Урок-исследование по русскому языку по теме "Синтаксис сложного предложения"

Разделы: Русский язык


“Мысль! Что и составляет величие человека, как не мысль”

“Золото добывают из земли, а знания – из книг”, - говорит народная мудрость.

Читатели нередко выписывают лучшие мысли из прочитанных книг в свои записные книжки, дневники. Сборники мыслей и афоризмов пользуются любовью самых широких читательских кругов: “Золотые россыпи”, “Крылатые слова”, “Великие мысли великих людей”.

Сегодня я предлагаю вам провести урок-исследование, тема которого “Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.

Цель:

  • мы сегодня рассмотрим, как с помощью разных синтаксических конструкций создаётся крылатое выражение;
  • попытаемся определить, как содержание влияет на синтаксическую структуру высказывания;
  • сделаем вывод о том, какова роль афоризмов в жизни человека, в вашей учебной деятельности как школьников.

Мы помним, что у русской пунктуации двуединое основание. На это указывал и великий Ломоносов в своей книге “Российская грамматика”: “Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам”.

Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо определить смысловую сторону предложения и его структуру, т.е. действовать по формуле:

Смысл + структура => знак препинания.

1-ое задание.

Для выполнения 1-го задания я предлагаю вам высказывания Сергея Конёнкова – российского скульптора, Дмитрия Писарева – российского публициста, литературного критика; Л.Гурунца мыслителя.

  • 1-ая группа выполняет задание под №1,
  • 2-я – под №2,
  • 3-я – под №3.

Расставить знаки препинания, построить схему; дать структурный анализ предложения; сделать вывод, как данная синтаксическая конструкция помогает раскрыть содержание высказывания.

Нам нужны экономия и расчёт, но не будем экономны, когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.

(С.Конёнков)

I II

[ ] ,но [ ], (когда…) .

В сложносочиненном предложении с противительным союзом “но” одно явление противопоставляется другому. Сложноподчиненное предложение с придаточным условным.

Будто нужно любить человека какого-нибудь особенной любовью для того, чтобы протянуть ему руку, когда он зовёт вас к себе на помощь.

(Д. Писарев)

[… для того], (чтобы…), (когда…) .

Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным цели и придаточным условным или времени.

Иногда с легкостью ранят нам сердце. Проходят годы, рубец затягивается, но всё равно новая кожа хранит на себе след прежней раны – непреходящая боль сердца.

(Л. Гурунц)

[ ], [ ] ,но [ ] – [ ] .

Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

В сложносочиненном предложении с противительным союзом “но” одно явление противопоставляется другому.

В бессоюзном предложении ставится запятая, если в нём перечисляются какие-то факты.

В бессоюзном предложении ставится тире, если 2-ое заключает вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.

Сделаем вывод: отчего зависит постановка знаков препинания?

Вывод: знаки препинания ставятся в зависимости от цели и содержания высказывания (запись в тетради).

Какая тема объединяет эти три высказывания? (Тема бережного отношения к человеку).

Скажите, если бы была такая тема сочинения, то эти высказывания чем могли бы быть?

Запись на доске:

Тезис – положение, требующее доказательств.

Основная мысль

Цитата

Эпиграф

Девиз жизни

Следуем цели урока.

2-ое задание.

Для выполнения 2-го задания я предлагаю вам высказывания Василия Ключевского – российского историка, Гёте – немецкого писателя и мыслителя. А.П. Чехова.

Задание:

Даны части сложного предложения и союзы (в перечень союзов прокрались “самозванцы”, они могут помешать понять смысл высказывания), составить высказывание, объяснить постановку знаков препинания и использование союзов, построить схему.

Составленные высказывания:

Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперником.

(В. Ключевский)

(кто…), [того…], (потому что…)

 Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: изъяснительным и придаточным причины.

Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшие основания для того, чтобы быть современником всех эпох будущего.

(И. Гёте)

(кто…), [тот…], (чтобы …) .

Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: изъяснительным и придаточным цели.

Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела.

(А. Чехов)

I II

(когда…), [… до того], (как…) , [ ] .

I часть: сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным условия и изъяснительным.

Между первой и второй частями возможна запятая или точка с запятой.

Внимательно рассмотрите схемы. Одна из частей представляет собой

сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. (Структуры предложений схожи.)

Вывод: предложения с разными типами связи дают богатые возможности для развёрнутого изложения мысли и различных смысловых отношений (запись в тетрадь).

Какая тема объединяет эти три высказывания? Могут ли они служить доказательством или выводом ваших мыслей?

Обращаемся к записи на доске:

Тезис – положение, требующее доказательств.

Основная мысль

Цитата

Эпиграф

Девиз жизни

Следуем цели урока.

3-е задание.

Предлагаются крылатые слова Аристотеля – древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста; Плутарха – греческого писателя и К. Маркса - мыслителя, общественного деятеля.

Вам представляется уникальная возможность: проследить за ходом мысли великих мужей.

Задание:

Даны простые предложения; составить афоризм, используя различные конструкции и союзы.

Составленные афоризмы:

Древние говорили: надо стараться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! (Какая глубокая мудрость заключена в этом!)

I II (К. Маркс)

[ ] : [ ], (чтобы …) .

II часть - предложение с придаточным цели.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

(Аристотель)

[ ], (так как …), (если …) .

Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: причины и условия.

Мне не нужно друга, который, во всём со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.

(Плутарх 1 в. н.э.)

[ ] , (который …) , (ибо …).

Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: определительным и придаточным причины.

Вывод: внутренняя компоновка структурных элементов предложения и точное использование средств связи позволяют логично выстроить высказывание.

Какова общая тема высказываний? (О дружбе)

Какую роль они могут играть в сочинении и в жизни человека?

Обратимся к записи на доске:

Тезис – положение, требующее доказательств.

Основная мысль

Цитата

Эпиграф

Девиз жизни

К уроку я попросила один из тезисов развить в высказывание, мысль которого волнует учащихся.

Надо уметь любить и познавать. Наука и любовь создают жизнь. (А. Франс)

При чтении книг я останавливаюсь на каждой прекрасной мысли, как останавливаюсь перед каждой истиной. Наука и любовь создают жизнь. (Ральф Эмерсон – американский мыслитель)

Задание:

Выберите один из вариантов и защитите его.

Вывод: вы участвовали в создании афоризма. В чем созвучны ваши высказывания с высказываниями автора?

Подведём итоги.

Задача нашего урока: рассмотреть функциональные особенности

синтаксических конструкций афоризмов.

Сделаем выводы:

Ребята читают записи в тетради (3 вывода).

Прав был Ломоносов?

4-ый вывод:

открыть закрытую фразу о роли афоризма как девиза жизни:

“Бери полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывай главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”

Домашнее задание.

Впереди у нас подготовка к сочинению “Я выбираю профессию”.

Используя сложное предложение с различными видами связи, сформулируйте основную мысль сочинения.

Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:

Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
Себя приучи не страшиться труда:
Труд с разумом, с честью
В согласии всегда

На уроке можно использовать и другие синтаксические конструкции афоризмов (см. приложение).