Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель начальных классов что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен!
Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.
Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт педагогов России, построив свою систему работы , я могу с уверенностью утверждать: использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.
Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от дифференцированного подхода подачи этого материала, чтобы каждый ребёнок мог работать в зоне ближайшего своего развития.
На уроках русского языка я стремлюсь к тому, чтобы у детей не было скучных и грустных лиц, а глаза светились огоньком жажды познания.
Использовать дифференцированный подход на уроках русского языка я начинаю с первого класса. Предварительную работу веду на уроках письма, для слабых учеников предлагаю задания вида: выбрать нужную букву из предложенных букв и вставить, чтобы получилось слово. Слабые дети на первых этапах записывают слова по образцу, а сильные дети “переводят” печатные слова и тексты в письменный вид. Письмо под диктовку тоже дифференцирую: сильные ученики записывают под диктовку слово или предложение, а слабые пишут первую букву слова, затем слог и лишь потом целиком слово и предложение.
Дифференциацию на уроках русского языка веду по четырем основным направлениям:
- По уровню сложности заданий на одно правило.
- По категориям отрабатываемых правил.
- По уровню развития письменной речи.
- По уровню овладения видами разборов.
1. По уровню сложности заданий на одно правило.
При изучении любого правила и его отработке на практике, выполняя упражнения, детям предлагаю задания различного уровня сложности.
Например, при изучении темы “Безударные гласные” для слабых детей даю задания к любому упражнению, включенному в учебник на эту тему: “Вставь в слова пропущенные буквы и подчеркни их”, а для сильных: “Вставь безударную гласную и запиши проверочное слово, обозначь ударную и безударную позицию звука”.
Для слабых детей на уроках закрепления и повторения предлагаю карточки на те правила, на которые они больше всего допускают ошибки. Задания для слабых детей даю такого вида: “ Вставь нужную букву и объясни свой выбор”. Сильные дети выполняют задания вида: “Прочитай текст, исправь ошибки, объясни правильность написания”.
2. По категориям отрабатываемых правил.
Для отработки знания правила предлагаю детям проверочную работу, где слабые дети из перечисленных правил на разные темы с недостающими словами (2-3 правила) выбирают нужное правило или дополняют нужное правило (данное) недостающими словами.
Например, тема “Безударные гласные в корне”.
Для слабых детей задание: “Вставьте нужное слово в правило (устно) и выбери вариант ответа по теме”.
а) Чтобы проверить написание слов с ……… в корне слова, надо изменить слово так или подобрать однокоренное, чтобы после …….. слышался гласный звук.
б) Букву … … в корне слова проверяют ударением: изменяют слово или подбирают однокоренное слово так, чтобы этот … оказался ….
Для сильных детей даю задание: “Прочитай утверждения, выбери нужное.”
а) Букву безударного гласного в корне слова проверяют ударением: изменяют слово или подбирают однокоренное слово так, чтобы этот гласный оказался ударным.
б) Написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением, следует уточнять по орфографическому словарю и запоминать.
в) Букву безударного гласного в корне слова никогда не проверяют ударением.
3. По уровню развития письменной речи.
Задания по развитию письменной речи на обучающих этапах тоже носят дифференцированный характер.
а) Слабые дети выбирают заголовок к тексту из предложенных заголовков, а сильные озаглавливают текст самостоятельно.
б) Работая над деформированным текстом, слабые дети определяют последовательность предложений, а сильные из слов составляют предложения и определяют последовательность самостоятельно составленных предложений.
в) При работе над планом слабые дети сначала пользуются готовым планом, а сильные составляют план с помощью учителя, затем самостоятельно.
г) Работы творческого характера, где требуется придумать продолжение текста или составить текст из данных частей, сильные дети выполняют самостоятельно, придумывают продолжение текста, слабым детям предлагаю несколько вариантов продолжения текста или готовых текстов, они записывают понравившийся.
4. По уровню овладения видами разборов.
При изучении различных видов разбора, слабым детям предлагаются более легкие варианты заданий, чем сильным.
Например, разбор по членам предложения.
Слабым: найди предложения, в которых неправильно подчеркнуты члены предложения.
Сильным: запиши предложение, разбери их по членам.
Живет в лесу интересная птица.
Утором в мою открытую форточку врывается бойкое щебетание воробьев.
Маша вынула из альбома фотографию.
Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.
Разбор по составу.
Слабым: Помнишь ли ты порядок разбора слов по составу? Допиши пропущенные слова.
1.Прежде всего выделяем в слове ___________ . Для этого нужно ____________ это слово. Часть слова, которая будет меняться и есть _____________ . Часть слова без _________ это основа.
2. Теперь находим ______________ . Для этого подбираем к слову _________ слова.
Общая часть родственных слов и есть __________ .
3. Выделяем, если в слове суффикс. Для этого смотрим, что стоит между ___________ и _________ . Проверяем, есть ли выделенный суффикс еще в каких-нибудь словах .
4. Проверяем, есть ли в слове _____________ . Для этого смотрим, есть ли часть слова перед ________ . Проверяем, есть ли выделенная приставка еще в каких-нибудь словах.
Сильным: вспомни правила разбора слов по составу.
Данные слова разбери по составу: березка, подснежник, зарисовки.
Чтобы не упустить ошибки и достижения каждого ученика веду дневник учета достижений, где по результатам проверочных и самостоятельных работ, предложенных детям, фиксирую результаты их выполнения.