель урока: работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме; продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи, внимания, воображения, прививать любовь к окружающей нас природе, к слову.
-
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Как написать письмо?" 2007
Цель данного урока развития речи – популяризация эпистолярного жанра и письменной корреспонденции, а также привлечение внимания к проблеме сохранения культурного наследия. Большинство выпускников, изучавших в школе русский язык, не в состоянии написать без посторонней помощи грамотное заявление, письмо, обращение в различные инстанции. Данная поурочная разработка ориентирована на выработку практических навыков написания письма, учитывая цель и адресата, знакомит с историей и разновидностью писем.
-
Языковая минутка в процессе формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе 2007
Прочному запоминанию способствуют разнообразные методы и приёмы работы на уроках русского языка. Однако большинство из них не решает задачу комплексной и систематической отработки орфографических навыков. Чаще задания урока полностью подчинены его основной тематике, то есть конкретному правилу, тогда как повторение отходит на второй план. Языковая минутка удовлетворяет всем перечисленным выше условиям формирования орфографической зоркости и решает многие другие задачи обучения и воспитания. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания, занимательные задачи языковых минуток, тонко учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти, а также позволяют отрабатывать навыки самопроверки и взаимопроверки. Кроме того, языковая минутка становится ещё и связующим звеном в уроке, обеспечивая плавный переход от повторения к главной теме.
-
Развитие речи по картине И.К. Айвазовского "Черное море" с применением ИКТ. 7-й класс 2007
В программе по русскому языку в каждом классе значительное количество времени выделяется для специальных уроков по развитию речи, куда входят и сочинения по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный вид работы как для учащихся, так и для учителя. Отсутствие качественных репродукций заставляет отказываться от знакомства с интереснейшим жанром сочинений. Появление видеоуроков по искусству "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий) позволяет найти решение этой проблемы.
-
Тема урока: "Живой язык" (из опыта преподавания русского языка в средней школе) 2007
Чтобы уроки русского языка не превратились в “натаскивание” на определенные правила и закрепления, чтобы язык действительно стал “живым”, необходимо помогать учащимся увидеть и понять законы, по которым он функционирует и развивается. В работе представлены образцы письменных заданий по развитию речи и формированию представлений о языке как сложной развивающейся системе.
-
Тема урока: "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской 2007
Совершая увлекательное путешествие в страну Лингвинию, на загадочный остров Диалектов, пятиклассники открывают для себя удивительные слова живой русской речи, учатся владеть родным языком, познавая его новые тайны. Разнообразные формы работы на уроке служат развитию речи и расширению кругозора учащихся, помогают детям поверить в себя, создают ситуацию успеха. Учащиеся приходят к пониманию, что на уроках русского языка они учатся не только грамотно писать, но и излагать свои мысли, познавая национальную культуру русского народа, а значит, быть патриотами.
-
Тема урока: "Безударные гласные в корне слова" 2007
Правописание играет решающую роль в становлении личности. Недооценка значения орфографии составляет главную причину безграмотности. Самыми распространенными и устойчивыми являются ошибки на правописание безударных гласных в корне слова. Практика подтверждает, что эффективными способами достижения навыков грамотного письма являются систематическая тренировка, выполнение разнообразных упражнений не только в рамках программы, но и в течение всего учебного года, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка 2006
Представленный урок демонстрирует процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на ступени профильного обучения (10-й класс, социально-гуманитарный).