Урок русского языка, на котором учащиеся продолжают знакомство с особенностями значения глаголов; учатся находить глаголы в тексте, различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отрабатывание навыков правильного написания глаголов в условном наклонении. Составлять мотивированные связные высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос; систематизировать и обобщать теоретический материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову «Условное наклонение глагола». Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.
III. Проверка домашнего задания.
Итак в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
1. Работа по карточкам. Taблица № 1.
(Учащиеся записывают ответы на вопросы. Задание выполняется самостоятельно.)
Затем читают свои ответы.
IV. Обобщение изученного по теме.
И вот мы в открытом море. Но ребята, посмотрите, море почему-то заволновалось, потемнело. Это надвигается буря, поднимается шторм! Нам надо спасаться! Чтобы преодолеть его, нужно быстро выполнить задание.
1. Работа с перфокартами.
Правописание окончаний глагола 3 лица ед.ч. е-и.
Борется |
Пилит |
Плачет |
Тает |
Терпит |
Верит |
Рубит |
Кружит |
Держит |
Веет |
Красит |
Струится |
Открывает |
Лепит. |
Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический разбор предложения.
2. Синтаксический разбор предложения.
Я хотел бы любоваться красивой природой.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)
Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас. Но нас ждут другие испытания. Смотрите, на горизонте появился какой-то небольшой остров. А называется он «Условное наклонение глагола». Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.
V. Изучение нового материала.
Смотрите, нас пришли встречать какие-то маленькие существа. Они хотят вас познакомить с чем-то интересным. И только тогда, они отпустят вас с этого острова.
Давайте вернемся к нашему предыдущему предложению.
Скажите, при каком условии выполняли бы свои замыслы?
(При условии желания, чтобы природа была красивой).
Посмотрите, как написана частица БЫ? (Отдельно).
1. Устная работа
А если БЫ у вас была волшебная палочка, чтоБЫ вы сделали? (Учащиеся отвечают на вопрос).
2. Запись предложений в тетрадь.
Запишите свое желание в тетрадь.
Найдите глаголы.
3. Работа с учебником.
А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем заклинание, стр. 196–197.
4. Работа с опорной картой.
Запишите, на опорной карте № 2, что узнали нового о глаголе.
Прочитайте, что у вас получилось.
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
VI. Закрепление изученного материала.
Итак, отправляемся путешествовать дальше по-нашему острову. Нам нужно выполнить еще несколько заданий, чтобы вернуться обратно.
1. Игра цепочка.
Называется глагол неопределенной формы, его нужно образовать в условное наклонение. (Выполняется письменно).
Принести – принесли БЫ
Сделать – сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ
Приходить – приходил БЫ
Думать – думал БЫ
Вы очень хорошо справляетесь со всеми заданиями. Вот еще одно.
2. Работа по карточкам.
Учащиеся читают четверостишие, находят и выписывают глаголы в условном наклонении. (По вариантам карточка № 1, № 2)
Как глаголы в условном наклонении помогают создать тот или иной образ?
3. Выполнение упражнения.
Упражнение 489 (устно).
VII. Обобщение. Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы возвращаемся в наш класс.
И вот, мы в нашем классе.
Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове узнали нового?
От какой основы образуются глаголы условного наклонения?
При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
Чтение опорной карты № 2.
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.