“Мысль! Что и составляет величие человека, как не мысль”
“Золото добывают из земли, а знания – из книг”, - говорит народная мудрость.
Читатели нередко выписывают лучшие мысли из прочитанных книг в свои записные книжки, дневники. Сборники мыслей и афоризмов пользуются любовью самых широких читательских кругов: “Золотые россыпи”, “Крылатые слова”, “Великие мысли великих людей”.
Сегодня я предлагаю вам провести урок-исследование, тема которого “Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.
Цель:
- мы сегодня рассмотрим, как с помощью разных синтаксических конструкций создаётся крылатое выражение;
- попытаемся определить, как содержание влияет на синтаксическую структуру высказывания;
- сделаем вывод о том, какова роль афоризмов в жизни человека, в вашей учебной деятельности как школьников.
Мы помним, что у русской пунктуации двуединое основание. На это указывал и великий Ломоносов в своей книге “Российская грамматика”: “Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам”.
Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо определить смысловую сторону предложения и его структуру, т.е. действовать по формуле:
Смысл + структура => знак препинания.
1-ое задание.
Для выполнения 1-го задания я предлагаю вам высказывания Сергея Конёнкова – российского скульптора, Дмитрия Писарева – российского публициста, литературного критика; Л.Гурунца мыслителя.
- 1-ая группа выполняет задание под №1,
- 2-я – под №2,
- 3-я – под №3.
Расставить знаки препинания, построить схему; дать структурный анализ предложения; сделать вывод, как данная синтаксическая конструкция помогает раскрыть содержание высказывания.
Нам нужны экономия и расчёт, но не будем экономны, когда речь идёт о чуткости и внимании друг к другу.
(С.Конёнков)
I II
[ ] ,но [ ], (когда…) .
В сложносочиненном предложении с противительным союзом “но” одно явление противопоставляется другому. Сложноподчиненное предложение с придаточным условным.
Будто нужно любить человека какого-нибудь особенной любовью для того, чтобы протянуть ему руку, когда он зовёт вас к себе на помощь.
(Д. Писарев)
[… для того], (чтобы…), (когда…) .
Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным цели и придаточным условным или времени.
Иногда с легкостью ранят нам сердце. Проходят годы, рубец затягивается, но всё равно новая кожа хранит на себе след прежней раны – непреходящая боль сердца.
(Л. Гурунц)
[ ], [ ] ,но [ ] – [ ] .
Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.
В сложносочиненном предложении с противительным союзом “но” одно явление противопоставляется другому.
В бессоюзном предложении ставится запятая, если в нём перечисляются какие-то факты.
В бессоюзном предложении ставится тире, если 2-ое заключает вывод, следствие из того, о чём говорится в первом.
Сделаем вывод: отчего зависит постановка знаков препинания?
Вывод: знаки препинания ставятся в зависимости от цели и содержания высказывания (запись в тетради).
Какая тема объединяет эти три высказывания? (Тема бережного отношения к человеку).
Скажите, если бы была такая тема сочинения, то эти высказывания чем могли бы быть?
Запись на доске:
Тезис – положение, требующее доказательств.
Основная мысль
Цитата
Эпиграф
Девиз жизни
Следуем цели урока.
2-ое задание.
Для выполнения 2-го задания я предлагаю вам высказывания Василия Ключевского – российского историка, Гёте – немецкого писателя и мыслителя. А.П. Чехова.
Задание:
Даны части сложного предложения и союзы (в перечень союзов прокрались “самозванцы”, они могут помешать понять смысл высказывания), составить высказывание, объяснить постановку знаков препинания и использование союзов, построить схему.
Составленные высказывания:
Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперником.
(В. Ключевский)
(кто…), [того…], (потому что…) |
Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: изъяснительным и придаточным причины.
Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшие основания для того, чтобы быть современником всех эпох будущего.
(И. Гёте)
(кто…), [тот…], (чтобы …) .
Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: изъяснительным и придаточным цели.
Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела.
(А. Чехов)
I II
(когда…), [… до того], (как…) , [ ] .
I часть: сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: придаточным условия и изъяснительным.
Между первой и второй частями возможна запятая или точка с запятой.
Внимательно рассмотрите схемы. Одна из частей представляет собой
сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. (Структуры предложений схожи.)
Вывод: предложения с разными типами связи дают богатые возможности для развёрнутого изложения мысли и различных смысловых отношений (запись в тетрадь).
Какая тема объединяет эти три высказывания? Могут ли они служить доказательством или выводом ваших мыслей?
Обращаемся к записи на доске:
Тезис – положение, требующее доказательств.
Основная мысль
Цитата
Эпиграф
Девиз жизни
Следуем цели урока.
3-е задание.
Предлагаются крылатые слова Аристотеля – древнегреческого философа и учёного-энциклопедиста; Плутарха – греческого писателя и К. Маркса - мыслителя, общественного деятеля.
Вам представляется уникальная возможность: проследить за ходом мысли великих мужей.
Задание:
Даны простые предложения; составить афоризм, используя различные конструкции и союзы.
Составленные афоризмы:
Древние говорили: надо стараться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! (Какая глубокая мудрость заключена в этом!)
I II (К. Маркс)
[ ] : [ ], (чтобы …) .
II часть - предложение с придаточным цели.
Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.
(Аристотель)
[ ], (так как …), (если …) .
Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: причины и условия.
Мне не нужно друга, который, во всём со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.
(Плутарх 1 в. н.э.)
[ ] , (который …) , (ибо …).
Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: определительным и придаточным причины.
Вывод: внутренняя компоновка структурных элементов предложения и точное использование средств связи позволяют логично выстроить высказывание.
Какова общая тема высказываний? (О дружбе)
Какую роль они могут играть в сочинении и в жизни человека?
Обратимся к записи на доске:
Тезис – положение, требующее доказательств.
Основная мысль
Цитата
Эпиграф
Девиз жизни
К уроку я попросила один из тезисов развить в высказывание, мысль которого волнует учащихся.
Надо уметь любить и познавать. Наука и любовь создают жизнь. (А. Франс)
При чтении книг я останавливаюсь на каждой прекрасной мысли, как останавливаюсь перед каждой истиной. Наука и любовь создают жизнь. (Ральф Эмерсон – американский мыслитель)
Задание:
Выберите один из вариантов и защитите его.
Вывод: вы участвовали в создании афоризма. В чем созвучны ваши высказывания с высказываниями автора?
Подведём итоги.
Задача нашего урока: рассмотреть функциональные особенности
синтаксических конструкций афоризмов.
Сделаем выводы:
Ребята читают записи в тетради (3 вывода).
Прав был Ломоносов?
4-ый вывод:
открыть закрытую фразу о роли афоризма как девиза жизни:
“Бери полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывай главнейшего – мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.”
Домашнее задание.
Впереди у нас подготовка к сочинению “Я выбираю профессию”.
Используя сложное предложение с различными видами связи, сформулируйте основную мысль сочинения.
Пусть эпиграфом для вас будут слова классика персидской литературы Фирдоуси:
Цель выбрав благую,
К ней прямо иди.
Себя приучи не страшиться труда:
Труд с разумом, с честью
В согласии всегда
На уроке можно использовать и другие синтаксические конструкции афоризмов (см. приложение).