Условное наклонение глагола. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Урок русского языка, на котором учащиеся продолжают знакомство с особенностями значения глаголов; учатся находить глаголы в тексте, различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отрабатывание навыков правильного написания глаголов в условном наклонении. Составлять мотивированные связные высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос; систематизировать и обобщать теоретический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову «Условное наклонение глагола». Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.

III. Проверка домашнего задания.

Итак в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.

1. Работа по карточкам. Taблица № 1.

(Учащиеся записывают ответы на вопросы. Задание выполняется самостоятельно.)

Затем читают свои ответы.

IV. Обобщение изученного по теме.

И вот мы в открытом море. Но ребята, посмотрите, море почему-то заволновалось, потемнело. Это надвигается буря, поднимается шторм! Нам надо спасаться! Чтобы преодолеть его, нужно быстро выполнить задание.

1. Работа с перфокартами.

Правописание окончаний глагола 3 лица ед.ч. е-и.

Борется

Пилит

Плачет

Тает

Терпит

Верит

Рубит

Кружит

Держит

Веет

Красит

Струится

Открывает    

Лепит.

Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический разбор предложения.

2. Синтаксический разбор предложения.

Я хотел бы любоваться красивой природой.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)

Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас. Но нас ждут другие испытания. Смотрите, на горизонте появился какой-то небольшой остров. А называется он «Условное наклонение глагола». Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.

V. Изучение нового материала.

Смотрите, нас пришли встречать какие-то маленькие существа. Они хотят вас познакомить с чем-то интересным. И только тогда, они отпустят вас с этого острова.

Давайте вернемся к нашему предыдущему предложению.

Скажите, при каком условии выполняли бы свои замыслы?

(При условии желания, чтобы природа была красивой).

Посмотрите, как написана частица БЫ? (Отдельно).

1. Устная работа

А если БЫ у вас была волшебная палочка, чтоБЫ вы сделали? (Учащиеся отвечают на вопрос).

2. Запись предложений в тетрадь.

Запишите свое желание в тетрадь.

Найдите глаголы.

3. Работа с учебником.

А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем заклинание, стр. 196–197.

4. Работа с опорной картой.

Запишите, на опорной карте № 2, что узнали нового о глаголе.

Прочитайте, что у вас получилось.

Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.

VI. Закрепление изученного материала.

Итак, отправляемся путешествовать дальше по-нашему острову. Нам нужно выполнить еще несколько заданий, чтобы вернуться обратно.

1. Игра цепочка.

Называется глагол неопределенной формы, его нужно образовать в условное наклонение. (Выполняется письменно).

Принести – принесли БЫ

Сделать – сделали БЫ

Долететь – долетел БЫ

Приходить – приходил БЫ

Думать – думал БЫ

Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. Вот еще одно.

2. Работа по карточкам.

Учащиеся читают четверостишие, находят и выписывают глаголы в условном наклонении. (По вариантам карточка № 1, № 2)

Как глаголы в условном наклонении помогают создать тот или иной образ?

3. Выполнение упражнения.

Упражнение 489 (устно).

VII. Обобщение. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

А теперь мы возвращаемся в наш класс.

И вот, мы в нашем классе.

Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове узнали нового?

От какой основы образуются глаголы условного наклонения?

При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?

Чтение опорной карты № 2.

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.