Урок-кроссворд "Чудный остров" (урок на основе личностно ориентированного подхода)

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Как из букв составляются слоги, а из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения. (Апполоний Дискол)

Они превеликую подают светлость содержанию, а ежели бы их не было, то б невозможно сыскать подлинный разум во всяком содержании… (Василий Кириллович Тредиаковский)

Урок проводится после изучения тем: “Словосочетание. Предложения. Виды предложения по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Предложения с одним главным членом. Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения” (учебник под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта).

Цели:

1) образовательная – обобщение полученных знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”, отработка навыков построения словосочетания, предложения; нахождения главных членов и второстепенных; отработка навыка постановки знаков препинания на конце предложения; усвоение классификации предложений по цели высказывания и по интонации; проверка знаний терминов;

2) воспитательная – выработка умения анализировать свою работу: отмечать достижения; выявлять то, что вызвало затруднения, обдумывать причины неудач; воспитание интереса к предмету;

3) развивающая – развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, творческого воображения.

I. На перемене звучит песня “Чунга-чанга”. Как только прозвенел звонок, учитель приветствует ребят и обращается к ученикам:

- Друзья мои! Только что звучала веселая песня о чудо-острове “Чунга-чанга”. Наверное, и вам захотелось оказаться на острове, где жить легко и просто: “жуй кокосы, ешь бананы!”? Но если честно, я думаю, интересней отправиться на какой-нибудь таинственный остров, где можно будет испытать себя. Верно?! Предлагаю отправиться в путешествие на один из островов Лингвистики.

- Вспомните, пожалуйста, что такое “лингвистика”?

- Молодцы! Ну что ж, в путь! Не забудьте взять с собой самый ценный багаж – знания! Ведь цель нашего путешествия – проверка знаний.

- Закройте, пожалуйста, глаза. Слышите, море шумит? (звучит запись) Наше путешествие начинается.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

- Ребята! Узнали эти строчки?

- Молодцы! Действительно, сегодня будут звучать строки из этой замечательной сказки А.С. Пушкина.

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят!

- Да и мы уже оказались на чудном острове. Интересно, кто здесь хозяйничает?!

(Появляется “некто”)

- Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать! Вы попали на один из островов лингвистики. Здесь расположились два государства: самые главные, самые важные! Попробуйте узнать, что это за остров и кто его обитатели. Вы сможете благополучно вернуться домой, если правильно заполните кроссворд (учитель объясняет ребятам, как работать с кроссвордом).

- Мы готовы! Уважаемый, представьтесь, пожалуйста!

Я изучаю связи слов
И знаю их предназначение,
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить … (кашляет)
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания!

(Убегает)

- Куда же вы?

- Государственные дела!

- Ну вот, убежал! Ребята, а вы узнали его? Запишите, пожалуйста, имя хозяина этого острова в кроссворд под № 2.

- Да вот беда! Что за слово этот таинственный правитель хотел произнести, когда закашлял? Помните, как звучало начало строки? (“Я вам всегда помочь готов из слов построить…”). Запишите, пожалуйста, это слово под № 11.

- Ребята, вы, конечно, уже догадались, на каком чудном острове мы оказались. Действительно, чудо-остров! Смотрите, а это что за пара?

Мы ходим парою всегда,
Но не равны у нас права,
Ведь слово главное всегда
С зависимым шагает.

- Узнали? Запишите, пожалуйста, название этой пары под № 4. Термины старайтесь писать без ошибок!

- А давайте-ка, и мы поиграем в нашу любимую игру “Найди пару!”

(У ребят листочки со словами, нужно составить словосочетания).

(Пары выбегают к доске, ребята задают им вопросы: Кто у вас главный? Вы словосочетание? Докажите! Глагольное или именное? Назовите средства грамматической связи).

Получатся следующие словосочетания: красная девица, в сени вышел, пустились во дворец, обрадовать отца, шлют гонца, тайно бросить, море синее, сгибает лук, злую долю, посадили в бочку, морские камни.

Остались слова: синее, небе – они не могут быть словосочетанием, т.к. нет грамматической связи!

