Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому очень важно сделать урок русского языка радостным и интересным, способным активизировать творческие силы ученика, ставить его перед ситуацией выбора, принятия им самостоятельного решения.
Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи. Игровые моменты могут возникать на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т.д.
Задания для турниров могут готовиться не только учителем, но и учащимися заранее. Например, дома дети подбирают примеры из стихотворений, иллюстрирующие то или иное правило, формулируют на их основе задания и на уроке предлагают их игрокам команды- соперницы, составляют кроссворды, орфографические лото, подходящие к теме данного урока, готовят сигнальные карточки, необходимые для устной работы, находят эпиграфы к уроку. Таким образом, уже заранее учащиеся проделывают достаточно объемную работу по теме, “разжигая” в себе интерес к уроку и стремление победить в игре. В конце урока, чтобы снять напряжение и усталость, проводится проверка знаний с помощью шахматных часов. Методика этой проверки проста. У часов работают по одному представителю от команды, которые нажимают кнопку часов, если считают ответ верным. Главный судья – учитель. За 4-5 минут успевает ответить весь класс. Вопрос по теме может задать любой, но лишь в том случае, если сам знает на него ответ.
Для примера я предлагаю план завершающего урока русского языка в 6 классе по теме “Имя существительное”. Урок, приоритетными задачами которого будут применение полученных знаний и отработка умений, проводится в форме игры. Целью является повторение следующих орфограмм, изученных в 5 и 6 классах по теме “Имя существительное”: правописание падежных окончаний, буква “ь” на конце после шипящих, суффикс разносклоняемых существительных, закрепление умения определения рода несклоняемых существительных. На уроке реализуются развивающие функции обучения: уделяется особое внимание развитию таких качеств как внимание, воображение, мышление, самоконтроль, самооценка, память, воспитательные задачи решаются на мотивационном уровне. Используются следующие формы учебной деятельности: распределительный диктант, работа с сигнальными карточками, выборочный диктант, кроссворд, самодиктант, морфологический разбор, логическая задача. Деятельность на уроке организует как учитель, так и учащиеся (представители команд, члены жюри), в учебном коллективе используются разные типы взаимодействия: парное, групповое, индивидуальное, коллективное. Урок-игра способствует установлению демократического стиля общения учителя с учащимися.
Классу за неделю сообщается тема урока, даются задания: подобрать эпиграф и демонстрационный материал к теме урока. Учащиеся заранее делятся на 2 команды, каждая из которых выбирает капитана и выдвигает по представителю в члены жюри, затем выполняет домашние индивидуальные задания.
ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНИХ ЗАГОТОВОК:
а) Капитаны команд предлагают варианты эпиграфов к теме урока “Имя существительное”.
Побеждает команда, представившая в качестве эпиграфа слова Льва Успенского “Имя существительное – хлеб языка”.
Члены команды аргументируют выбор эпиграфа, приведя следующие данные:
“О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных”.
------------------------------------------------------------
б) Первая команда в качестве демонстрационного материала представляет чтение наизусть стихотворения А. Фета “Шепот, робкое дыханье…”.
Чем примечательно это стихотворение?
(Оно состоит почти из одних существительных: из 22-х слов – 14 существительных).
Вторая команда подготовила инсценировку отрывка из пьесы Д.И. Фонвизина “Недоросль”:
Правдин: (взяв книгу)… Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана неделю дверь стоит еще не повешена: так та покамест существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное,
Потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
--------------------------------------------------------
Учитель: “Правильно ли Митрофан определил имя существительное?
Что же такое существительное?”
-------------------------------------------------------
Проводится конкурс на лучшее знание правила.
---------------------------------------------------------
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГ.
----------------------------------------------------------------
2. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Учитель диктует слова, члены первой команды записывают существительные, относящиеся к 3 склонению, а члены второй – все остальные.
Мышь, задач, карандаш, задач, тишь, дрожь, камыш, сокровищ.
Учитель: “Какую орфограмму вы повторили, выполняя это задание?
Вспомните, когда на конце существительных после шипящих не пишется ь?”
ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ЖЮРИ.
3. РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
(ребята для устной работы используют карточки с буквами И, Е)
Учитель: “Вы должны поднять карточку с той буквой, которая соответствует букве в окончании диктуемого существительного: на площади, по дороге, на пристани, к станции, в сочинении, в классе. Какие существительные вам не встретились в этом диктанте?”.
(Разносклоняемые)
4. САМОДИКТАНТ.
Первая команда должна поставить любые 5 разносклоняемых существительных в родительный падеж, а вторая команда – в дательный.
----------------------------------------------------------------
ЖЮРИ ПРОВЕРЯЕТ ЗАДАНИЕ.
5. ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.
Учащиеся вспоминают пословицы, в которых встречаются разносклоняемые существительные, и комментируют их написание, определяя у них падеж, суффикс и окончание.
(Потерянного времени не воротишь. Большого пламени не задуешь. Нет тяжелее бремени, чем безделье.)
----------------------------------------------------------------
6. КРОССВОРД.
Учащиеся в ответах на вопросы кроссворда должны использовать только несклоняемые существительные.
Вопросы кроссворда:
- Название одной из Российских футбольных команд (“Динамо”);
- Мастерские по ремонту паровозов (депо);
- Напиток из семян шоколадного дерева (какао);
- Сорт цветных ниток для вышивания (мулине);
- Парный танец (танго);
Учитель: “К какому роду относятся эти существительные? Аргументируйте свой ответ”.
7. САМОДИКТАНТ.
За 3 минуты записать как можно больше несклоняемых существительных и определить их род.
Первая команда записывает несклоняемые существительные - названия птиц, животных. Вторая – географические названия.
(Динго, кенгуру, какаду, шимпанзе; Батуми, Сухуми, Баку, Дели, Чили,Онтарио, Миссисипи.)
Учитель: “Объясните, как определяли род этих существительных”.
8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
– Я часто встречался с Зегерс.
О ком идет речь? Как вы определили?
К доске приглашаются по одному представителю от команды, которые должны, используя предлоги, поставить существительные, написанные на карточках, в какой-либо косвенный падеж.
Задание для представителя первой команды: Войнич, Гюго, Холмс.
Задание для второй команды: Твен, Лондон, Стешенко.
-----------------------------------------------------------
9. РАЗМИНКА (устная работа).
Пока представители команд работают у доски, остальные соревнуются в подборе подходящих по смыслу прилагательных к называемым существительным: магистраль, вестибюль, рояль, тюль, кофе, авеню.
10. БЛИЦ-ТУРНИР.
Учитель: “Умница ты моя”, - сказала мама.
“Можно ли определить, к кому обращается мама? Почему?”
(Нет, так как умница – это существительное общего рода.)
Используя существительные общего рода, подобрать к диктуемым словам синонимы.
Приглашаются по одному участнику от команд.
Члены жюри помогают фиксировать их ответы на шахматных часах.
Драчун – забияка, лентяй – лежебока, часто плачущий человек – плакса, человек, любящий сладкое, – сластена, грубый, невоспитанный человек – невежа, человек, любящий поспать, – соня.
-----------------------------------------------------------
11. ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
Пока проходит блиц-турнир, по одному члену команд находят в написанных на доске предложениях, среди двух одинаковых слов, имена существительные и аргументируют свой выбор.
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
12. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
(Выполняют на листочках все члены команд, затем сдают их на проверку членам жюри).
13. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Капитаны, по очереди называя существительные с разными орфограммами, изученными в теме “Имя существительное”, проводят словарный диктант из 20 слов. В случае затруднения капитанов им на помощь приходят члены команд.
Тем самым повторяются орфограммы: буквы е, и в падежных окончаниях, правописание суффиксов существительных, слитное и раздельное написание не с существительными, буква “ь” после шипящих на конце существительных. Если класс недостаточно хорошо подготовлен к такому виду работы, можно в качестве подсказки использовать начерченные на стандартном листе схемы этих орфограмм. Вместо словарного диктанта можно использовать тест. Листочки с работами сдаются на проверку учителю.
14. ВЫВОД ПО УРОКУ.
15. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ.
Выставляются оценки всем участникам соревнования, в том числе и членам жюри. К следующему уроку подводятся итоги словарного диктанта.