Учитель: Друзья мои! Взгляните, пожалуйста, на иллюстрацию к этой замечательной сказке и попробуйте восстановить запись.

(На доске записано предложение, некоторые слова в нем закрыты листочками, знаки препинания отсутствуют).

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

- Предлагаю потренировать память. Повторите, пожалуйста, пушкинские строки.

- Ребята, предложение-то мы восстановили, но выглядит оно неважно без … (учитель “обрывает” фразу, т.к. вбегают жители острова).

Учитель: Извините, а вы кто такие?

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Другой бьет его по плечу):

Я на страницах вверх тормашками стою,
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу! (Звучит речь третьего):

На крохотное ушко надета завитушка,
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.

(Убегают, на доске оставляют знаки).

Учитель: Узнали? Друзья мои! Значит, на этом острове расположились еще и знаки препинания! Вспомните, пожалуйста, кто управляет ими. Запишите под № 6.

- А теперь вернемся к восстановленному предложению, наведем пунктуационный порядок. Данное высказывание завершим (точкой). Посмотрите на строение этого предложения, чем оно интересно? Из скольких простых оно состоит? Следовательно, без какого знака не обойтись? Отметьте его под № 1.

- Ребята! Нас только что навестил восклицательный знак. А как называются предложения с этим знаком?

- Взгляните, пожалуйста, на листочках записаны цифры от 1 до 6. Послушайте предложение, определите его вид по интонации. Если оно восклицательное, поставьте “+”, невосклицательное – “-”. Готовы? Удачи!

1. Ты волна моя, волна!

2. Не губи ты нашу душу!

3. Выплесни ты нас на сушу!

4. Караул!

5. Пристают к заставе гости.

6. Люди из моря выходят

И себе дозором бродят!

- Обведите, пожалуйста, сплошной линией клеточки с “+”. Что получилось?

- Удивлены? А вы знаете, что восклицательный знак раньше назывался “удивным”, “удивительным”, о нем в XVIII веке известный вам М.В. Ломоносов писал: “поставляется по удивлении” (т.е. ставится при удивлении). Интересно, правда?!

- Ну а вы молодцы! Давайте похлопаем в ладоши, но не просто так, а вспомним, как мы учились различать виды предложений по цели высказывания и по интонации. Еще раз уточним, какие виды предложений по цели высказывания вы знаете; сформулируйте определения.

- Итак, 1 ряд – хлопаем, как только слышим повествовательное предложение; 2 ряд хлопает в ладоши, когда слышит побудительное предложение; 3 ряд хлопает, когда слышит вопросительное предложение.

- Итак, определяем и хлопаем, готовы? Пожалуйста!

  1. Но из бочки кто их вынет?
  2. Бог неужто их покинет?
  3. Мать и сын теперь на воле.
  4. Вы ж, голубушки-сестрицы,
    Выметайтесь из светлицы.
  5. Князь Гвидон зовет их в гости.
  6. А теперь ты воротись, не горюй и спать ложись.

Учитель: Ну а нам, ребята, отдыхать еще рано! Мы работу продолжаем! Вы молодцы! А вот верите ли вы, что по началу предложения можно определить, каким оно будет по цели высказывания? Попробуем?

1) Да скажите ж …

2) Чем вы …

3) Мы объехали …

- Спасибо! Вы очень радуете меня своими знаниями! А какой пунктуационный знак я использовала в этих предложениях? Запишите его название под № 5.

- А знаете, как он появился? Давайте пофантазируем!

- Представьте, пожалуйста, сошлись три точки, разговорились:

(Выбегают три точки)

- Как жизнь?

- Что нового?

- Да, у точки, как известно, жизнь точечная. О ней вспоминают только в самом конце, когда уже к предложению добавить нечего.

- А ведь хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя!

- А что если нам вместе попробовать? В отдельности, может, каждая из нас и немного значит, а втроем…

Учитель: Действительно, ребята, как много значений передают три точки, вставшие рядом: взволнованность, задумчивость, сомнение, смущение, ужас, прерывистость речи …

- Читая “Сказку о царе Салтане”, вы часто встретите этот знак. Как думаете, почему?

- Спасибо. Молодцы! Ну что ж, друзья мои, благодаря жителям этого чудного острова, мы легко справимся и со следующим заданием: необходимо собрать рассыпавшиеся слова-бусинки в предложение.

(Ядра – чистый изумруд).

- Обратитесь, пожалуйста, к кроссворду и под № 8 запишите, роль какого члена предложения играет слово “ядра”.

Под № 3 укажите, каким членом предложения является слово “изумруд”.

- Что общего между этими членами предложения?

- Какой частью речи они выражены? Следовательно, без какого знака не обойтись в этом предложении?

- Кому трудно? Давайте поможем!

- А какой второстепенный член использован в этом предложении? Запишите этот термин под № 12. Охарактеризуйте, не называя его.

- Предлагаю составить еще одно предложение.

Хор церковный бога хвалит.

- Назовите грамматическую основу. А теперь попробуйте определить, какой из членов этого предложения зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие; выражен именем существительным в косвенном падеже. Укажите его имя под № 9.

- Какой из второстепенных членов предложения остался без внимания? Запишите под №10.

- Представьте нам его, пожалуйста!

- Спасибо! Молодцы! Ну а сейчас вооружитесь, пожалуйста, табличками – условными обозначениями всех членов предложения.

Проверим ваше умение их определять.

(На доске записаны предложения, ребята поднимают таблички последовательно).

1. Повариха побледнела, обмерла и окривела.

2. Белку холят, берегут.

3. Посмотрите вы туда.

4. Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

- Назовите односоставное предложение.

- Дайте характеристику 1, 3 предложениям.

- Помогите мне разобраться: научите различать подлежащее и дополнение на примере 4 предложения.

- Спасибо! Молодцы! Замечательно работаете. Взгляните, пожалуйста, на пятое предложение.

5. В свете есть какие дива?

(Выстроите его при помощи условных графических обозначений – ребята выбегают к доске, выстраиваются, поднимая таблички с обозначениями).

Учитель: А какое диво у нас в кроссворде?

(Если кроссворд заполнен правильно, получится по вертикали слово “замечательно”).

- Действительно, друзья мои, поработали вы замечательно! И уже сейчас видите оценку своей работе. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого вышло это слово “замечательно”.

- Не огорчайтесь, если что-то не получилось, ведь мы учимся!

- Итак, все испытания сегодняшнего путешествия позади. Огромное спасибо жителям этого чудного острова, где правят, (?) конечно же, синтаксис и пунктуация. На самом деле, очень важные разделы лингвистики.

- Взгляните, пожалуйста, на эпиграф. Прочтите, прокомментируйте.

- А вы не задумывались, почему они вместе?

- Итак, в качестве домашнего задания я предлагаю вам написать лингвистическую сказку на тему “Почему синтаксис и пунктуация поселились вместе на чудном острове лингвистического моря?” или просто ответ на вопрос: “Почему неразлучны синтаксис и пунктуация?”

- Друзья мои! Царь Салтан говорил: “Коли жив я только буду, чудный остров навещу и у князя погощу”. Ну а наше пребывание на чудном острове заканчивается. Мне хотелось, чтобы сегодня вы смогли выявить то, что вызывает затруднения, и то, что хорошо понятно. Если возникли какие-то вопросы, обратитесь, пожалуйста, к нашему помощнику-справочнику, повторите материал по данной теме. А нас ждут новые встречи, ведь изучение этого раздела лингвистики еще не закончено; нам предстоит много узнать. И, конечно же, я буду рада, если вам захочется еще раз перечитать замечательную сказку А.С. Пушкина. Ее полное название у вас на листочках, но снова беда – все смешалось в сплошное буквосочетание. Выстроите, пожалуйста, название сказки, отыщите местечко для запятой, прочтите.

сказкаоцаресалтанеосынеегославномимогучембогатырекнязегвидонесалтановичеиопрекраснойцаревнелебеди

- Молодцы! Всем огромное спасибо за работу!

Кроссворд “Чудный остров”  

Мой друг! Если тебе удастся разгадать кроссворд правильно, то ты узнаешь, что поработал на уроке …!